17:1 По прошествии дней шести. Настолько точное определение времени в Евангелии встречается редко; видимо, оно должно объяснить, как связано исповедание Христа в Кесарии Филипповой с преображением. Только теперь ученики, наконец, начали понимать, Кто такой Иисус, – когда увидели Его готовность идти в Иерусалим, где завершится Его земной путь. Преображение – часть Его подготовки к этому.
17:3 Моисей и Илия. Поскольку закон и пророки свидетельствуют об Иисусе, законодатель Моисей и величайший пророк периода царей Илия удостаиваются здесь чести разговаривать с Ним. Как сказано у Луки (9,31), они обсуждали Его близкую искупительную смерть.
17:5 Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Слова небес открывают ученикам всю неразумность предположения Петра (ст. 4), и они начинают понимать, Кто Тот, с Которым они путешествовали. "Сын Мой Возлюбленный" – указание, прозвучавшее и при крещении Иисуса, – означает "единственный", "совершенный" и синонимично слову "единородный" (Ин. 3,16).
Его слушайте. Слово Божие, произнесенное устами Моисея и пророков, указывало на Иисуса. Теперь окончательное слово принадлежит Сыну Божиему (Евр. 1,1-4).
17:9 никому не сказывайте. См. ком. к 16,20.
17:11 Илия должен прийти. См. ком. к 11,14. Книжники были правы, но они не узнали ни Илии, ни Спасителя, когда те пришли.
17:17 Иисус, как и Моисей, сойдя с горы славы, столкнулся с неверием (Исх. 32,15-21).
17:20 по неверию вашему. Неверие или маловерие учеников происходило не оттого, что они не надеялись на удачу, – напротив, неудача крайне их удивила, – но потому, что ожидания их не были должным образом связаны с Богом. Даже малая, с горчичное зерно, толика истинной веры, корни которой – в покорности Богу, дает плоды. Марк (9,29) объясняет это еще образнее, сравнивая молитву ключом.
17:22-23 Это второе предсказание страданий и воскресения в данном Евангелии (16,21-24). Эсхатологический образ Сына Человеческого (см. ком. к 8,20) отождествляется здесь со страдающим Слугой ("Рабом Господним") у Исаии (гл. 53). По-видимому, до Христа никто не отождествлял ветхозаветных Мессию, Сына Человеческого и Слугу (Раба) Страдающего ("мужа скорбей") с тремя аспектами одного Царя-Искупителя. Ученикам настолько сложно было примирить образ Мессии со страданиями, что они даже не услышали Его обещания воскреснуть. По крайней мере, они всерьез это не восприняли (Лк. 24,25.37.38).
17:24-27 Дань на храм (приношение Господу) установлена Богом (Исх. 30,13). Иисус говорит здесь не о том, платить или не платить налоги гражданским властям (платить должны – 22,21). Речь идет о богосыновстве верующих.
17:1 По прошествии дней шести. Настолько точное определение времени в Евангелии встречается редко; видимо, оно должно объяснить, как связано исповедание Христа в Кесарии Филипповой с преображением. Только теперь ученики, наконец, начали понимать, Кто такой Иисус, – когда увидели Его готовность идти в Иерусалим, где завершится Его земной путь. Преображение – часть Его подготовки к этому.
17:3 Моисей и Илия. Поскольку закон и пророки свидетельствуют об Иисусе, законодатель Моисей и величайший пророк периода царей Илия удостаиваются здесь чести разговаривать с Ним. Как сказано у Луки (9,31), они обсуждали Его близкую искупительную смерть.
17:5 Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Слова небес открывают ученикам всю неразумность предположения Петра (ст. 4), и они начинают понимать, Кто Тот, с Которым они путешествовали. "Сын Мой Возлюбленный" – указание, прозвучавшее и при крещении Иисуса, – означает "единственный", "совершенный" и синонимично слову "единородный" (Ин. 3,16).
Его слушайте. Слово Божие, произнесенное устами Моисея и пророков, указывало на Иисуса. Теперь окончательное слово принадлежит Сыну Божиему (Евр. 1,1-4).
17:9 никому не сказывайте. См. ком. к 16,20.
17:11 Илия должен прийти. См. ком. к 11,14. Книжники были правы, но они не узнали ни Илии, ни Спасителя, когда те пришли.
17:17 Иисус, как и Моисей, сойдя с горы славы, столкнулся с неверием (Исх. 32,15-21).
17:20 по неверию вашему. Неверие или маловерие учеников происходило не оттого, что они не надеялись на удачу, – напротив, неудача крайне их удивила, – но потому, что ожидания их не были должным образом связаны с Богом. Даже малая, с горчичное зерно, толика истинной веры, корни которой – в покорности Богу, дает плоды. Марк (9,29) объясняет это еще образнее, сравнивая молитву ключом.
17:22-23 Это второе предсказание страданий и воскресения в данном Евангелии (16,21-24). Эсхатологический образ Сына Человеческого (см. ком. к 8,20) отождествляется здесь со страдающим Слугой ("Рабом Господним") у Исаии (гл. 53). По-видимому, до Христа никто не отождествлял ветхозаветных Мессию, Сына Человеческого и Слугу (Раба) Страдающего ("мужа скорбей") с тремя аспектами одного Царя-Искупителя. Ученикам настолько сложно было примирить образ Мессии со страданиями, что они даже не услышали Его обещания воскреснуть. По крайней мере, они всерьез это не восприняли (Лк. 24,25.37.38).
17:24-27 Дань на храм (приношение Господу) установлена Богом (Исх. 30,13). Иисус говорит здесь не о том, платить или не платить налоги гражданским властям (платить должны – 22,21). Речь идет о богосыновстве верующих.