Выбор комментария
Выбор книги комментария
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Учебная Библия МакАртура к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Учебная Библия МакАртура к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Учебная Библия МакАртура к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Учебная Библия МакАртура к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Учебная Библия МакАртура к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Учебная Библия МакАртура к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Учебная Библия МакАртура к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Учебная Библия МакАртура к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Учебная Библия МакАртура к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Учебная Библия МакАртура к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Учебная Библия МакАртура к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Учебная Библия МакАртура к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Учебная Библия МакАртура к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Учебная Библия МакАртура к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Учебная Библия МакАртура к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Учебная Библия МакАртура к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Учебная Библия МакАртура к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Учебная Библия МакАртура к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Учебная Библия МакАртура к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Учебная Библия МакАртура к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Учебная Библия МакАртура к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Учебная Библия МакАртура к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Учебная Библия МакАртура к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Учебная Библия МакАртура к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Учебная Библия МакАртура к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Учебная Библия МакАртура к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Учебная Библия МакАртура к книге Откровение
1 2 3 4 5 6

5:1 подражайте Богу У христианина нет большего призвания или цели, как подражать своему Господу (см. пояснения к 3:16, 19). Подлинная цель освящения – уподобляться Господу, служа Ему на земле (ср. Мф. 5:48). Христианская жизнь должна воспроизвести примеры, данные Спасителем и Господом Иисусом Христом, в Чей образ преображены верующие через их второе рождение (ср. Рим. 8:29; 2Кор. 3:18; 1Пет. 1:14‑16). Как дети Божьи верующие должны становиться все более похожими на своего Небесного Отца (Мф. 48; 1Пет. 1:15, 16).

5:2 как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас Господь является наилучшим примером самозабвенной любви к потерянным грешникам (4:32; Рим. 5:8‑10). Он взял на себя присущий человеку грех и отказался от Своей собственной жизни, чтобы люди могли быть искуплены от своих грехов, обрести новую святую природу и наследовать вечную жизнь (см. пояснение к 2Кор. 5:21). Поэтому они и должны подражать Его великой любви в обновлении и силе Духа Святого, Который дает им способность проявлять Божью любовь. благоухание приятное Жертва Христа ради павшего человека умилостивила и прославила Его Небесного Отца, потому что она явила собой самую полную, совершенную и абсолютную любовь. Бог заповедал Израилю приносить пять жертвоприношений. Первые три таковы: 1) жертва всесожжения (Лев. 1:1‑17), отражающая совершенство Христа, 2) жертва приношения хлебного (Лев. 2:1‑16), отражающая полную преданность Христа Богу через Его смерть для умилостивления Отца, 3) жертва мирная (Лев. 3:1‑17; 4:27‑31), отражающая примирение между Богом и человеком через Христа. Все эти три жертвы были приятным благоуханием для Господа (Лев. 1:9, 13, 17; 2:2, 9, 12; 3:5, 16). Две другие жертвы: жертва за грех (Лев. 4:1‑26; 32‑35) и жертва повинности (Лев. 5:1‑19) были отвратительны Богу, ибо хотя они и отображали Христа, но отображали Его как несущего грех (ср. Мф. 27:46). В итоге, когда искупление было совершено, Бог был полностью умилостивлен.

5:3 блуд… любостяжание Такие грехи (см. также ст. 5) существуют как полное противоречие Божьей святости и любви. Посредством их сатана пытается расстроить чудесный Божий план и увлечь Его детей как можно дальше от Его образа и воли. Как и многие другие места Писания, этот стих показывает тесную связь между половым развратом и другими формами нечестия и жадности. Аморальный человек обязательно жаден. Такие грехи настолько противны Богу, что у мира никогда не должно быть оснований даже подозревать их присутствие у христиан.

5:4 не приличны Эти три греха, связанные с языком, включают в себя любую грязную или неразумную речь и такие же мысли. Такие грехи разрушительны для святой и благочестивой жизни; в них нужно каяться и заполнять их место выражениями благодарности Богу (ср. Кол. 3:8).

5:5 ибо знайте Павел неоднократно ранее повторял эту истину во время своего пасторского служения в Ефесской церкви. Бог никогда не мирится с грехом, которому вообще нет места в Его Царстве, как и не будет там места человеку, свыкшемуся с безнравственностью, нечистотой и жадностью (см. ст. 3), ибо такой человек не спасен (см. пояснения к 1Кор. 6:9, 10; Гал. 5:17‑21; 1Ин. 3:9, 10). Царстве Христа и Бога Ссылка на сферу спасения, где Христос правит искупленными. См. пояснение к Деян. 1:3.

