Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Откровение

6. Примирение Иакова с Исавом (Гл. 32, 33)

32:1-8 По дороге в Ханаан Иаков встретил ангелов и назвал это место "Маханаим" (что в переводе значит "два ополчения" или "двойной стан"). Под двумя станами могли подразумеваться ополчение Божие (ст. 2) и свита Исаака. Или же это было образное выражение, означающее великое множество (ст. 10). Приближаясь к Ханаану, Иаков вспоминал о своем брате Исаве, мести которого он боялся. Зол ли Исав до сих пор из-за обмана, лишившего его благословения? Вначале Иаков послал к нему вестников, которые должны были передать Исаву приветствия и пожелания мира. Услышав о том, что Исав идет к нему навстречу с отрядом в четыреста человек, Иаков, охваченный ужасом, разделил свою семью на две части – в расчете на то, что если одна часть погибнет, вторая сможет спастись бегством.

32:9-12 Молитва Иакова вызвана глубочайшим осознанием того, как он нуждается в божественной защите. Иаков молился в духе смирения, помня о завете, который Бог заключил с ним и с его отцами. Просьба Иакова основана на Слове Божьем и вере в то, что Бог выполнит обещание.

Сильнее всего мы молимся тогда, когда нас побуждает необходимость. Находясь же вне опасности, мы зачастую угашаем молитвенную жизнь. Что заставляет нас это делать во вред самим себе?

32:13-21 Затем Иаков послал Исаву три стада одно за другим – всего 580 голов скота. Иаков хотел умилостивить Исава этим даром, который тот должен был получить в три приема. Такие действия Иакова говорят о неверии или, по крайней мере, о том, что вера в нем боролась с неверием.

32:22-32 Отослав семью на другой берег ручья Иавок (в переводе "опустошит"), Иаков остался в одиночестве. В эту ночь произошло одно из самых незабываемых событий в его жизни. Некто пришел и боролся с ним. Этот был Ангел Иеговы (Ос. 12:4), то есть Сам Господь. Он вывихнул Иакову бедро, так что тот хромал до конца жизни. И хотя Иаков проиграл в физической борьбе, он победил в очень важном духовном сражении. Он научился торжествовать, несмотря на поражение, и быть сильным в немощи. Освободившись от своего "я" и не доверяя больше своей хитрости, он назвал свое имя: Иаков, ловкач, "хитрец".

И тогда Бог изменил его имя, назвав его Израилем. (Существует несколько вариантов перевода этого имени: "Бог царствует", "борющийся с Богом", "князь Божий"). То место, где это произошло, Иаков назвал Пенуэл ("лицо Божие"), потому что понял: здесь он увидел Бога. Пфайффер отмечает, что сказанное в стихе 32 справедливо в отношении евреев и сегодня:

"После забоя скота седалищный нерв, или вена на бедре, должны быть удалены, если мясо предназначается в пищу ортодоксальным иудеям".

33:1-11 По мере приближения Исава Иаков снова испугался и стал вести себя, как обычный человек, разделив своих людей таким образом, чтобы те, кого он любил больше всех, оказались защищены надежней других. Подходя к брату, Иаков семь раз поклонился до земли. Исав же, напротив, был спокойным, добродушным и общительным при встрече – вначале с Иаковом, а затем с его женами и детьми. И хотя поначалу он мягко протестовал против такого множества подаренного скота, в конце концов он все-таки принял дар. Иаков, похоже, проявляет чрезмерную учтивость, называя Исава своим господином. Некоторые считают лестью и преувеличением слова Иакова о том, что увидеть лицо Исава – все равно, что увидеть лицо Бога. Другие же полагают, что под лицом Бога здесь подразумевается лицо, выражающее примирение.