Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение
Малахия
1 2 3 4

Мал. 4:1. Тема «праведных и нечестивых» (и конечного разрешения этой дилеммы Богом) продолжается. Нет, не всегда будут «благоденствовать» нечестивые. В день завершающего суда Господня с ними будет покончено. Как и в 3:2-3, пророк видит «суд» в образе огня, «пылающей печи». Но если там подчеркивается очищающее действие этого «огня» (направленное прежде всего на служителей Божиих – левитов), то здесь назначение его – в истреблении нечестивых (сравните с Ис. 66:15; Соф. 1:18; 3:8).

Истребление это будет настолько полным, что нечестивые уподобляются горящей соломе: в грядущий день, возвещает Малахия, не оставит от них… Господь Саваоф… ни корня, – ни ветвей (т. е. Всемогущий не пощадит ни их самих ни их потомство). Это, однако, не означает последней аннигиляции их (из книги Даниила мы знаем, что «злые» воскреснут; Дан. 12:2). Скорее тут подразумевается духовная гибель нечестивых, участью которых станет «мука вечная», категорическое недопущение их в Царство Божие (Матф. 25:46).

Мал. 4:2. Для праведных же день тот взойдет Солнце правды (праведности); выражение это встречается в Библии только здесь. Многие толкователи воспринимали эти слова как ссылку на Иисуса Христа, но правильнее отнести их к дню Господню в целом. В Царстве Христа свет и «дыхание» праведности, правды, будут (подобно лучам солнца) распространяться повсюду и всюду проникать, все наполняя собою и пропитывая. И, подобно солнечным лучам, действие праведности будет целительным (в евр. тексте слово, переведенное как исцеление, имеет и значение «восстановления») для благоговеющих пред именем Господним, которые будут постоянно обновляться духовно. Передано в образе «упитанных, радостно играющих тельцов».

Мал. 4:3. И будете попирать нечестивых, словно пыль («прах») у себя под ногами. Не звучит ли и тут ответ на вопрос «сомневавшихся» (3:14)? Сам этот образ характерен для Ветхого Завета. В нем заключается и та мысль, что праведные станут для нечестивых орудием наказания Божиего (сравните с Мих. 4:13).

VIII. Заключение: Будьте готовы к приходу Господа (4:4-6)

Мал. 4:4. В этом призыве Малахии отражена самая суть того мировоззрения, которого держались благочестивые евреи в послепленный период. Именно в соблюдении закона Моисея видели они главный залог силы Израиля и его преуспевания. Слово Помните применительно к закону 14 раз повторено в книге Второзаконие, означая призыв не просто «держать в памяти» (умственное усилие), но и являть то, что «помнишь», повседневно – в каждом действии своем и поступке. Помните означало таким образом повинуйтесь (Господу). В дни Малахии народ весьма нуждался в обновлении в сердце своем «страха Божиего». Это «обновление» (невозможное без покаяния) послужило бы им в грядущий день Господень ко благу, защитило бы от невыносимых страданий.

На Хориве (древнее название горы Синай; Исх. 3:1; Втор. 5:2) Господь дал Моисею десять заповедей.

Мал. 4:5-6. Книга Пророка Малахии завершается обещанием Бога евреям послать им – пред наступлением дня Господня Илию пророка. Заметим, что в пророческих книгах о будущем служении Илии говорится только в этом месте. Многие иудеи видели в этом предсказание о возвращении на землю – перед приходом Мессии – исторического Илии. Примечательно, что такое понимание отразилось и на переводе этого места «70-ью толковниками». В Септуагинте тут стоит не «Илию пророка», а «Илию Фесвитянина» (известный как историческое лицо пророк Илия был родом из Фесвы).

Итак, говорит Малахия, Господь – с тем, чтобы вновь привести иудеев к послушанию закону, – пошлет им особого Своего вестника. Начало стиха 5 очень созвучно началу стиха 1 в главе 3, и многие комментаторы «привязывали» эти два предсказания друг к другу. С другой стороны, евангелист Матфей прямо пишет (Матф. 11:7-10; в стихе 10 – едва ли не в тех же словах, что Малахия в 3:1), что Ангелом (вестником), посланным «приготовить путь» Господу, был Иоанн Креститель. Причем у Матфея об этом говорит Сам Иисус Христос.

Не следует ли в таком случае именно в Иоанне видеть исполнение пророчества Малахии относительно прихода Илии (Мал. 4:5-6)? Ведь перед тем, как Иоанн родился, Ангел Господень предсказал священнику Захарии, что сын его станет служить «в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лук. 1:17).