5:6 обольщает вас Никакой христианин не останется безгрешным в этой жизни, и крайне опасно поддерживать уверенность в спасении у того верующего, который упорно не перестает грешить, не стыдится греха и не стремится к Божией святости и чистоте. Такого человека ожидает гнев (2:2), и верующие никак не должны быть соучастниками этому (ст. 7).

5:8 тьма… свет «Тьма» характеризует жизнь необращенных, находящихся вне истины, вне интеллектуальных и нравственных ценностей (ср. 1Ин. 1:5‑7). Царством тьмы правит «власть тьмы» (Лк. 22:53; Кол. 1:13) и направляет своих подданных в «вечную тьму» (Мф. 8:12; 2Пет. 2:17). На свою погибель грешники любят тьму (Ин. 3:19‑21). Именно от этой тьмы избавляет грешников спасение во Христе (см. пояснения к Ин. 8:12; Кол. 1:13; 1Пет. 2:9; ср. Пс. 26:1).

5:9 плод Духа Лучше перевести как в сноске на полях – «плод света». Речь идет о том, что дает хождение в свете (ср. 1Ин. 1:5‑7), а именно: сердечную радость, благочестивое поведение и верность истине (честность или чистота). См. пояснения к Гал. 5:22, 23.

5:10 Испытывайте, что благоугодно Богу Пробуйте и доказывайте ясными и убедительными фактами, что действительно славит Бога. Когда верующие ходят во свете истины, раскрывается и знание о воле Божией. См. Рим. 12:1, 2, где Павел говорит то же самое, утверждая, что только представив себя в живую жертву Богу, мы можем познать Его благую волю. Здесь также идет речь о гарантии спасения (см. 1Пет. 1:5‑11).

5:11 и не участвуйте в… делах тьмы Павел говорит ясно и прямо: христиане должны верно жить в благочестии и чистоте и не иметь ничего общего со злыми путями и делами сатаны и мира. Два образа жизни неизменно противостоят друг другу и являются взаимоисключающими. Ср. 1Кор. 5:9‑11; 2Кор. 6:14‑18; 2Фес. 3:6, 14. но и обличайте Долг христианина не останавливаться на собственном отвержении зла. Он должен также обличать тьму и постоянно противостоять ей, особенно если она проникает в Церковь. См. пояснения к Мф. 18:15‑17; Гал. 6:1‑3.

5:12 стыдно и говорить Некоторые грехи настолько мерзки, что от них нужно убегать при первом же соприкосновении с ними и даже не упоминать о них, не обсуждать их, за исключением случаев, когда нужно возразить или противостать им. Даже простой разговор о них может быть вредным. Зло обличается положительным провозглашением чистой истины в свете Слова (ср. Пр. 6:23; 2Тим. 3:16).

5:13 ибо все, делающееся явным, свет есть Возможно, эта фраза должна быть частью ст. 14, и ее лучше перевести как «ибо свет делает видимым все». Чистый и яркий свет Божьего Слова обличает все тайны греха.

5:14 Цитируя Ис. 60:1, Павел провозгласил приглашение к спасению неспасенным для того, чтобы они превратились из детей тьмы в детей Божьего святого света (ср. Пр. 4:18). Возможно, эти слова были строчкой Пасхального гимна в ранней Церкви, исполнявшегося для приглашения неверующих. В них содержится главная мысль Евангелия. Ср. призывы в Ис. 55:1‑3, 6, 7 и в Иак. 4:6‑10.

5:15 осторожно, не как неразумные, но как мудрые Это слово означает «точно или аккуратно, с большой осторожностью (ср. Пс. 1:1; Мф. 7:14). Жить нравственно значит жить мудро. Библейское слово «неразумный» означает не столько недостаток ума, сколько неверие и вытекающие из него гнусные поступки (Пс. 13:1; Рим. 1:22). Неразумный живет вне Бога и против Божьего закона (Пр. 1:7, 22; 14:9) и не может постичь истину (1Кор. 2:14) или свое подлинное состояние (Рим. 1:21, 22). Разумеется, верующие должны избегать неразумного поведения (см. Лк. 24:25; Гал. 3:1‑3).

5:16 дорожа временем В греческом языке эквивалент слова, переведенного как «время», означает установленную, измеренную, назначенную пору. Большую часть нашего пребывания на этой грешной земле мы должны посвящать делу Божьему, используя каждую возможность для прославления и служения (см. пояснение к 1Пет. 1:17), помня о краткости жизни (Пс. 38:5, 6; 88:47, 48; Иак. 4:14, 17).

