Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение
1 2 3 4

V. Предсказание грядущего безверия (3:1-9)

2-Тим. 3:1-5. Как и в предыдущем письме, Павел предупреждает Тимофея о катастрофе, предсказанной на последние дни (сравните 1-Тим. 4:1-3); этим термином обозначается весь период времени между 1 веком и возвращением Христа. В этом «хронологическом промежутке» миру, согласно предсказанию, предстоит увидеть времена тяжкие – по причине распада общества. Павел перечисляет (сравните Рим. 1:28-32) 19 «примет» человеческого характера в эти дни, предупреждая о них верующих.

Люди будут: 1) самолюбивы (филаутои – «эгоисты, думающие лишь о себе»); 2) сребролюбивы (сравните 1-Тим. 6:9-10); 3) горды, 4) надменны, 5) злоречивы. Далее следует несколько слов, которые начинаются с отрицательной частицы «не», знаменующих отсутствие в людях соответствующих добродетелей. 6) Родителям непокорны; 7) неблагодарны; 8) нечестивы, 9) недружелюбны; 10) непримирительны (т. е. не любящие просить прощение и не умеющие прощать). Следующее слово – диаболои, обычно переводимое как «диавол» (1-Тим. 3:6-7; 2-Тим. 2:26); тут оно передано в значении 11) клеветников; 12) невоздержаны; 13) жестоки; 14) не любящие добра.

Две следующие приметы переданы по-гречески с приставкой про, означающей явную предрасположенность (тут – к тому или иному пороку): 15) предатели (продотаи – «склонные к предательству»); 16) наглы (пропетеис – буквально «склонные к дерзости»); 17) натащены; 18) более сластолюбивы (т. е. более любящие удовольствия), нежели боголюбивы; 19) имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (сравните Тит. 1:16).

Хотя обо всем этом говорится в плане предсказания «на последние дни», ясно, что апостол подразумевал и уже происходившее в Ефесе. Но со временем все это будет нарастать, Тимофею надо было знать о людях с такими свойствами и не иметь с ними ничего общего. Конечно, Павел подразумевал лишь официальные контакты своего ученика как епископа, поскольку сам же наставлял его «быть приветливым ко всем» (2:24).

2-Тим. 3:6-7. Здесь Павел обращается к специфической ситуации, возникшей в Ефесе. Это из той, все возраставшей в числе, прослойки городского общества, которой особенно зримо свойственны были перечисленные апостолом пороки, проникали лжеучители в церковь. Они действовали хитрыми методами: …вкрадываются в дома и обольщают тех, о которых знали, что они легковерны. В Ефесе это были женщины, утопающие во грехах, водимые различными похотями. Вновь мы видим связь между лжеучениями и нравственной развращенностью, и Павел подчеркивает это.

Сильное плотское начало в упоминаемых им женщинах и их духовная незрелость делали их легкой добычей для лжеучителей (сравните Еф. 4:14). Благодаря своему якобы желанию учиться они попадались на удочку любой ереси. Беда их состояла в том, что и, видя истину, они не в состоянии были распознать ее (тут буквально «дойти до полного познания истины»; сравните 2:25).

2-Тим. 3:8-9. О противлении Ианния в Иамврия Моисею говорится не в Ветхом Завете, а в имевшем широкое распространение еврейском предании о двух чародеях фараона, которые выступили против Моисея, но потерпели поражение (Исх. 7:11; 9:11). Проведение параллели между лжеучителями и египетскими чародеями и – с другой стороны, как бы между Тимофеем и Моисеем – должно было вселить бодрость в молодого служителя.

Его оппоненты были люди, развращенные умом (сравните 1-Тим. 6:3), противившиеся истине и невежды в вере (по гречески буквально «как учителя веры неугодны Богу»). Соответственно и влияние их на церковь, какой бы серьезный характер оно ни носило, было лишь временным явлением (они немного успеют). Как и в случае Ианния и Иамврия, их безумие обнаружится пред всеми (т. е. станет ясно всем).

VI. Являть верность в проповеди (3:10 – 4:8)

А. Верность перед лицом противления (3:10-13)

2-Тим. 3:10-11. В противоположность лжеучителям Тимофей всегда следовал примеру Павла в его учении, образе жизни (житии, расположении), вере и в таких добродетелях его, как умение великодушно относиться к людям, любовь и терпение. Он знал обо всем, что вынес Павел, благовествуя. В соответствии с греческим оригиналом начало 11 стиха правильнее было бы прочитать так: «А какие страдания постигли меня… Что за преследования я перенес». Престарелый апостол не стыдился повторять о них своему ученику, дабы они послужили ему примером. Упоминание об Антиохии (Писидийской), Иконии и Листрах должно было пробудить в Тимофее ранние воспоминания, связанные с Павлом (Деян. 13:14,51; 14:6,21; 16:1).

2-Тим. 3:12-13. Для Тимофея, как и для каждого христианина, важно было осознать, что все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (сравните Иоан. 15:18-21) – поэтому-то и напоминал ему Павел о собственном своем прошлом. Подразумевая «последние дни», апостол писал, что в дальнейшем обстановка будет ухудшаться, а гонения – усиливаться. Злые же люди и обманщики (здесь буквально «чародеи», с оттенком «шарлатанов») будут преуспевать, вводя в заблуждение и заблуждаясь. Ибо заблуждение питает самое себя.

Б. Верность Божиему Слову (3:14 – 4:5)

2-Тим. 3:14-15. И снова горячо звучащий призыв к Тимофею, чтоб продолжал пребывать в том, чему научен, и что… вверено ему. Оно пришло к нему из двух источников, которые Павел оценивает равно: его собственное свидетельство Тимофею (зная, кем ты научен) и священные писания, которые в то время состояли из ветхозаветных книг.

Полного доверия Тимофея обоим этим источникам было достаточно, чтобы удержать его от любого уклонения от истины. В этих стихах опять-таки чувствуется намек на то, что спасение Тимофея совершилось до его знакомства с Павлом (Деян. 16:1). Он знал «писания» с детства, а они умудряют, что спасение дается верою во Христа Иисуса.

2-Тим. 3:16-17. Вновь хочет подчеркнуть апостол решающую роль записанных Божиих откровений в повседневном служении своего ученика. Все Писание богодухновенно, т. е. вдохновлено Богом, напоминает он; это значит, что слова Божии передавались через людей, руководимых и направляемых Святым Духом, так что в записанном ими ошибок быть не могло. В сущности это всегда принималось евреями как факт.

Затем Павел говорит о «полезности» Писаний применительно к любому аспекту Тимофеева служения, будь это научение (наставление верующих в Божией истине), обличение согрешающих (1-Тим. 5:20; 2-Тим. 4:2), исправление совершивших ошибку, или наставление в праведности (направление новообращенных на пути Божии).

Вооруженный Писанием Божий человек (здесь имеется в виду тот, кто призван осуществлять духовное руководство другими людьми) делается совершен (артиос – «способный, специалист наделенный полным знанием», здесь – по части того, как отвечать на духовные нужды). Для большей убедительности Павел добавляет: ко всякому доброму делу приготовлен (сравните 2:21).

Через это послание Павел возлагал нелегкий груз служения на молодого своего ученика, но делал это не безответственно. Он уверен был в преданности Тимофея истине, в его знании Писания, но еще более был уверен в том, что Бог через слово Свое способен помочь Тимофею во всякой его нужде.