Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение
1 2 3 4 5 6 7

Б. Благословения грядущего Царства (главы 4-5)

В этих главах Михей предсказал наступление Царства – того, провиденье которого имеется почти во всех пророческих писаниях. Михей говорит о тех чертах и особенностях, которые определяют характер его (4:1-8), и о событиях, которые будут предшествовать наступлению его, а также о Царе, Который установит его (5:2-15).

В чисто историческом плане заметим следующее. Речи пророка, записанные здесь, в которых взор его обращен к светлому будущему, были произнесены им через какое-то время после записанных в первых трех главах, темой которых было печальное настоящее. Провидя разрушение Самарии, Михей предрекал такую же участь Иерусалиму, но это его пророчество не осуществилось: Господь помиловал тогда раскаявшийся народ (Иер. 26:18; толкование на 3:12).

Обстоятельства, контролируемые Богом, сложились так. После взятия (в 722 г. до Р. Х.) израильской столицы Саргоном, вполне реальным представлялся его поход на Южное царство. Но… этому воспрепятствовало военное вмешательство Ассирии в Вавилонии. Угроза нападения ассирийцев на Иудею была предотвращена.

1. ОПИСАНИЕ ЦАРСТВА (4:1-8)

Обращает на себя внимание идентичность текстов в Мих. 4:1-3 и в Ис. 2:2-4. Существуют разные мнения относительно того, кто из этих двух пророков заимствовал их у другого. Не исключено, что оба воспроизводят какое-то изречение, бытовавшее с древности.

а. Дом Господень на Сионе станет играть в мире выдающуюся роль (4:1а)

Мих. 4:1а. Под «в последние дни» понимается время, когда Бог «подведет черту» под событиями земной истории (сравните с тем же выражением в Иез. 38:16 и в Ос. 3:5). Обычно понятие «последних дней» соотносится с днями великой скорби и с тысячелетним правлением Христа. (Напомним, что учение о Тысячелетнем царстве Христа возникло на основании записанного в главе 20 книги Откровение.)

Естественно, Михей не уточняет, когда наступят «последние дни», потому что ветхозаветный Израиль всегда, на протяжении всей своей истории, ожидал «завершения времен».

Гора Дома Господня… возвысится над всеми холмами (подразумевается, над всем миром – в духовном, конечно, значении) потому, что выдающуюся роль в будущем Царстве станет играть храм, сооруженный на Сионе (Иез. 40-43; сравните с Зах. 8:3). Отсюда миром станет править Сам Иисус Христос.

Религиозная и политическая системы будут в Царстве Христа тесно связаны между собой. Заметим в этой связи, что от дней Моисея в Израиле так и было. Царь, чтобы управлять народом, помазывался Богом, а первосвященник помазывался как лицо, отвечавшее за все, что связано было с Богопоклонением.

б. «И потекут народы» в Иерусалим (4:16)

Мих. 4:1б. И потекут к ней народы. В дни тысячелетнего правления Христа люди по всему миру осознают, что в Божиих планах Израиль занимает особое место. Никто уже не станет думать о нем как о маленьком незначительном народе. Многие, очень многие пойдут тогда и поплывут, поедут и полетят к Иерусалиму, к его храму (стих 2; 7:12). «Потекут», говорит пророк, и невольно приходит на ум неоднократно сказанное в Библии (к примеру, Иез. 47; Иоил. 3:18) о «потоках», текущих из святой горы. По замечанию одного из богословов, у Михея наблюдается как бы «обратная картина»: встречного «потока» людей, текущего к Центру.

в. Иерусалим станет центром Божиих откровений (4:2)

Мих. 4:2. Целью «паломников» далекого будущего станет стремление научиться путям Господним, т. е. глубоко, сердцем, познать заповеди Божии.

Под «законом» здесь не имеется в виду Моисеев закон, но все вообще повеления и наставления Господни; под «словом» Его понимаются Его откровения людям (как относительно Себя Самого и Своих целей, так и о вытекающих из Его природы требованиях и об ожиданиях Его, обращенных к людям).

г. Господь будет судить из Иерусалима (4:3)

Мих. 4:3. Михей видит Господа в роли высшего Судии над миром. Здесь это образ воздействия Его закона на человеческие сердца: под чудодейственным влиянием его души людей, даже и тех, которые будут жить в отдаленных от Иерусалима странах, станут освобождаться от скверны вражды, зависти, злобы. Миролюбие преисполнит их – как в отношении людей друг к другу, так и во взаимоотношениях целых народов.

д. Израиль станет жить в безопасности и мире (4:4-5)

Мих. 4:4. Здесь характерные для древневосточной литературы и библейских книг (3-Цар. 4:25; Зах. 3:10) образы мирной благополучной жизни.

Мих. 4:5. Не вполне очевидной представляется связь этого стиха с предыдущими, явно имеющими мессианский характер. В принципе стих 5 может «обосновывать» благословенное положение Израиля (стих 4) «в последние дни» (стих 1) тем, что он будет хранить верность Господу Богу своему. Но некоторые более склонны видеть в нем «отступление» от мессианского текста ради разъяснения духовных позиций евреев, которые ходят или «намерены ходить» во имя Господа Бога своего во веки веков, и остальных народов (т. е. язычников), которые ходят «за своими лжебогами».