5:17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия Познание и разумение воли Божьей через Его Слово и есть духовная мудрость. Например, воля Божия открыта нам в том, что люди должны быть спасены (1Тим. 2:3, 4), исполнены Духом (ст. 18), освящены (1Фес. 4:3), покорны (1Пет. 2:13‑15), сострадательны (1Пет. 2:20) и благодарны (1Фес. 5:18). Иисус есть наивысший пример для всех (см. Ин. 4:4; 5:19, 30; 1Пет. 4:1, 2).

5:18 И не упивайтесь вином Хотя Писание неуклонно осуждает всякое пьянство (см. пояснения к Пр. 23:20, 21:29‑35; 31:4, 5; Ис. 5:11, 12; 28:7, 8; ср. 1Кор. 5:11; 1Пет. 4:3), из контекста ясно, что Павел говорит здесь особенно о пьяных оргиях, которые были составной частью многих языческих обрядов того времени. Их предназначением было вызывать исступленное состояние для общения с божествами. Павел говорит об этом словами «чаша бесовская» (см. пояснения к 1Кор. 10:20, 21). но исполняйтесь Духом См. пояснения к Деян. 2:4; 4:8, 31; 6:3. Подлинное общение с Богом вызывается не пьянством, а Святым Духом. Павел не говорит о живущем в нас Святом Духе (Рим. 8:9) или о Христовом крещении Духом Святым (1Кор. 12:13), потому что исполнение и крещение Духом христианина происходит в момент спасения. Скорее он дает верующим заповедь постоянно жить под влиянием Духа, подчиняясь власти Слова (см. пояснение к Кол. 3:16), живя чистой жизнью, исповедуя всякий познанный грех, умирая для себя, подчиняясь воле Божией и завися от Его власти во всем. При исполнении Духом вся жизнь проходит в осознанном присутствии Господа Иисуса Христа, Его разум господствует через Слово над всеми помыслами и поступками. Быть исполненным Духа значит поступать по Духу (см. пояснения к Гал. 5:16‑23). Христос дал пример именно такой жизни (Лк. 4:1).

5:19‑21 В этих стихах даются заключительные наставления об исполнении заповеди о жизни по Духу, а именно: пении псалмов, благодарении и повиновении друг другу. Остальная часть послания содержит наставления, основанные на послушании этой заповеди.

5:19 назидая самих себя Это то, что делают открыто. См. Евр. 2:12; ср. Пс. 32:1; 39:4; 95:1, 2; 149:1; Деян. 16:25; Отк. 14:3. псалмами Имеются в виду псалмы Ветхого Завета, положенные на музыку, а также вокальная музыка вообще. В ранней Церкви пели Псалмы. славословиями Возможно, песни хвалы или гимны, которые отличались от псалмов, возвышающих Бога, тем, что в них главное внимание уделялось Иисусу Христу. песнопениями духовными Возможно, песни личного характера, выражавшие истины благодати и спасения во Христе. поя и воспевая Это выражение буквально означает «перебирать струны инструмента», поэтому оно могло относиться в основном к инструментальной музыке, хотя включало также и вокал. в сердцах ваших Господу Не только для других, но и для себя. Сам Господь является как Источником, так и Слушателем поющего сердца. То, что такая музыка приятна Богу, видно из церемонии освящения храма, когда после пения слава Господня наполнила дом Божий (2Пар. 5:12, 14).

5:20 Благодаря всегда за все См. пояснение к 1Фес. 5:18; ср. 2Кор. 4:15; 9:12, 15; Флп. 4:6; Кол. 2:7; Евр. 13:15. Благодарность верующих воздается Богу за то, Кто есть Бог и за то, что Он сделал через Своего Сына, их Спасителя и Господа.

5:21 повинуясь друг другу Павел здесь переходит к изложению своего учения об отношениях подчинения в церкви (5:22–6:9), недвусмысленно указывая на то, что каждый исполненный Духа христианин, должен быть смиренным и покорным. Это основополагающее из всех взаимоотношений, упомянутых в этом разделе. Ни один верующий не может возноситься над другим верующим. Они абсолютно одинаковы перед Богом (Гал. 3:28). в страхе Божием Постоянное почитание верующим Бога является основой его смирения перед другими верующими. Ср. Пр. 9:10.

