В главе 4 начинается цикл речей друзей Иова и ответов Иова своим друзьям. Райдаут так обобщает суть их увещеваний:
"В аргументации трех друзей Иова мы видим единство мыслей, опирающихся на одну и ту же первооснову. Первооснова эта сводится к тому, что несчастья человека суть наказание, а не указание; что они проистекают из справедливости Бога, а не из Его любви, – хотя и то и другое всегда сливается воедино на всех Его путях. При такой первооснове неизбежно стирается грань между страданиями праведников и страданиями нечестивых". В главах 4 – 5 говорит Елифаз. Елифаз (его имя, возможно, означает "Бог есть сила" или "Бог есть чистое золото") был человеком набожным и глубоко уважаемым, придерживающимся самых ортодоксальных взглядов в отношении Божьего величия, но, увы, лишенным жалости и сочувствия. В ходе бесед его позиция становится все жестче. Следует отметить, что, в то время как трое друзей Иова на протяжении книги постепенно проявляют все меньше и меньше понимания (как в отношении сути, так и в отношении самого Иова), Иов все лучше и лучше понимает пути Божии, и наконец, после речей Елиуя и подлинного общения с Иеговой, принимает Божью волю с истинным смирением.
4:1-11 Елифаз, в сущности, говорит следующее: "Ты помогал другим ('Твои слова удерживали людей на ногах', 4:4, Джеймс Моффат), а теперь сам себе помочь не можешь". (Эти слова перекликаются с насмешками над Христом при распятии: "других спасал, а Себя не может спасти"). Елифаз объясняет все происходящее самоправедностью Иова. "Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою, и непорочность путей твоих – упованием твоим?" (4:6). Поскольку люди страдают за свою нечестивость, Иов, должно быть, согрешил (4:7-9).
4:12-21 Затем Елифаз рассказывает о потаенном видении, которое пришло к нему ночью. В этом видении дух задал вопрос: "человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего?" (4:17). Смысл здесь, по-видимому, такой, что человек не имеет права возражать Богу. Если кто-то страдает, то это его собственная вина, а не Божия. В конце концов, Бог столь велик, что не может доверять даже Своим посланникам, и по сравнению с Ним Его ангелы повинны в ошибках. А если уж это так, то что говорить о заблуждениях и ошибках простых смертных, которые бренны, как бабочка моли.
2. Первая речь Елифаза (Гл. 4, 5)
В главе 4 начинается цикл речей друзей Иова и ответов Иова своим друзьям. Райдаут так обобщает суть их увещеваний:
"В аргументации трех друзей Иова мы видим единство мыслей, опирающихся на одну и ту же первооснову. Первооснова эта сводится к тому, что несчастья человека суть наказание, а не указание; что они проистекают из справедливости Бога, а не из Его любви, – хотя и то и другое всегда сливается воедино на всех Его путях. При такой первооснове неизбежно стирается грань между страданиями праведников и страданиями нечестивых". В главах 4 – 5 говорит Елифаз. Елифаз (его имя, возможно, означает "Бог есть сила" или "Бог есть чистое золото") был человеком набожным и глубоко уважаемым, придерживающимся самых ортодоксальных взглядов в отношении Божьего величия, но, увы, лишенным жалости и сочувствия. В ходе бесед его позиция становится все жестче. Следует отметить, что, в то время как трое друзей Иова на протяжении книги постепенно проявляют все меньше и меньше понимания (как в отношении сути, так и в отношении самого Иова), Иов все лучше и лучше понимает пути Божии, и наконец, после речей Елиуя и подлинного общения с Иеговой, принимает Божью волю с истинным смирением.
4:1-11 Елифаз, в сущности, говорит следующее: "Ты помогал другим ('Твои слова удерживали людей на ногах', 4:4, Джеймс Моффат), а теперь сам себе помочь не можешь". (Эти слова перекликаются с насмешками над Христом при распятии: "других спасал, а Себя не может спасти"). Елифаз объясняет все происходящее самоправедностью Иова. "Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою, и непорочность путей твоих – упованием твоим?" (4:6). Поскольку люди страдают за свою нечестивость, Иов, должно быть, согрешил (4:7-9).
4:12-21 Затем Елифаз рассказывает о потаенном видении, которое пришло к нему ночью. В этом видении дух задал вопрос: "человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего?" (4:17). Смысл здесь, по-видимому, такой, что человек не имеет права возражать Богу. Если кто-то страдает, то это его собственная вина, а не Божия. В конце концов, Бог столь велик, что не может доверять даже Своим посланникам, и по сравнению с Ним Его ангелы повинны в ошибках. А если уж это так, то что говорить о заблуждениях и ошибках простых смертных, которые бренны, как бабочка моли.