1. КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ СО ССЫЛКОЙ НА ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА (26:1-2)
Лев. 26:1-2. Полная преданность одному Богу и уклонение от всех форм как идолопоклонства, так и ложных вероисповеданий, должны были выражаться в соблюдении суббот (сравните 23:3) и в почитании святилища (сравните 17:1-9).
2. БЛАГОСЛОВЕНИЯ ЗА ПОСЛУШАНИЕ (26:3-13)
а. Дар дождей и обильных урожаев (26:3-5)
Лев. 26:3-5. В отличие от неоднократно повторенных предупреждений о последствиях непослушания (стих 14, 18, 21, 23, 27), о послушании как условии благословений говорится в разделе, где они перечисляются, лишь однажды (стих 3).
Благословение первое включает обещание дождей в свое время, и как результат этого – богатые урожаи зерновых и плодов, т. е. изобилие во всем и мир.
б. Дар мира (26:6-10)
Лев. 26:6-10. Божия защита как от лютых зверей, так и от меча (т. е. от армий чужеземцев) скажется в установлении мира: без страха будут жить люди, собирая обильные урожаи и наслаждаясь Божиими милостями во исполнение Авраамова завета (Быт. 17:7-8).
в. Дар Божиего присутствия (26:11-13)
В постоянном Божием присутствии в среде Израиля, о чем Он возвестил явлением Своей славы в скинии, выражалось дополнительное благословение в награду за верность завету (стих 11). Бог даже обещал ходить среди Своего народа, как ходил Он с древними патриархами (сравните Быт. 5:22,24; 6:9; 17:1; 24:40; 48:15).
Неоднократно звучащее в книге Исхода торжественное Божие напоминание о том, что Он вывел Израиля из Египта, повторяется в этом разделе благословений (Лев. 26:13).
3. НАКАЗАНИЯ ЗА НЕПОСЛУШАНИЕ (26:14-45)
Как это было характерно для заключавшихся в древности на Ближнем Востоке «вассальных договоров», данный раздел, где перечисляются наказания, гораздо обширнее, чем раздел благословений, хотя между обоими ими усматривается явная параллель.
«Если не послушаете меня» – этой (и схожими с ней) обусловливающими фразами начинаются пять параграфов данного раздела (стих 14, 18, 21, 23, 27), и за каждым из них следует параграф, начинающийся с «то Я» или с «то и Я»; в них провозглашаются меры воздействия Бога на Израиль (стих 16, 18, 21, 24, 28). таблицу «Наказания по завету» – там, где толкование на Ам. 4:6.
а. Страдания по причине болезней, голода и поражений (26:14-17)
Лев. 26:14-17. Меры Божиего воздействия на непослушных и не соблюдавших верности завету включали наказание болезнями как физическими, так и душевными, потерю урожаев и поражения от врагов.
б. Засуха и плохие урожаи (26:18-20)
Живо и ярко изобразил Господь последствия неповиновения Ему – Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши («семь» – число Божией полноты; здесь и далее оно говорит о полноте грядущего наказания). Выражение небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь описывает состояние почвы, долгое время не знавшей дождя (сравните Втор. 28:23).
в. Страх перед хищными зверями (26:21-22)
Лев. 26:21-22. В случае продолжающегося неповиновения увеличатся меры Божиего воздействия, и всемеро возрастут несчастия, насылаемые на непослушный народ. Земля будет опустошена свирепыми хищниками.
г. Болезни и разорение земли врагами (26:23-26)
Лев. 26:23-26. Если и после этого Божий народ будет упорно противиться Богу, то и Он пойдет против него и поразит его мечом отмщения (сравните Суд. 2:11-15) за то, что нарушил завет. Эпидемии, насланные Им, и враги-угнетатели приведут к усилению голода на земле.
д. Опустошение земли и изгнание народа с нее (26:27-39)
Лев. 26:27-39. В Своей ярости Бог накажет Израиля последним наказанием, изгнав его с земли и рассеяв его между другими народами. Начало этому положат кошмар людоедства (стих 29), вызванный войной, повсеместные убийства, разрушение городов и святилищ (стихи 30-31) и окончательное опустошение земли (стих 32). (Относительно «высот» толкование на Чис. 33:52). Затем последует рассеяние евреев между другими народами (Лев. 26:33). И в результате земля станет праздновать свои субботние годы, которых не имела она в годы неповиновения израильтян соответствующим Божиим законам (стихи 34-35; сравните 25:1-7).
Те же, которые переживут убийства, станут жить в страхе и трепете и в конце – концов тоже погибнут от рук своих врагов (26:36-39).
