Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Откровение
1-я Паралипоменон

В этой главе приводится отчет о двух с половиной коленах, поселившихся на другом берегу Иордана. I. О колене Рувима (ст. 1-10). П. О колене Гада (ст. 11-17). III. О половине колена Манассии (ст. 23,24). IV. О событиях, касающихся всех троих, сказано:

(1) как они совместными усилиями победили агарян (ст. 18-22).

(2) Как и сами в конечном счете были побеждены и стали пленниками ассирийского царя, потому что оставили Бога (ст. 25,26).

Стихи 1-17. Здесь приводятся отдельные части генеалогий:

I. Колена Рувимова; и мы узнаем:

1. По какой причине о нем говорится далеко не в первую очередь. Рувим признан первенцем Израиля, и на этом основании он мог бы претендовать на главенствующее место. Но он лишился привилегии первенства, ибо осквернил наложницу своего отца, и за это ему вынесен приговор, что не будет преимуществовать (Быт 49:4). Грех умаляет достоинство человека, толкает его вниз, лишая превосходства. В особенности это касается нарушения седьмой заповеди, которое оставляет несмываемое пятно на репутации людей и их семей и бесчестье, не забывающееся с течением времени. Потомки Рувима до самого конца будут нести позор греха своего праотца. Но, несмотря на то что это колено утратило первенство, его не отвергли и не лишили наследства. Для израильтянина запятнанная честь не равнозначна утрате счастья. Рувим лишился привилегий первенства, однако они не перешли к следующему за ним по старшинству Симеону. Ибо данное обстоятельство служило прообразом, и главенствующим стал выбор благодати, а не естественный порядок вещей. Преимущества первородства сводились к владычеству и двойному уделу. Рувим лишился и того и другого, причем обе привилегии не достались кому-то одному (это было бы слишком много), но их разделили.

(1) И двойной удел получил Иосиф, ибо от него произошли два колена Ефрем и Манассия, каждому из которых полагался удел сына (ибо именно так Иаков благословил их по вере, Евр 11:21; Быт 48:15-22), и оба эти колена стали такими же значительными и важными, как каждое из двенадцати, за исключением Иуды.

(2) А Иуда получил владычество; именно ему умирающий патриарх вручил скипетр (Быт 49:10). От него произошел главный вождь: сначала Давид, а в полноту времен Владыка Мессия (Мих 5:2). Такая честь была припасена для Иуды, хотя первенство получил Иосиф; и, обретя владычество, он не должен завидовать двойному уделу Иосифа.

2. О родословии князей этого колена и о его главных семействах (информация о многих была, несомненно, опущена) до Бееры, который возглавлял клан, когда ассирийский царь увел рувимлян в плен (ст. 4-6). Возможно, тот факт, что он был их князем именно тогда, упоминается специально, чтобы показать, как плохо Беера справился со своим делом и не предотвратил пленение.

3. О расширении владений этого колена. Число рувимлян возросло и поголовье их скота увеличилось, поэтому они вытеснили своих соседей агарян и продолжали завоевывать территории, если не до реки Евфрат, то до пустыни, примыкающей к этой реке (ст. 9,10). Так Бог давал Своему народу обещанное: Он постепенно прогонял от них врагов и обеспечивал их землей по мере надобности (Исх 23:30).

II. Колена Гадова. Здесь перечислены несколько великих семей этого колена (ст. 7);

родоначальниками семи из них стали сыновья Авихаила, генеалогии которых прослежены по восходящей от сына к отцу (ст. 14,15), тогда как родословия в ст.4,5 представлены по нисходящей от отца к сыну. Генеалогии были приведены в порядок в дни иудейского царя Иоафама, а начали их составлять немного раньше в правление израильского царя Иеровоама II. До конца не ясно, по какой конкретной причине составлением родословий занялись именно в то время, но происходило это накануне ассирийского пленения (как явствует из 4Цар 15:29,31). Когда на евреев за их вопиющую дегенерацию и отступничество были готовы обрушиться Божьи суды, тогда они стали хвалиться своими родословиями и тем, что являются сынами завета. Подобным же образом и во времена нашего Спасителя созревшие к погибели иудеи хвастались: отец у нас Авраам. Возможно, в этом следует видеть вмешательство провидения и благоприятный подтекст: хотя евреи в данное время и подверглись изгнанию, Бог не оставил их навеки. Если мы планируем ссылаться на что-то в будущем, то нам нужно вести тому учет.