5:22 Жены, повинуйтесь своим мужьям Установив всеобщий принцип повиновения (ст. 21), Павел сначала говорит о жене. Это повеление относится к любой христианке, независимо от ее способностей, образования, познания Писания, духовный зрелости или любых других качеств в сравнении с соответствующими качествами ее мужа. Повиновение заключается не в праве мужа отдавать распоряжения, а в доброй воле и любви жены. Слова «своим мужьям» ограничивают круг ее подчинения одному мужу, которого Бог поставил над нею, в то же время слово «своим» четко указывает, что ее муж принадлежит лично ей (Песн. 2:16; 6:3; 7:10). Она повинуется человеку, которым она обладает. как Господу Поскольку послушная и духовная жена свое наивысшее повиновение являет Господу, ее повиновение является проявлением любви к Господу и исполнением Его воли в послушании мужу, независимо от его личных достоинств и духовного состояния. Ср. ст. 5‑9.

5:23 муж есть глава… Христос глава Исполненная Духом жена понимает, что ведущая роль мужа не просто заповедана Богом, она отражает ведущую роль любящего Христа в Церкви. См. пояснение к 1Кор. 11:3; ср. 1:22, 23; 4:15; Кол. 1:18; Тит. 2:4, 5. Спаситель Как Господь оберегает Свою Церковь от опасностей греха, смерти и ада, так и муж обеспечивает, защищает, хранит и любит свою жену, что при ее повиновении приносит ей благословение. Ср. Тит. 1:4; 2:13; 3:6.

5:25 любите своих жен После того, как установлено главенство мужа (ст. 22‑24), акцент переносится на главную обязанность мужей перед своими женами – любить их такой же глубокой, самозабвенной и жертвенной любовью, которую Христос имеет к Своей Церкви. Ради Нее Христос отдал все, что имел, включая Свою собственную жизнь, и это – пример для жертвенной любви мужа к своей жене. Ср. Кол. 3:19.

5:26, 27 освятить… очистив… свята… непорочна Так Господь любит Свою Церковь. Спасительная благодать делает верующих святыми посредством Слова Божия (Тит. 2:1‑9; 3:5), чтобы они могли стать чистой невестой. От мужей требуется очищающая любовь к своим женам, каковую являет Христос к Своей Церкви. Поскольку Божья любовь стремится полностью очистить своих любимых от всякого вида греха и зла, муж‑христианин не должен даже допускать мысли о чем‑либо греховном в жизни своей жены, чтобы не огорчить Бога. Более всего муж должен желать для жены того, чтобы она совершенно уподобилась Христу, поэтому он должен вести ее к чистоте. См. пояснение к 2Кор. 11:23.

5:28 как свои тела Здесь с особой остротой подчеркивается единство, которое должно характеризовать христианский брак. Христианин должен заботиться о своей жене так, как он это естественно делает в отношении самого себя (ст. 29), и даже больше, потому что он должен проявлять самоотверженную любовь (ср. Флп. 2:1‑4). любящий свою жену любит самого себя В конечном итоге, любящий свою жену муж получает большое благословение для себя от нее и от Бога.

5:29 питает и греет Здесь говорится об ответственности мужа за удовлетворение нужд жены в двух аспектах: нужно помогать духовному росту жены во Христе, а также заботиться о ее благополучии и безопасности.

5:30 члены тела Его Господь заботится о Своей Церкви, потому что Церковь тесно и неразрывно связана с Ним. Если бы Он не заботился о Своей Церкви, Он бы преуменьшил Свою славу, которую Церковь воздает Ему хвалой и послушанием. Так и в браке, муж и жена настолько соединены друг с другом, что составляют одно целое. Заботясь о ней, он заботится о себе (ст. 29).

5:31 Цитата из Быт. 2:24 (см. пояснение там же). Павел акцентирует внимание на Божьем предназначении брака, учрежденного Богом при сотворении мира, подчеркивая его прочность и единение. Брачный союз является тесным (интимным) и нерасторжимым. Слово, переведенное как «прилепится» и использовавшееся для описания чего‑то крепко склеенного или скрепленного друг с другом, придает особое значение прочности союза (см. пояснения к Мал. 2:16; Мф. 19:6‑9).

5:32 Тайна сия велика В Новом Завете «тайна» означает некоторую реальность, упомянутую в Писании, но ранее сокрытую, а теперь открытую для понимания. Брак – это священное отражение удивительной и прекрасной тайны союза между Мессией и Его Церковью, совершенно неизвестной до Нового Завета. См. пояснения к 3:4, 5; Мф. 13:11; 1Кор. 2:7.

5:33 каждый из вас Святость любви между верующими супругами должна быть видимым выражением любви между Христом и Его Церковью.