е. Перспектива покаяния и обетование восстановления (26:40-45)
Лев. 26:40-45. Печальная перспектива, которая дана в стихах 14-39, озаряется лучом надежды, идущим от милостивого обетования Божия: если признаются они в беззаконии своем… то и Я вспомню завет Мой… с Авраамом… и землю вспомню (стихи 40-42). Хотя бы Израиль и нарушил этот завет (сравните стих 25), Бог и тогда не нарушит Свой завет… с ними (стих 44). Придет день, когда в Своей верности завету Он исполнит его, заключенный еще с Авраамом (сравните Быт. 12:1-3), и благословит в земле Израиля раскаявшееся поколение евреев.
И хотя Израиль пережил на себе меры воздействия Бога – при бесчисленных гонениях и в рассеянии своем, благословениям Авраамова завета, которые были обещаны еврейскому народу в Обетованной земле, предстоит осуществиться в период Тысячелетнего царства Христа, которое установится после Его Второго пришествия на землю (сравните Ам. 9:11-15; Рим. 11:25-27).
4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ВЫВОД (26:46)
Лев. 26:46. Этот стих, заключающий 26 главу, перекликается со стихом 3; вновь напоминается в нем о роли Моисея как посредника, которому Бог явил откровения Свои, когда Израиль стоял лагерем у горы Синай.
3. Закон об обетах, дарах и десятинах (глава 27)
Поскольку не вполне ясна связь между этой главой и предшествующими ей, некоторые видят в ней позднейшие дополнения к книге Левит или, по крайней мере, приложение к ней. Однако тема обетов действительно находится в прямой связи с темой наказаний в 26 главе, т. к. в особо тяжелые времена люди склонны давать поспешные обеты. И предостережения против таких обетов, конечно, имеются в Священном Писании (сравните Еккл. 5:4-5; Втор. 23:21-23; Прит. 20:25); кроме того, высокая цена, которую полагалось уплатить в случае неисполнения обета, тоже удерживала от необдуманного, поспешного шага.
Предметы обета (включая жертвенных животных), дары и десятины, которые приносились в святилище, были тесно связаны между собой и поэтому объединены в одну группу в последней главе книги Левит, которая начинается с установлений о жертвоприношениях, предлагаемых в святилище.
1. КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ СО ССЫЛКОЙ НА ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА (26:1-2)
Лев. 26:1-2. Полная преданность одному Богу и уклонение от всех форм как идолопоклонства, так и ложных вероисповеданий, должны были выражаться в соблюдении суббот (сравните 23:3) и в почитании святилища (сравните 17:1-9).
2. БЛАГОСЛОВЕНИЯ ЗА ПОСЛУШАНИЕ (26:3-13)
а. Дар дождей и обильных урожаев (26:3-5)
Лев. 26:3-5. В отличие от неоднократно повторенных предупреждений о последствиях непослушания (стих 14, 18, 21, 23, 27), о послушании как условии благословений говорится в разделе, где они перечисляются, лишь однажды (стих 3).
Благословение первое включает обещание дождей в свое время, и как результат этого – богатые урожаи зерновых и плодов, т. е. изобилие во всем и мир.
б. Дар мира (26:6-10)
Лев. 26:6-10. Божия защита как от лютых зверей, так и от меча (т. е. от армий чужеземцев) скажется в установлении мира: без страха будут жить люди, собирая обильные урожаи и наслаждаясь Божиими милостями во исполнение Авраамова завета (Быт. 17:7-8).
в. Дар Божиего присутствия (26:11-13)
В постоянном Божием присутствии в среде Израиля, о чем Он возвестил явлением Своей славы в скинии, выражалось дополнительное благословение в награду за верность завету (стих 11). Бог даже обещал ходить среди Своего народа, как ходил Он с древними патриархами (сравните Быт. 5:22,24; 6:9; 17:1; 24:40; 48:15).
Неоднократно звучащее в книге Исхода торжественное Божие напоминание о том, что Он вывел Израиля из Египта, повторяется в этом разделе благословений (Лев. 26:13).
3. НАКАЗАНИЯ ЗА НЕПОСЛУШАНИЕ (26:14-45)
Как это было характерно для заключавшихся в древности на Ближнем Востоке «вассальных договоров», данный раздел, где перечисляются наказания, гораздо обширнее, чем раздел благословений, хотя между обоими ими усматривается явная параллель.
