Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение
1 2 3

Тит. 3:1-2. Немалую часть пастырского служения составляет напоминание людям того, что они уже знают. Титу следовало напоминать критским христианам, чтоб были добрыми гражданами (добродетель, которой критяне, как знаем, не славились). Апостол перечисляет здесь пять требований, которым должны удовлетворять граждане, верующие во Христа. Им следует:

1) повиноваться и покоряться начальству и властям;

2) быть готовыми на всякое доброе дело (сравните Еф. 2:10; 2-Тим. 3:17);

3) никого не злословить;

4) быть тихими (не сварливыми) и

5) быть кроткими со всеми людьми.

Гражданин, верующий во Христа, обязан оказывать доброе воздействие на окружающих, являя им в своем вежливом и дружелюбном поведении любовь Господа. Таким образом наставления Титу в 2:15 – 3:2 надо рассматривать как конкретный разбор поведения тех, кто претендуют на понимание смысла и значения Божией благодати (2:11-14).

В. Благодать как стимул благочестивой жизни (3:3-8)

Тит. 3:3. Апостол Павел никогда не забывал, из каких греховных обстоятельств были спасены он сам и его обращенные (сравните 1-Кор. 6:9-11; Еф. 4:17-24; Кол. 3:6-7), и теперь он лишний раз напоминает им об этом. Не добрыми, мягкими, христолюбивыми (в каковом состоянии он призывает их возрастать и утверждаться) были они когда-то, но людьми прямо противоположного толка: не разумны и не послушны были они, но несмысленны, непокорны, заблудшие (в значении «обманутых»); рабы похотей и удовольствий (а не люди, способные контролировать себя и готовые на всякое доброе, дело).

Отнюдь не тихи и не кротки были они, но жили в злобе и зависти ненавидели друг друга. Именно такому звероподобному «стандарту» соответствует поведение человека, оторванного от Бога. За внешним блеском цивилизация часто мешает увидеть мрачную свою правду, и все-таки она то и дело проступает зловещими пятнами на ее фасаде. Ибо вне Бога люди уподобляются зверью, злобно рыкающему над грудой костей.

Тит. 3:4. Все изменилось, когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога. Тут впечатляющий контраст в стихе 3 активным действующим лицом выступает человек, а в стихах 4-7 он – лишь объект действия, воспринимающий то, что дается ему свыше; здесь активным действующим Лицом становится Бог. То, что человек не был в состоянии сделать для себя, делать для него начал Он.

Тит. 3:5. Бог спасает тех, кто верят Ему, не по причине совершения ими праведных дел (сравните Рим. 3:21-24; Еф. 2:8-9; 2-Тим. 1:9), а по своей милости. Человеколюбие и милость (стихи 4-5) – это аспекты Божией благодати. Спасая людей посредством ее. Бог действует в двух направлениях: 1) возрождает их, смывая с них грязь греха (банею возрождения) и 2) обновляет их Святым Духом (сравните 2-Кор. 5:17). О действии фактора веры в этом процессе Павел не упоминает потому, что высвечивает тут сделанное Богом, оставляя в стороне человеческую реакцию на это.

Тит. 3:6-7. Чрез Иисуса Христа Бог обильно излил Святого Духа на верующих. Иисус принял от Отца «обетованного Святого Духа», как говорится в Деян. 2:33. При чтении стих 6 в памяти возникает картина происшедшего в день Пятидесятницы (Деян. 2:17). При. излиянии Святого Духа целью Бога было, чтобы верующие, оправдавшись Его благодатью, сделались наследниками вечной жизни согласно своему упованию (другими словами – согласно данному им обещанию).

Служение Святого Духа тесно связано, как это объясняется в Новом Завете, с проведением в жизнь милостивых Божиих планов по спасению (Рим. 8:15-17; Гал. 4:6-7; Еф. 1:13-14).

Тит. 3:8. Столь характерной для Пастырских посланий «формулой» – Слово это верно (сравните 1-Тим. 1:15; 3:1; 4:9; 2-Тим. 2:11) Павел начинает свое последнее прямое обращение к непосредственному адресату письма. Именно потому, что все сказанное им перед этим верно и заслуживает доверия, побуждает апостол Тита подтверждать о сем, дабы способствовать благочестивому поведению своей паствы. Дважды перед этим просил он Тита наставлять критских христиан всем этим вещам в согласии со «здравым» учением (2:1,15). Апостол был глубоко заинтересован в том, чтобы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам, ибо это хорошо и полезно человекам.

Г. Поведение несовместимое с действием благодати (3:9-11)

Тит. 3:9. Если здравое учение полезно для каждого, то глупые состязания и родословия, споры и распри о законе… бесполезны и суетны. Тема эта постоянно звучит в Пастырских посланиях (сравните 1-Тим. 1:4; 6:4; 2-Тим. 2:23; Тит. 1:14). Титу следовало всячески избегать их.

Тит. 3:10-11. Что до людей, занимающихся такой «деятельностью» и в результате сеющих раздоры в церкви, оказывающих на нее разлагающее влияние (сравните 1:11), тс в отношении них наставления Павла Титу были недвусмысленны и конкретны Таковых ему следовало предупреждал дважды. И если это не действовало, прекращать с ними отношения.

Ибо по мысли апостола дважды сделанное и оставленное без внимания предупреждение свидетельствовало, что человек развратился и грешит, будучи самоосужден. Это размышление подобно наставлениям Самого Господа (Матф. 18:15-17), учившего, что «согрешающему» надо трижды предоставить возможность покаяться, после чего да будет он отвергнут общиной (сравните, однако, с 2-Фес. 3:14-15).

VI. Заключительные наставления и приветствия (3:12-15)

Тит. 3:12. Хотя неизвестно, когда Павел писал это послание, из этого стиха следует, что зиму он планировал провести в Никополе, на Адриатическом побережье Греции. Апостол просил Тита постараться прийти к нему туда, как только на Крит явятся Артема или Тихик. Очевидно, одного из них он собирался послать в помощь Титу. Об Артеме неизвестно ничего. (Относительно Тихика толкование на 2-Тим. 4:12.)

Тит. 3:13. О Зине законнике нигде более в Новом Завете не упоминается; неизвестно даже, был он иудеем или римлянином. Но имя Аполлоса как близкого сотрудника апостола известно хорошо. Судя по этому стиху, и Зина и Аполлос находились в то время на Крите, и Тит в состоянии был отправить их так, чтобы они ни в чем не нуждались. Слуги Христовы, призванные переходить из одного места в другое, всегда получали поддержку от церквей (3-Иоан. 1:6-8).

Тит. 3:14. Некоторые полагают, что и христиане на Крите не были свободны от ряда черт, присущих их соплеменникам (1:12), и по этой причине не всегда были способны удовлетворять и собственные повседневные нужды, не говоря уж о том, чтобы помогать другим. Это, по-видимому, и имел в виду Павел, когда писал: дабы не были (они) бесплодны. Во всяком случае, апостол подчеркивает необходимость для них упражняться в добрых делах – не с целью «заработать» спасение, но с тем, чтобы служить другим. Схожую мысль выражал он и в обращении к Ефесской церкви (Еф. 4:28).

Тит. 3:15. Неизвестно, кого подразумевал Павел под словами все находящиеся со мною. Что же касается его привета любящим нас в вере, то самой формулировкой его исключались лжеучители, вносившие смуту в среду критских христиан. Заключительная часть приветствия: Благодать со всеми вами. Аминь – соответствует таковой в 1 и 2 Тимофею. Множественное число – со всеми вами – свидетельствует, что послание предназначалось не только Титу, но всей общине на Крите.