е. Израиль будет собран вновь (4:6-7)

Мих. 4:6-7. Тот день – это начало Мессианского (Тысячелетнего) царства. Сам Михей не сознавал, конечно, о каком времени говорит. Возвещая о том, что произойдет тогда, он мог предвидеть окончание грядущего плена (вавилонского изгнания) и думать, что в то время и будет положено начало благословенному Царству. Однако мы знаем, что возвращение из Вавилонии не ознаменовало начала его.

Пророк был, однако, уверен, что в том вожделенном Царстве еврейские изгнанники – те, на кого Господь навел бедствие, будут собраны Им вновь. Из пророческих книг нам известно, что в те дни, которые называют «днями великой скорби», евреи будут гонимы (Дан. 7:25), рассеяны (Зах. 14:5), а затем, когда возвратится Иисус Христос, будут собраны вновь (Матф. 24:31).

Словом хромлющее (стих 6, 7) выражено неудовлетворительное состояние еврейского народа (как духовное, так и нравственное) в дни Михея и, вероятно, в долгие столетия после него. Слово «остаток», напротив, подразумевает тех, которые удостоятся последнего, так сказать, избрания Божьего и, независимо от своей численности, составят «сильный народ», над которым Господь будет царствовать… на горе Сионе (фразой отныне и до века выражена неопределенная (Михею не известная) длительность времени).

Таинственное и вместе не оставляющее сомнения в истинном смысле своем понятие остатка часто встречается как в Ветхом, так и в Новом заветах (Ис. 37:32; Мих. 2:12; 5:7-8; 7:18; Рим. 9:27; 11:5).

ж. К Иерусалиму возвратится владычество его (4:8)

Мих. 4:8. Стих этот перекликается со стихом 1, так как и в нем выражена мысль о той, все превосходящей, роли, которую станет играть Иерусалим, когда сделается «штабом» правительства, возглавленного Самим Богом.

Посреди древних пастбищ, воздвигались «башни», с которых пастухи наблюдали за пасущимися стадами (2-Пар. 26:10). Образ этот применяется к Иерусалиму, потому что из него будет вестись «наблюдение» за всем совершающимся в мире и за населяющими его «народами» (сравните с окончанием стиха 1).

«Дщерь Сиона» – это Иерусалим; его «дщери», в свою очередь, – обитатели Иерусалима. Михей говорит о возвращении ему «прежнего владычества», подразумевая, видимо, существовавшее прежде царство Давида, которое издревле было в глазах иудеев (и это неоднократно отражено в Библии; к примеру, Ис. 42:1-8) прообразом царства грядущего Мессии.

2. О СОБЫТИЯХ, «БЛИЗКИХ» К МИХЕЮ; ВИДЕНЬЕ ИМ МЕССИАНСКОГО ВРЕМЕНИ (4:9 – 5:1)

а. Израиль будет уведен в Вавилон (4:9-10а)

Мих. 4:9-10а. Пророк ведет речь о близких (в историческом плане) бедствиях, которые поразят еврейский народ. На языке образов (тут это страдания и боль, которые терпит женщина в родах) он говорит о разорении Иерусалима и изгнании из него его жителей. Вопросы относительно царя и советника, которых нет, не стало (вероятная причина «громких воплей» «дщери Сиона»), возможно, заданы в ироническом тоне; вот, мол, не оправдались надежды народа на то, что «сильный» царь и мудрые государственные мужи – «советники» (2-Цар. 15:12; 3-Цар. 12:1-7; Ис. 1:26; 3:3) защитят его.

Вавилон назван конечным пунктом следования пленников. На пути они будут останавливаться в «чистом поле» (стих 10).

Нельзя не сказать, что в дни Михея Вавилония сама еще была провинцией, подчиненной Ассирии, а не тем могущественным царством, которое «пленило иудеев», и которое тут явно пророком подразумевается. Исследователи Библии, настроенные скептически (т. е. «ограничивавшие» сверхъестественный характер пророчеств) считали на этом основании окончание стиха 10 поздней вставкой. Но те богословы, у которых пророческое «дальновидение» сомнений не вызывает, не сомневаются и в том, что слова о Вавилоне изначально принадлежали Михею.

б. В Вавилоне Господь «искупит» Израиль (4:10б)

Мих. 4:10б. Речь об «искуплении» пророк ведет здесь в том смысле, что, помимо заслуженного наказания, плен явится для народа средством очищения и побуждения его к богоугодной жизни.

в. Об Израиле и народах, враждебных ему (4:11-13)

Мих. 4:11-13. По всей вероятности, здесь подразумеваются все те народы, которые были, есть и будут враждебны к Израилю на протяжении его истории. Они «жаждут» его осквернения кровью, проливаемой в войнах, да и в мирное время; «наглядеться» на Сион (Иерусалим) они хотят в значении «назлорадствоваться». Но они не знают Божиих планов (замыслов) относительно избранного Им народа.

Устами Михея Бог раскрывает их, сравнивая народы со снопами и на гумне, а Израиль уподобляя «волу молотящему», которому Он, Господь, даст рог железный и копыта медные (символизируют силу и могущество Божиего народа в его борьбе с врагами). И он «сокрушит многие народы.» Ибо на его стороне будет Сам Господь, в том числе, и в той битве мессианского времени (Зах. 14:1-3), которая в книге Откровение названа Армагеддонской (Откр. 16:16; сравните с Откр. 19:19). И все сокровища их Израиль «посвятит Господу», Которого здесь Михей прямо называет «Владыкой всей земли».