«Если не послушаете меня» – этой (и схожими с ней) обусловливающими фразами начинаются пять параграфов данного раздела (стих 14, 18, 21, 23, 27), и за каждым из них следует параграф, начинающийся с «то Я» или с «то и Я»; в них провозглашаются меры воздействия Бога на Израиль (стих 16, 18, 21, 24, 28). таблицу «Наказания по завету» – там, где толкование на Ам. 4:6.
а. Страдания по причине болезней, голода и поражений (26:14-17)
Лев. 26:14-17. Меры Божиего воздействия на непослушных и не соблюдавших верности завету включали наказание болезнями как физическими, так и душевными, потерю урожаев и поражения от врагов.
б. Засуха и плохие урожаи (26:18-20)
Живо и ярко изобразил Господь последствия неповиновения Ему – Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши («семь» – число Божией полноты; здесь и далее оно говорит о полноте грядущего наказания). Выражение небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь описывает состояние почвы, долгое время не знавшей дождя (сравните Втор. 28:23).
в. Страх перед хищными зверями (26:21-22)
Лев. 26:21-22. В случае продолжающегося неповиновения увеличатся меры Божиего воздействия, и всемеро возрастут несчастия, насылаемые на непослушный народ. Земля будет опустошена свирепыми хищниками.
г. Болезни и разорение земли врагами (26:23-26)
Лев. 26:23-26. Если и после этого Божий народ будет упорно противиться Богу, то и Он пойдет против него и поразит его мечом отмщения (сравните Суд. 2:11-15) за то, что нарушил завет. Эпидемии, насланные Им, и враги-угнетатели приведут к усилению голода на земле.
д. Опустошение земли и изгнание народа с нее (26:27-39)
Лев. 26:27-39. В Своей ярости Бог накажет Израиля последним наказанием, изгнав его с земли и рассеяв его между другими народами. Начало этому положат кошмар людоедства (стих 29), вызванный войной, повсеместные убийства, разрушение городов и святилищ (стихи 30-31) и окончательное опустошение земли (стих 32). (Относительно «высот» толкование на Чис. 33:52). Затем последует рассеяние евреев между другими народами (Лев. 26:33). И в результате земля станет праздновать свои субботние годы, которых не имела она в годы неповиновения израильтян соответствующим Божиим законам (стихи 34-35; сравните 25:1-7).
Те же, которые переживут убийства, станут жить в страхе и трепете и в конце – концов тоже погибнут от рук своих врагов (26:36-39).
е. Перспектива покаяния и обетование восстановления (26:40-45)
Лев. 26:40-45. Печальная перспектива, которая дана в стихах 14-39, озаряется лучом надежды, идущим от милостивого обетования Божия: если признаются они в беззаконии своем… то и Я вспомню завет Мой… с Авраамом… и землю вспомню (стихи 40-42). Хотя бы Израиль и нарушил этот завет (сравните стих 25), Бог и тогда не нарушит Свой завет… с ними (стих 44). Придет день, когда в Своей верности завету Он исполнит его, заключенный еще с Авраамом (сравните Быт. 12:1-3), и благословит в земле Израиля раскаявшееся поколение евреев.
И хотя Израиль пережил на себе меры воздействия Бога – при бесчисленных гонениях и в рассеянии своем, благословениям Авраамова завета, которые были обещаны еврейскому народу в Обетованной земле, предстоит осуществиться в период Тысячелетнего царства Христа, которое установится после Его Второго пришествия на землю (сравните Ам. 9:11-15; Рим. 11:25-27).
4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ВЫВОД (26:46)
Лев. 26:46. Этот стих, заключающий 26 главу, перекликается со стихом 3; вновь напоминается в нем о роли Моисея как посредника, которому Бог явил откровения Свои, когда Израиль стоял лагерем у горы Синай.
3. Закон об обетах, дарах и десятинах (глава 27)
Поскольку не вполне ясна связь между этой главой и предшествующими ей, некоторые видят в ней позднейшие дополнения к книге Левит или, по крайней мере, приложение к ней. Однако тема обетов действительно находится в прямой связи с темой наказаний в 26 главе, т. к. в особо тяжелые времена люди склонны давать поспешные обеты. И предостережения против таких обетов, конечно, имеются в Священном Писании (сравните Еккл. 5:4-5; Втор. 23:21-23; Прит. 20:25); кроме того, высокая цена, которую полагалось уплатить в случае неисполнения обета, тоже удерживала от необдуманного, поспешного шага.
Предметы обета (включая жертвенных животных), дары и десятины, которые приносились в святилище, были тесно связаны между собой и поэтому объединены в одну группу в последней главе книги Левит, которая начинается с установлений о жертвоприношениях, предлагаемых в святилище.