V. ПЕРВАЯ РЕЧЬ – ПРОРОЧЕСТВО О ПЕРВОМ ПРИШЕСТВИИ МЕССИИ (Гл. 9 – 11)
Оставшиеся главы книги составляют две группы пророчеств – первая (Гл. 9 – 11) касается первого пришествия Мессии, а вторая (Гл. 12 – 14) повествует о Его втором пришествии во славе.
A. Суд над языческими народами (9:1-8)
9:1-7 В главе 9 провозглашается Божий суд над Сирией (Хадрах, Дамаск, Емаф – ст. 1, 2а), Тиром, Сидоном (ст. 2б-4) и Филистией (Аскалон, Газа, Екрон, Азот – ст. 5-7). Тир гордится своими богатствами и неприступным городом-крепостью, но Господь поразит его в море. Города филистимские придут в отчаяние, увидев падение Тира – они так уповали на его неприступность!
Бог очистит филистимлян от идолопоклонства, их племя присоединится к Израилю. Екрон будет как Иевусей в том смысле, что жители этого города, смешавшись с израильским народом, превратятся в мирных и верных граждан.
9:8 Иноземные захватчики больше не будут угрожать ни храму, ни народу. Фактически, пророчества в стихах 1-8 исполнились во время покорения этих языческих народов Александром Македонским (см. упоминание о Греции в ст.
13).
Б. Первый приход Мессии на Сион (9:9)
Далее Божьему народу дано воодушевляющее обетование о грядущем Мессии (Царе). В стихе 9 описано Его первое пришествие – в кротком явлении благодати, на ослице. И Матфей (автор самого "еврейского" из четырех евангелий), и Иоанн (автор самого универсального из них) цитируют этот стих, описывая так называемый "триумфальный въезд" Господа нашего в Иерусалим.
B. Разоружение и мир на всей земле во время второго пришествия Христа (9:10)
Стих 10 однако, указывает на второе пришествия Христа, Который придет в могуществе и славе. Уничтожено будет всякое оружие, и Христос будет править "от моря до моря и от реки до концов земли" (цитата из Пс. 71:8). Нынешняя "эра благодати" сокрыта где-то между стихами 9 и 10.
Г. Возвращение изгнанников в Иерусалим (9:11, 12)
"Кровь завета" – это кровь, которой скрепляется завет. Данное выражение может иметь отношение к завету Десятисловия (Исх. 24:8), завету владения землей (Вт. 30:1-10), завету Давида (2 Цар. 7:4-17) или "общему завету" Иеговы (Его отношениям) с Израилем.
Плененные израильтяне будут освобождены изо рва (в котором нет воды) чужих стран и возвращены на твердыню, т. е. в Иерусалим, Палестину или к Самому Богу.
Д. Победа Израиля над Грецией (9:13)
В тот день Иуда и Израиль (Ефрем) станут воинствующей нацией, которая подчинит многие народы, в том числе и Грецию (Ионию). Хотя это пророчество частично исполнилось в период Маккавейских войн (175-163 гг. до Р. Х.), оно также предвосхищает эсхатологическое возрождение Израиля, когда окончатся дни его рассеяния.
Е. Иегова явит силу, чтобы защитить Свой народ (9:14-17)
Один неизвестный комментатор ярко описал масштабы "священной войны" последнего времени:
"Божьи победители не только досыта напьются крови своих побежденных врагов и будут подобны наполненным жертвенной кровью чашам (из которых окроплялись бока жертвенника и его рога) – они придут к славной победе, обрызганные кровью подобно углам жертвенника." Меррил Унгер указывает на разительный контраст между Израилем и его врагами:
"Явно противопоставляя Израиль его врагам, которые в предыдущем стихе уподобляются попираемым (букв. в грязи) пращным камням, Захария сравнивает победоносных сынов Сиона (спасенный остаток) с драгоценными камнями венца, сияющего в земле Господа. Очевидно, здесь говорится о награде для сохранивших верность мучеников и храбрых святых Израиля, которые вступают в царство Мессии."
