Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Откровение

7. Суббота – знамение завета (31:12-18)

31:12-17 Соблюдение субботы было знамением завета между Богом и Израилем. В седьмой день недели запрещалась любая работа, даже сооружение скинии. Нарушение заповеди каралось смертью.

31:18 К этому моменту Господь дал Моисею две скрижали (каменные плиты), на которых был написан Закон Божий, то есть Десять Заповедей (см. Втор. 10:4).

СКИНИЯ: ПРООБРАЗ ХРИСТА, ДАННЫЙ БОГОМ

В целом скиния свидетельствует о Христе – Слове, которое стало плотью и обитало ("поставило скинию" – в греческом оригинале Ин. 1:14) среди нас.

Кроме того, скиния может служить прообразом данного Богом спасения, а также последующей жизни и служения верующего.

И хотя ее можно рассматривать как иллюстрацию к спасению, следует помнить, что скиния была дана народу, уже вступившему в завет с Богом. Скиния скорее не столько указывала на способ спасения, сколько предоставляла людям возможность очиститься от скверны внешнего мира, чтобы приблизиться к Богу, поклоняясь Ему.

Скиния и связанные с ней служения были копиями того, что на небесах (Евр. 8:5; 9:23, 24). Речь идет не об архитектурном воспроизведении того, что на небесах, а о духовном соответствии. Обратите внимание на следующие параллели:

Земное святилище (Евр. 9:1-5) Небесное святилище (Евр. 8:2; 9:11-15)
Святое-святых (Евр. 9:3б) Святилище, присутствие Бога (Евр. 10:19)
Завеса (Евр. 9:3 а) Завеса – Тело Христово (Евр. 10:20)
Кровь животных (Евр. 9:13) Кровь Христа (Евр. 9:14)
Жертвенник (Евр. 7:13; Исх. 27:1-8) Христос – наш жертвенник (Евр. 13:10)
Первосвященник (Евр. 5:1-4) Христос – наш Великий Первосвященник (Евр. 4:14, 15; 5:5-10; 7:20-28; 8:1; 10:21)
Жертвы (Евр. 10:1-4, 11) Христос, наша Жертва (Евр. 9:23-28; 10:12)
Ковчег (Евр. 9:4) Престол благодати (Евр. 4:16)
Жертвенник для приношения курений (золотая кадильница) (Евр. 9:4) Небесный жертвенник для приношения курений (Откр. 8:3)

Льняные завесы для внешнего двора (45 м х 23 м)

Завесы делались из крученого льна, что символизировало совершенную праведность Бога. Высота завес была два метра с четвертью, чтобы человек не мог увидеть того, что за ними. Это напоминает нам о том, что человек не может достичь праведности, требуемой Богом (Рим. 3:23), и что грешник не может увидеть или понять то, что от Бога (1 Кор. 2:14). Завесы держались на 56 вертикальных брусьях с серебряными крючками и лентами, которые стояли на медных подножиях.

Ворота

Чтобы попасть во двор, нужно было пройти через ворота. Вход был только один, и путь к Богу тоже один единственный – через Христа (Ин. 14:6; Деян. 4:12). Ширина ворот была девять метров. Это говорит о том, что Христос может принять все человечество (Ин. 6:37; Евр. 7:25).

Завеса на воротах была соткана из белого льна, расшитого голубым, пурпурным и багряным цветами. Эти цвета соответствуют образу Христа в четырех Евангелиях:

Пурпурный Матфей Царь (Мф. 2:2)
Багряный Марк Слуга, страдающий за грехи, который уподоблены багрянцу (Ис. 1:18)
Белый Лука Совершенный Человек (Лк. 3:22)
Голубой Иоанн Сошедший с небес (Ин. 3:13)

Медный жертвенник для всесожжения (длина и ширина 2,3 м, высота 1,4 м)

Первым предметом во внутреннем дворе был жертвенник. На нем приносились жертвы. Это прообраз Голгофского Креста, на котором пострадал Христос (Евр. 9:14, 22). С него стоит начинать, чтобы приблизиться к Богу. Жертвенник был сделан из меди и дерева ситтим (акации), которое растет в пустыне и не портится. Медь символизирует суд, а дерево – безгрешную непорочную человеческую природу Христа. Тот, Кто не знал греха, понес на себе наказание Бога за наши грехи (2 Кор. 5:21).