Это обстоятельство, казалось бы, «соединяет в одно» оба предсказания Малахии (в 3:1 и в 4:5-6) и свидетельствует об исполнении их в Иоанне Предтече. Однако, хотя Иоанн признавал, что является тем, который «приготовил путь» Господу (в этой связи Ис. 40:3), он же недвусмысленно отрицал, будто Илия и он – одно и то же лицо (Иоан. 1:21-23). Даже и Сам Иисус, говоря об Иоанне, что он – тот, «которому должно придти», не заявляет этого «категорически», но начинает фразу об этом со слов: «И если хотите принять, он есть Илия» (Матф. 11:14).

Может быть, разрешения проблемы следует искать в Матф. 17. Там мы читаем, как Илия является рядом с Иисусом Христом в минуты Его преображения, и как после ученики спрашивают Господа о будущем приходе Илии. Это, очевидно, происходило после смерти Иоанна Крестителя (Матф. 14:1-2), однако, Иисус сказал: «правда, Илия должен придти прежде и устроить все» (Матф. 17:11). Не свидетельствует ли эта отнесенность к будущему времени, что предсказание Малахии в 4:5-6 не исполнилось в Иоанне Предтече? Израиль, кстати, не принял его как подобного Илии «восстановителя вещей», и, значит, накануне дня Господня должен придти другой, подобный Илии, предтеча.

Возвратимся, однако, к 17-ой главе Евангелия от Матфея. Продолжая говорить, Иисус сказал (стих 12), что «Илия уже пришел, и не узнали его». Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе (Матф. 17:13), прямо пишет евангелист Объяснение всему этому кроется, видимо, в том, что хотя в Иоанне не осуществилось предсказание Малахии (4:5-6), – ведь Илии еще предстояло придти, он, т. е. Илия, был прообразом Иоанна, судя по значительному сходству между Илией у Малахии (в 4:5-6) и вестником (Ангелом) у него же, в 3:1. А также в смысле этого сходства.

Напомним, что в тождестве Ангела (Мал. 3:1) с Иоанном Крестителем сомнений нет. Заметим, в завершение этой мысли, что Малахия имел в виду будущего пророка, который придет «в духе и силе Илии» и не знав, но провидя Иоанна Крестителя, называл его именем Илии в том же смысле, в каком пророки Иеремия и Иезекииль называли «Давидом» будущего Правителя израильского народа (Иер. 30:9; Иез. 34:23).

Выше говорилось о «другом предтече» по типу Илии, который придет накануне дня Господня. Трудно сказать, будет ли это сам Илия, как может показаться из Матф. 17:11, или кто-то «в духе и силе его». Скорее всего последнее. Наиболее вероятную ссылку на служение, подобное служению Илии, в Новом Завете, видят в книге Откровение (11:1-13), где говорится о «двух свидетелях», которые явятся в дни великой скорби.

Может быть, апостол Иоанн «расширил рамки» служения Илии, «обратив» его в служение Илии-Моисея (в этой связи толкование на Откр. 11:3-6). В результате служения «двух свидетелей» многие покаются, и таким образом сердца отцов и детей обратятся друг к другу. Следствием этого будет избавление их от гнева Божия в день Господень.

Заметим, что при подходе к таким местам в Библии, как стихи, завершающие Книгу Пророка Малахии, важно помнить, что эти (так называемые мессианские пророчества) почти всегда могут относиться как к событиям близким по времени к пророкам, так (одновременно) и к тем, которым предстоит совершиться в далеком будущем, и часто – в конце времен.

Так, в сказанном Малахией в 4:6 относительно «отцов и детей» непосредственно могли подразумеваться «разногласия между поколениями», возникшие в после-пленном иудейском сообществе (возможно, и на почве браков некоторых молодых (или относительно молодых) с язычницами, о чем с такой болью говорил Малахия).

В последних главах Книги Пророка Малахии, которые являются и последними словами Ветхого Завета, снова возникает зловещее предвиденье Божьего проклятия, которое может поразить землю. Грандиозные события последнего суда, которым завершится человеческая история, являются главной темой всех пророческих книг. Сила, с какой звучат предупреждения и призывы пророка Малахии, определяется как уверенностью его в грядущем суде, так и его упованием на милость Бога завета. Той же атмосферой ожидания суда и покаяния в конце новозаветного времени пронизана книга Откровение (Откр. 22:12-17). Только в ней гораздо подробнее говорится о Том, возвращения Которого ожидает земля, и Который возвратится…

Малахия
1 2 3 4