Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Откровение

12:1-10 Господь дает Аарону и Моисею подробные указания о том, как приготовиться к первой Пасхе. Агнец (ягненок) – это, конечно же, прообраз Господа Иисуса Христа (1 Кор. 5:7).Он должен быть без порока, указывая на безгрешность Христа, мужеского пола однолетний – возможно, потому, что Господь умер за нас в самом расцвете жизни. Он должен был храниться до четырнадцатого дня месяца, что символизирует уединенную жизнь Спасителя до тридцати лет в Назарете. В течение этих лет Он был испытан Богом, а последующие три года Его с особой тщательностью испытывали люди. Агнец должен быть заклан в собрании общества Израильского; Христос тоже был схвачен и убит руками беззаконных (Деян. 2:23). Агнца нужно было убить при наступлении сумерек, между девятым часом и одиннадцатым. Иисус тоже был убит в девятом часу (Мф. 27:45-50). Кровь агнца нужно было нанести на косяки и перекладины дверей, и это спасало находящихся в доме от разрушителя (ст. 7). Точно так же и кровь Христа через веру спасает нас от греха, своего "я" и сатаны. Мясо нужно было жарить на огне, что символизировало то, как Христос терпел на Себе Божий гнев за наши грехи. Ели мясо с пресным хлебом и горькими травами. Это говорит о том, что Христос должен был стать пищей для Своего народа. Мы должны быть правдивыми и искренними; в нас не должно быть закваски зла и порока. Наше покаяние должно быть от всего сердца, и мы всегда должны помнить о горечи страданий Христа. Нельзя было ломать ни одной кости пасхального агнца (ст. 46). Во Христе это условие было выполнено буквально (Ин. 19:36).

12:11-20 Первую Пасху необходимо было праздновать в полной готовности отправиться в путь. В этом содержится напоминание и для нас: странники, которым предстоит длительное путешествие, должны путешествовать налегке. Пасха ("pesah") получила свое название оттого, что Господь прошел мимо домов, косяки которых были помечены кровью. Однако это не означает, что Бог их оставил без внимания. Коул объясняет это так: "Действительно ли такова этимология или это всего лишь игра слов, pesah у израильтян значит "пройти мимо" или "перескочить", и именно этим словом названо то, что совершил Бог в эту ночь, пощадив Израиль". Пасху праздновали в четырнадцатый день иудейского религиозного календарного года (ст. 2). Праздник Опресноков также тесно связан с Пасхой. В первую пасхальную ночь народ покидал Египет в такой спешке, что тесто даже не успело закваситься (ст. 34, 39). Поэтому Пасху празднуют семь дней – в напоминание о том, как быстро народ вышел из Египта. Но так как закваска символизирует грех, пресные хлебы напоминают также о том, что искупленные кровью должны оставить грех и мир (Египет). Того, кто ел квасной хлеб, истребляли из среды Израиля, то есть изгоняли из стана и лишали всех привилегий. В зависимости от контекста, слово "истреблять" может также иметь значение "приговаривать к смерти".

12:21-27 Далее мы читаем наставления, которые Моисей дает старейшинам народа. Он подробно объясняет им, как наносить кровь на двери. Иссоп может служить образом веры, которая накладывает на нас кровь Христа. Пасха станет возможностью рассказывать историю искупления будущим поколениям, когда они станут интересоваться смыслом праздничной церемонии.

12:28-30 В полночь Господь поразил всех первенцев в Египте. И был великий вопль в земле Египетской, потому что не было дома, в котором не было бы мертвеца. И только тогда израильтянам наконец позволили уйти.

VII. ИСХОД ИЗ ЕГИПТА (12:31 – 15:21)

А. Бегство к морю (12:31 – 13:22)

12:31-37 Стих 31 совсем не означает, что Моисей встретился с фараоном лицом к лицу (см. 10:29). Слова и поступки слуг часто приписываются хозяину. Моисей же предсказал, что слуги фараона еще будут умолять израильтян уйти из страны (11:8).

Израильтяне отправились в Сокхоф – одну из областей Египта, которую не следует путать с одноименным городом в Палестине (Быт. 33:17). Египтяне были только рады отдать свои богатства израильтянам и избавиться от них. Для евреев это было всего лишь справедливой платой за все то время, когда они работали на фараона. Египетские сокровища обеспечили израильтянам все необходимое для похода и служения Богу. Из Египта вышло около шестисот тысяч человек, не считая женщин и детей. Точное число мужчин – 603 550 (38:26). А всего израильтян было около двух миллионов.

12:38, 39 По поводу точной даты Исхода часто ведутся споры. Дата, обычно принимаемая консервативными учеными, – 1440 г. до н. э. Другие ученые считают, что Исход произошел в 1290 г. до н. э. или даже позже (см. Введение).

Когда израильтяне покидали Египет, к ним присоединилось множество людей разных национальностей. В Книге Чисел (11:4) эти люди называются "пришельцами" (но в Новой Американской Стандартной Библии (НАСБ) это слово переводится как "сброд"). Там же мы читаем о том, как они ропщут на Господа, несмотря на все Его благодеяния.

12:40-42 Хронология, приведенная в стихе 40, описана в комментарии на Бытие 15:13, 14. Четыреста тридцать лет, упомянутые здесь, – это общая продолжительность пребывания израильтян в Египте. Время здесь подсчитано с точностью до дня. Отсюда можно сделать важный вывод: Бог не забыл о том, что обещал за много веков до этого. Он исполнил Свое Слово, когда вывел Свой народ из Египта. Господь также не медлит с исполнением данного нам обещания – обещания нашего искупления (2 Пет. 3:9). Наступит день, когда Господь Иисус, прообразом которого был Моисей, выведет Свой народ из этого мира и приведет в вечную Землю Обетованную.

12:43-51 В предназначенном для последующих поколений уставе о праздновании Пасхи сказано, что участвующие в ней мужчины обязательно должны быть обрезанными, будь то чужестранцы, соседи или слуги. Никакой иноплеменник не должен есть ее, поселенец и наемник не должен есть ее.