V. ПЕРВАЯ РЕЧЬ – ПРОРОЧЕСТВО О ПЕРВОМ ПРИШЕСТВИИ МЕССИИ (Гл. 9 – 11)
Оставшиеся главы книги составляют две группы пророчеств – первая (Гл. 9 – 11) касается первого пришествия Мессии, а вторая (Гл. 12 – 14) повествует о Его втором пришествии во славе.
A. Суд над языческими народами (9:1-8)
9:1-7 В главе 9 провозглашается Божий суд над Сирией (Хадрах, Дамаск, Емаф – ст. 1, 2а), Тиром, Сидоном (ст. 2б-4) и Филистией (Аскалон, Газа, Екрон, Азот – ст. 5-7). Тир гордится своими богатствами и неприступным городом-крепостью, но Господь поразит его в море. Города филистимские придут в отчаяние, увидев падение Тира – они так уповали на его неприступность!
Бог очистит филистимлян от идолопоклонства, их племя присоединится к Израилю. Екрон будет как Иевусей в том смысле, что жители этого города, смешавшись с израильским народом, превратятся в мирных и верных граждан.
9:8 Иноземные захватчики больше не будут угрожать ни храму, ни народу. Фактически, пророчества в стихах 1-8 исполнились во время покорения этих языческих народов Александром Македонским (см. упоминание о Греции в ст.
13).
Б. Первый приход Мессии на Сион (9:9)
Далее Божьему народу дано воодушевляющее обетование о грядущем Мессии (Царе). В стихе 9 описано Его первое пришествие – в кротком явлении благодати, на ослице. И Матфей (автор самого "еврейского" из четырех евангелий), и Иоанн (автор самого универсального из них) цитируют этот стих, описывая так называемый "триумфальный въезд" Господа нашего в Иерусалим.
B. Разоружение и мир на всей земле во время второго пришествия Христа (9:10)
Стих 10 однако, указывает на второе пришествия Христа, Который придет в могуществе и славе. Уничтожено будет всякое оружие, и Христос будет править "от моря до моря и от реки до концов земли" (цитата из Пс. 71:8). Нынешняя "эра благодати" сокрыта где-то между стихами 9 и 10.
Г. Возвращение изгнанников в Иерусалим (9:11, 12)
"Кровь завета" – это кровь, которой скрепляется завет. Данное выражение может иметь отношение к завету Десятисловия (Исх. 24:8), завету владения землей (Вт. 30:1-10), завету Давида (2 Цар. 7:4-17) или "общему завету" Иеговы (Его отношениям) с Израилем.
Плененные израильтяне будут освобождены изо рва (в котором нет воды) чужих стран и возвращены на твердыню, т. е. в Иерусалим, Палестину или к Самому Богу.
Д. Победа Израиля над Грецией (9:13)
В тот день Иуда и Израиль (Ефрем) станут воинствующей нацией, которая подчинит многие народы, в том числе и Грецию (Ионию). Хотя это пророчество частично исполнилось в период Маккавейских войн (175-163 гг. до Р. Х.), оно также предвосхищает эсхатологическое возрождение Израиля, когда окончатся дни его рассеяния.
Е. Иегова явит силу, чтобы защитить Свой народ (9:14-17)
Один неизвестный комментатор ярко описал масштабы "священной войны" последнего времени:
"Божьи победители не только досыта напьются крови своих побежденных врагов и будут подобны наполненным жертвенной кровью чашам (из которых окроплялись бока жертвенника и его рога) – они придут к славной победе, обрызганные кровью подобно углам жертвенника." Меррил Унгер указывает на разительный контраст между Израилем и его врагами:
"Явно противопоставляя Израиль его врагам, которые в предыдущем стихе уподобляются попираемым (букв. в грязи) пращным камням, Захария сравнивает победоносных сынов Сиона (спасенный остаток) с драгоценными камнями венца, сияющего в земле Господа. Очевидно, здесь говорится о награде для сохранивших верность мучеников и храбрых святых Израиля, которые вступают в царство Мессии."