Жертвенник был полым, с решеткой посередине, на которую клали животное. Из каждого угла жертвенника выходил рог (Исх. 27:2). По-видимому, жертва привязывалась к этим рогам (Пс. 117:27б). Но не веревки, и даже не гвозди удерживали Спасителя на Кресте, а Его бесконечная любовь к нам.

Принося жертву всесожжения, израильтянин возлагал руку на ее голову, отождествляя себя с ней. Это означало, что животное умрет вместо него, став заместительной жертвой. Животное убивали, а кровь выливали. Это служит прообразом крови Христовой, без которой нет прощения грехов (Евр. 9:22).

На жертвеннике сжигалось все, кроме кожи. Здесь, как это часто бывает, параллель оказывается неполной, потому что на Голгофе Христос полностью подчинился воле Отца.

Аромат жертвы – благоухание приятное Господу, напоминает нам о том, что Бог полностью принял то, что совершил Христос. Так совершалось искупление грехов того, кто приносил жертву.

Умывальник

Умывальник был сделан из меди зеркал, которые пожертвовали женщины (Исх. 38:8). Дж. Браун пишет: "Они принесли те предметы, которыми раньше пользовались в свое удовольствие, которые в какой-то мере служили для ублажения плоти". Прежде чем поклоняться Богу, надо проверить себя (1 Кор. 11:31).

Умывальник предназначался для священников. Он напоминал о том, что служить Господу нужно в чистоте (Ис. 52:11). Священники совершали полное омовение один раз – когда вступали в священническую должность. После этого от них требовалось постоянно омывать руки и ноги. Одно полное омовение очищает от множества вещей. Сегодня все верующие – священники (1 Пет. 2:5, 9). Баня возрождения к новой жизни требуется только один раз (Ин. 3:5; 13:10; Тит 3:5). Но нам постоянно нужно омывать руки – для служения Богу, и ноги – для благочестивых путей (Ин. 13:10). Мы омываемся посредством Слова (Пс. 118:9-11; Ин. 15:3; Еф. 5:26).

Умывальник, возможно, состоял из верхней части – для мытья рук, и нижней – для мытья ног. Точная форма и размер умывальника в Библии не указаны.

Сама скиния (4.5 м х 13.5 м)

Само строение снаружи выглядело довольно просто, но внутри оно было великолепным. Интерьер скинии был отделан золотом и искусной вышивкой. Для нас это напоминание о Христе, Который поставил скинию среди нас (Ин. 1:14). Он не привлекал людей внешней красотой (Ис. 53:2б), но Он был прекрасен изнутри.

В скинии было четыре завесы (приводятся в порядке изнутри наружу):

Искусно вышитый лен Праведность и совершенство Христа
Козья шерсть Искупление, которое совершил Христос, ставший за нас козлом отпущения (см. Лев. 16)
Кожа овнов, выкрашенная в красный цвет Посвящение Христа (см. овен посвящения, Исх. 29:19-22)
Синие кожи В некоторых переводах "шкуры тюленей", "шкуры дельфинов", "кожи морских коров". Эти завесы защищали скинию от непогоды, что символизирует Христа, защищающего Свой народ от внешних проявлений зла

Брусья

Некоторые   комментаторы считают, что это были скорее решетчатые рамы, чем брусья. В любом случае, они служат прообразом верующих, вместе в одном Духе составляющих домостроение Божье (Еф. 2:22). Эти шесты были сделаны из дерева ситтим, покрытого золотом, что символизирует нашу человеческую природу и наше положение во Христе. Бог видит нас в Нем. Брусья были длиной четыре с половиной метра, и соединялись пятью горизонтальными шестами, покрытыми золотом (Исх. 26:26-28). Средний шест проходил через все брусья, являясь, вероятно, прообразом Святого Духа. Каждый из брусьев держался на шипах в двух серебряных подножиях. Серебро свидетельствует об искуплении (см. Исх. 30:15, где сикль серебра служит денежной единицей для искупления). Основание, на котором стоит каждый верующий, – это искупление, совершенное Христом (1 Пет. 1:18, 19).

