Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Откровение

Б. Искушение и грехопадение (Гл. 3)

3:1-6 Змей, явившийся жене, оказывается впоследствии никем иным, как самим сатаной (см. Откр. 12:9). Те, кто пытаются подвергнуть Библию "демифологизации", считают, что эту историю грехопадения надо понимать аллегорически, а не буквально. В качестве довода выдвигается то, что змей мог говорить. Можно ли верить повествованию о том, как змей соблазнил Еву? Апостол Павел считал, что можно (2 Кор. 11:3). Апостол Иоанн был того же мнения (Откр. 12:9; 20:2). Кроме того, это не единственное место в Писании, где встречается говорящее животное. Валаамова ослица тоже заговорила человеческим голосом, чтобы удержать пророка от безумного поступка (Числ. 22), и Апостол Павел верил, что это действительно было (2 Пет. 2:16). Эти три Апостола писали, вдохновленные Святым Духом. Поэтому те, кто считают, что историю грехопадения нельзя воспринимать в буквальном смысле, отвергают авторитет Священного Писания. В Библии есть и аллегории, но не в данном случае.

Обратите внимание на то, какие шаги привели человечество к греху. В начале сатана сеет сомнения в подлинности Божьего Слова: "Подлинно ли сказал Бог?" Сатана представил Бога в ложном свете, сказав, что Бог запретил есть плоды всех деревьев. Далее Ева говорит, что нельзя есть плоды дерева, стоящего посреди рая, и "прикасаться к ним". Но Бог ничего не говорил о прикосновении к дереву. И тогда уже сатана явно противоречит Богу, отрицая неизбежность суда для тех, кто нарушает заповеди. Последователи дьявола и сейчас отрицают существование ада и вечного наказания. Сатана пытается внушить Адаму и Еве, что Бог утаил от них нечто полезное. Искушение, перед которым не смогла устоять Ева, было тройным: похоть плоти (хорошо для пищи), похоть очей (приятно для глаз) и гордость житейская (дерево, которое дает вожделенное знание). Взяв этот плод, она поступила вопреки мужу, который должен был главенствовать над ней. Ей следовало бы спросить Адама, а не узурпировать его власть. В словах "и взяла плодов его [дерева] и ела" кроется причина всех болезней, горя, страданий, страха, вины и смерти, которые властвуют над родом человеческим с тех далеких времен. Кто-то сказал: "Хаос, царящий на земле, и миллион миллиардов могил свидетельствуют о том, что слова Бога истинны, а сатана – лжец". Ева была обманута (1 Тим. 2:14), но Адам действовал сознательно, по своей воле ослушавшись Бога.

Мирской гуманизм увековечивает дьявольскую ложь: "Будете, как боги".

3:7-13 Первым последствием греха стало ощущение вины и страха. Опоясания из смоковных листьев, которыми люди пытались прикрыть свою наготу – это попытка спастись бескровной религией добрых дел. Когда Бог призывает грешников к ответу, они оправдываются: "Жена, которую Ты мне дал..." (словно обвиняя Бога – см. Прит. 19:3). Ева же сказала, что во всем виноват змей (ст. 13).

Но любящий и милосердный Бог ищет Своих падших созданий, спрашивая: "Где ты?" Этот вопрос свидетельствует о том, что человек был потерян, а Бог пришел найти его. Это доказательство и человеческого греха, и Божьей благодати. Бог Сам желает спасти людей, и в этом проявляется Его любовь как раз то, в чем дьявол заставил Еву усомниться.

3:14 Господь Бог проклял змея, уделом которого отныне стало тление, позор и поражение. То, что змей проклят "перед всеми скотами", или больше всех зверей полевых, означает, что слова Господа относятся в первую очередь к пресмыкающимся, а не к сатане.

3:15 А в этом стихе речь идет уже о дьяволе. Этот стих называют "Протоевангелием", что означает "Первое Евангелие". Этот стих предрекает вечную вражду между сатаной и женщиной (представляющей все человечество), а также между его семенем (слугами дьявола) и семенем жены (Мессией). Семя жены сокрушит голову дьявола, нанеся ему смертельную рану в ознаменование полного поражения последнего. Эта рана была нанесена сатане на Голгофе, когда Спаситель восторжествовал над дьяволом. Сатана же, в свою очередь, будет жалить пяту Мессии. Раненая пята здесь символизирует страдания и даже физическую смерть, но не поражение. Христос пострадал на кресте и умер, но Он воскрес из мертвых, победив грех, ад и дьявола. Выражение "Семя жены" можно истолковать как указание на Непорочное Зачатие. Обратим внимание на проявленную доброту: вначале Бог обещает приход Мессии, и только затем, в последующих стихах, выносит приговор.

3:16-19 Грех влечет за собой неизбежные последствия. Женщина будет страдать, рождая детей. Она будет также подчиняться мужу. Он же, в свою очередь, будет отныне работать, чтобы прокормиться, возделывая землю, которая была проклята, на которой будут расти "терние и волчцы" – сорняки и колючки. Он должен будет "трудиться в поте лица своего". Затем, в конце жизни, он возвратится в прах. Отметим, что сама по себе работа – это не проклятие; напротив, она часто бывает благословением. Проклятие же проявляется в том, что теперь работа невозможна без печали, физического напряжения, огорчений, пота и усталости.

3:20, 21 Назвав жену Евой – матерью всех живущих, Адам проявил веру, потому что до этого детей не рождалось. Для того, чтобы сделать кожаные одежды, понадобилась смерть животного. Это символ той одежды праведности, которую Бог дает провинившимся грешникам через пролитую Кровь Иисуса Христа, Агнца Божьего. Обрести эти одежды можно верой.

3:22-24 В сказанной дьяволом лжи содержалась небольшая доля правды. В каком-то смысле, Ева действительно стала как Бог (ст. 5). Но Ева с Адамом научились различать добро и зло на собственном горьком опыте. Если бы они съели плод с дерева жизни, то они вечно бы жили в теле, подверженном болезням, старению и немощи. То, что им запрещено было возвращаться в Едем, является проявлением милости Божией. Херувимы – это "небесные существа", которые "оберегают святость Бога от людской гордыни".

Адаму и Еве нужно было решать, кто сказал ложь – Бог или дьявол. Они решили, что солгал им Бог. "А без веры угодить Богу невозможно". Вот почему Адама и Евы нет среди героев веры, о которых повествует глава 11 Послания к Евреям.

Несмотря на то, что Адам и Ева жили в идеальных условиях, грех все равно вошел в их жизнь. Благоприятная среда обитания сама по себе не решит проблем человечества.