Выбор комментария
Выбор книги комментария
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Комментарии Давида Стерна к Новому Завету к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Комментарии Давида Стерна к Новому Завету к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Комментарии Давида Стерна к Новому Завету к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Комментарии Давида Стерна к Новому Завету к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии Давида Стерна к Новому Завету к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Комментарии Давида Стерна к Новому Завету к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Комментарии Давида Стерна к Новому Завету к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии Давида Стерна к Новому Завету к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии Давида Стерна к Новому Завету к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии Давида Стерна к Новому Завету к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии Давида Стерна к Новому Завету к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии Давида Стерна к Новому Завету к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Комментарии Давида Стерна к Новому Завету к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Комментарии Давида Стерна к Новому Завету к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии Давида Стерна к Новому Завету к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии Давида Стерна к Новому Завету к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Комментарии Давида Стерна к Новому Завету к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Комментарии Давида Стерна к Новому Завету к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии Давида Стерна к Новому Завету к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Комментарии Давида Стерна к Новому Завету к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии Давида Стерна к Новому Завету к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии Давида Стерна к Новому Завету к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии Давида Стерна к Новому Завету к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии Давида Стерна к Новому Завету к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Комментарии Давида Стерна к Новому Завету к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Комментарии Давида Стерна к Новому Завету к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Комментарии Давида Стерна к Новому Завету к книге Откровение

1 После всего этого я увидел другого ангела, сходящего с небес. Он имел великую власть, и земля осветилась его великолепием. 2 Он воскликнул громким голосом:"Пал, пал, Великий Вавилон [великая блудница]Она стала жилищем бесов,Пристанищем для всякого нечистого духа,Пристанищем для всякой нечистой, отвратительной птицы. 3 Ибо все народы испили виноБожьего гнева, вызванного её блудом.Цари земные блудили с нею,И от её неудержимой страсти к роскоши разбогатели земные торговцы. 4 3атем я услышал другой голос с небес, говоривший: "Выйди от неё, народ Мой, чтобы не участвовать в её грехах, чтобы не подвергнуться бедствиям её, 5 ибо грехи её – груда нечисти, доходящая до небес, и Бог вспомнил преступления её. 6 Воздайте ей так, как она воздавала другим!Отплатите ей вдвойне за то, что она сделала! Дайте ей испить вдвойне из той чаши, в которой она готовила напитки! 7 Воздайте ей столькими мучениями и горестями,сколько славы и роскоши она присвоила! Так как в сердце своём она говорит: 'Я сижу царицей,Я не вдова и никогда не познаю горестей'. 8 Потому в один день придут на неё бедствия – смерть, печаль и голод; и она будет сожжена огнём, так как могуществен Адонай, Бог, Судья её. 9 Цари земные, блудившие и роскошествовавшие вместе с ней, будут рыдать и стенать о ней, когда увидят дым [от огня], в котором она будет гореть. 10 Стоя на расстоянии из-за страха перед её мучениями, они скажут: "О, горе! Великий город Вавилон, могущественный город! В один час Пришёл твой суд!" 11 Земные торговцы рыдают и скорбят о ней, потому что никто уже не покупает их товаров: 12 золото и серебро, драгоценные камни и жемчуг, тонкую льняную ткань и пурпур, шёлк и багряницу, различные редкие породы дерева, всевозможные изделия из слоновой кости, всевозможные изделия из благовонного дерева, из меди, железа и мрамора; 13 корицу, кардамон, фимиам, мирру, ладан, вино, масло, муку, зерно, скот, овец, лошадей, колесницы, и тела, и души человеческие. 14 Плодов, которые желало сердце твоё, не стало у тебя!Всё пышное и сверкающее уничтожено,И никогда не вернётся! 15 Продающие всё это и обогатившиеся от неё, будут стоять поодаль из-за страха перед её мучением, рыдая и скорбя, 16 и говоря: "О, горе! Великий город, одетый некогда в тонкие льняные одежда, пурпур и багряницу! Блиставший золотом, драгоценностями и жемчугом! 17 Такое великое богатство погибло в один час!" Все капитаны судов, пассажиры, моряки и все те, кто торговал на море, стояли поодаль 18 и, увидев дым [от огня], в котором она горела, они закричали: "Какой ещё город был подобен великому городу?" 19 И они посыпали головы пеплом, рыдая и скорбя, говоря: "О, горе! Великий город, чьё огромное состояние обогатило всех владельцев судов! В один час он был разрушен!" 20 Возрадуйтесь об этом, небеса! Возрадуйся, народ Божий, посланники и пророки! Ибо, осудив его, Бог оправдал вас. 21 3атем могущественный ангел поднял валун, размером с огромный жёрнов, и вверг его в море, говоря: "В такой же ярости повержен будет великий город Вавилон, и уже не будет его!

Размером с огромный жернов. Название Гат-Шманим («Гефсимания», Мат. 26:36 и ком.) означает «давильня масла», то есть жернов для измельчения маслин, из которых получают оливковое масло. До недавнего времени арабы в своих поселениях в Израиле использовали жернова для той же цели, их и по-прежнему немало вокруг. Они имеют форму круга с отверстием посередине около 60 кв. сантиметров; диаметр в среднем составляет полтора метра, толщина – тридцать сантиметров, а весит он больше тонны.

22 Никогда уже не будут слышны в тебе звуки арфистов и музыкантов, флейтистов и трубачей. Не найдётся в тебе уже никогда никакого ремесленника, звука мельницы нельзя будет услышать в тебе, 23 свет от светильника больше не будет виден в тебе, голоса жениха и невесты уже никогда не услышат в тебе. Так как торговцы твои были самыми могущественными на земле, все народы были введены в заблуждение твоим чародейством.

Голоса жениха и невесты (фраза взята из Книги Иеремии 7:34, 16:9, 25:16, 33:1) уже никогда не услышат в тебе, но они будут слышны при установлении Божьего правления (19:7-9 и ком.).

24 В нём была найдена кровь пророков и Божьих людей, по сути, всех убитых на земле!"

Сравните 6:9-11, 16:5-7, 17:6, 19:2; также Мат. 23:35.

Стихи 1-24. Суд над Вавилоном (см. ком. к 14:8) – это суд над гордостью, жестокостью, алчностью (1 Тим. 6:9-10) и материализмом. Это справедливый суд (15:3; 16:5,7, 18:10,20, 19:2), который поддерживается всем Божьим народом, но который обращает в скорбь всех нечестивых, разделяющих ценности Вавилона.

Многое в этой главе напоминает нам Книгу Иезекииля 27-28, где оплакивается Цор (Тир), торговый центр и порт. Чрезвычайно важно то, что Тир часто понимается как образ царства Сатана, а его царь – как образ самого Сатана (это отождествление основано особенно на Книге Иезекииля 28:11-19). По аналогии, разрушение Вавилона в данной главе на самом деле является разрушением царства Сатана; а уничтожение самого Сатана в главе 20 вызывает в памяти «Гога и Магога», описанных в кн. Иезекииля 38-39.