Стихи 18-26. Здесь названы по именам родоначальники полуколена Манассиина, поселившегося по другую сторону Иордана (ст. 23,24). Сначала их уделом был только Васан, но впоследствии их сила и богатство так возросли, что они расширили свои владения дальше на север, вплоть до Ермона. В этих стихах говорится только о двух обстоятельствах, которые касаются всех колен, поселившихся на другом берегу Иордана. Итак, они разделили:

I. Славную победу над агарянами, как теперь называли измаильтян, чтобы напомнить им, что они сыны рабы, подлежавшие изгнанию. Здесь не говорится, как именно одержали победу, и не ясно, идет ли речь об упоминаемой в описании рувимлян и имевшей место во дни Саула (ст. 10), или же успех одного колена вдохновил на ратные подвиги два других, и они присоединились к нему в следующей военной кампании. Повидимому, хотя в царствование Сауна защита интересов царства общими усилиями была незначительной, некоторые колена объединялись самостоятельно и могли за себя постоять. Здесь говорится:

1. Какое доблестное войско вывели на поле битвы против агарян эти приграничные колена: свыше 44000 мужчин сильных, смелых и искусных в ратном деле, которые умели обращаться с оружием (ст. 18). Если бы все колена объединились и действовали слаженно еще во времена судей, то каким бы мощным был Израиль!

2. Что они предприняли, чтобы заручиться поддержкой Бога: воззвали к Богу, и... уповали на Него (ст. 20). Они поступили как истинные израильтяне.

(1) Как потомки верующего Авраама, они уповали на Бога. Несмотря на то что у них было сильное войско, они полагались не на него, а на Божью силу. Они знали, что у них есть поручение от Бога вести по возможности войну не только с заклятыми народами, но и со своими соседями для расширения собственных территорий, даже если те находятся весьма далеко (см. Втор 20:15). В своем успехе они полагались на Божье провидение.

(2) Как потомки молящегося Иакова, они воззвали к Богу, в особенности во время сражения, когда, наверно, над ними впервые нависла угроза поражения (подобный пример мы находим в 2Пар 13:14). Бог ожидает, что в беде мы будем взывать к Нему: Он облагает нас такой данью, такой «арендной платой». В своих духовных конфликтах мы должны искать помощи у неба; именно молитва с верою будет молитвой побеждающей.

3. Об успехе, который они имели: и Бог услышал их, хотя обратиться к Нему их заставила нужда. Господь готов слышать и отвечать на молитвы. Они получили помощь в борьбе с врагом, ибо Бог никогда еще не подводил уповавших на Него. И тогда они уничтожили армию врага, намного превосходившую их войско по численности, убили многих (ст. 22) и взяли 100000 пленных, обогатив себя трофеями и поселившись в стране врага (ст. 21,22);

и все благодаря тому, что от Бога было сражение сие, и предпринимали его в страхе Божьем, а вели, полагаясь на Него. Если битва от Господа, то есть основание надеяться на победу. Мы вправе рассчитывать на успех какого-либо предприятия лишь в том случае, если с нами Бог.

II. Бесславное пленение в конечном счете. Если бы они хранили верность Богу и своему долгу, то в их распоряжении остались бы и земли, выпавшие по жребию, и новые завоевания, но они согрешили против Бога отцов своих (ст. 25). Они жили на границе и общались преимущественно с соседними народами, поэтому научились языческим обрядам и заразили этим другие колена; за это Бог стал судиться с ними. Он был им мужем, и не удивительно, что Его ревность разгорелась как огонь, когда они стали блудно ходить вслед богов народов той земли. Прелюбодеев ждет развод на законном основании. Бог возбудил против них дух... царей Ассирийских, сначала одного, потом второго, чтобы эти честолюбивые монархи послужили достижению Его собственных целей, и задействовал их сначала в наказании отступников, а затем (поскольку они не смирились) в полном выселении таковых (ст. 26). Эти колена были первыми, поселившимися на обетованной земле, и первыми, выселенными оттуда. Они желали обрести наилучшие земли, не учитывая того, что окажутся в самом уязвимом положении. Но кто в своем выборе руководствуется преимущественно чувствами, а не разумом или верой, тот вправе ожидать справедливого возмездия.

1-я Паралипоменон