Святилище

Завеса на входе в святилище говорит о Христе, через Которого осуществляется общение с Богом (Еф. 2:18; 3:12). Стульев в святилище не было, потому что обязанности священника никогда не были полностью выполненными. И напротив, Христос совершил искупление раз и навсегда (Евр. 10:12).

Стол для хлебов предложения (90 см в длину, 45 см в ширину, 68 см в высоту; располагался с северной стороны)

Стол был сделан из дерева ситтим, обложенного золотом, что символизирует божественную и человеческую природу нашего Господа. На столе лежало двенадцать пресных хлебов, что символизирует народ Божий, который предстает пред Богом во Христе. Хлеба были окружены двумя золотыми венцами, что символизирует нашу безопасность под покровом Христа – увенчанного и прославленного.

Светильник (весил около 30 кг, размеры не указаны; располагался с южной стороны)

Светильник был сделан из вычеканенного золота. У него было основание, на котором держался ствол. Из этого ствола выходили семь ветвей. На конце каждой из них была масляная лампада. Это был единственный источник света в скинии. Можно истолковать это как символ Святого Духа, который прославляет Христа (Ин. 16:14), или как символ Христа – света небесного (Откр. 21:23) и источника всего духовного света (Ин. 8:12). Чистое золото символизирует божественную природу.

Лампады горели с вечера до утра (Исх. 27:21; 1 Цар. 3:3).

Жертвенник для приношения курений (длина и ширина 45 см, высота 90 см; находился в центре перед завесой)

Жертвенник был сделан из дерева ситтим и золота, что символизирует человеческую и божественную природу Христа. Жертвенник символизирует прославленного Христа, Который предстоит в молитве за Свой народ (Евр. 7:24-26; Откр. 8:3, 4). Аромат фимиама символизирует совершенство личности Христа и Его дел. Огонь для курения необходимо было брать с жертвенника для всесожжения, что символизирует благоухание непорочной Жертвы, Которую Сам Христос принес Богу.

Благовоние для курений делалось из смеси стакти, ониха, халвана и ливана. Все это символизирует сладость благоухания Христова (Еф. 5:2).

Святое-святых

Завеса на входе в Святое-святых указывает на плоть Христа (Евр. 10:19-22), которая была разодрана в момент Его смерти на Голгофе (Лк. 23:45). Только священники имели право входить в святилище, и только первосвященник раз в год мог входить в Святое-святых.

Но теперь верующие могут входить в присутствие Бога в любое время (Евр. 10:19-22).

Ковчег (1 м в длину, 67 см в ширину и высоту)

Ковчегом назывался ящик из дерева ситтим (акации), покрытого золотом. Содержание ковчега можно интерпретировать двумя способами. Первый способ интерпретации ставит во главу угла человека и оказывается довольно негативным. Другой способ интерпретации основан на Христе и оказывается очень позитивным.

Ковчег, в соответствии с первым способом интерпретации, содержал три напоминания о неповиновении людей (манна, Исх. 16:2, 3; закон, Исх. 32:19; жезл Аарона, Чис. 17:1-13). Поэтому ковчег служит символом того, что Христос понес на себе проклятие, вызванное нашим непослушанием.

С другой стороны, манна может напоминать о Христе – Хлебе Божьем; закон может свидетельствовать о святости Божьей, которую Господь возвеличил и прославил. Жезл Аарона говорит о воскресшем Христе – Первосвященнике, Которого избрал Бог.

Престол милости

Престолом милости называлась крышка ковчега. На крышке было два херувима из литого золота. Херувимы охраняют престол Бога и Его праведность. Сверху они смотрели на кровь, которой окропляли место перед ковчегом и крышку ковчега. Кровь Христа удовлетворяет праведность Божию и скрывает от глаз наше беззаконие. Таким образом, трон суда превращается в трон милости. Христос – наш Престол Милости (то же самое слово, что и "умилостивление" в 1 Ин. 2:2). Во Христе Бог делает шаг навстречу грешнику.

Облако славы

Когда сооружение скинии завершилось, Господь явился над крышкой ковчега в облаке славы. Это облако называют также словом "Шехина", производного от глагола "пребывать". Это было видимое проявление Его славы.