Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

1-Кор. 3:1-4. Однако не все коринфские верующие были духовными. Когда Павел проповедовал в Коринфе, многие уверовали. По вере они получили оправдание и примирились с Богом (Рим. 3:1-2). Несомненно Павел рассказал им обо всех благословениях, которые делаются их достоянием и принятием Христа, и это-то он называет молоком. В то время их образ мыслей и ЖИЗНИ ТОЛЬКО начинал изменяться (Рим. 12:2). Мир, с характерными для него помыслами и поведением, продолжал оказывать на них большое влияние они все еще были младенцами во Христе

Но «слово о кресте» (1-Кор. 1:18) содержит нечто большее, чем учение об оправдании. Оно говорит и об освящении, В нем содержится призыв к обновлению самого подхода к вещам и соответственно – поступков и действий – в ответ на Божие откровение. Оно зовет к праведности в помыслах и делах (Евр. 5:11-14). И вот эта часть проповеди о «Христе распятом» (1-Кор. 2:2) является твердою пищею (3:2), которой многие коринфяне пренебрегали.

Поэтому они и оставались плотскими (стих 3). Им не свойственны были качества зрелых, «взрослых» христиан, такие как: смирение, забота о других и покорность Богу; вместо этого, коринфяне вели себя, подобно капризным, эгоистичным детям; потому и ссорились между собою (стих 4 сравните с 1:12). Они стремились «царствовать» (4:8), а жизнь смирения и отвержения себя не прельщала их (4:9-13), поскольку они не понимали, что весть о «Христе распятом» предполагает не только оправдание, но и освящение (сравните Фил. 2:1-8). Корень их разделений был и в этом непонимании (сравните 1-Кор. 1:10; 3:4), и Павел хотел помочь им исправить положение.

2. НЕПОНИМАНИЕ СМЫСЛА И НАЗНАЧЕНИЯ СЛУЖЕНИЯ (3:5 – 4:5)

Подход к служению был второй и связанной с первой причиной разделений в Коринфской церкви. Коринфяне видели центр служения в людях, тогда как только Бог был источником всех благословений (3:5-9), а церковные служители являлись лишь слугами Его, подотчетными Ему (3:10-17). А раз так, то им с опаской следовало относиться к возвеличению себя (что, по-видимому, не вполне понимали некоторые руководители коринфской церкви; 3:18-23), но верно трудиться для Бога и тем снискать похвалу от Него (4:1-5).

1-Кор. 3:5-9. И Павел и Аполлос были поставлены на служение Христом (Еф. 4:11). Они были лишь орудием, а не первопричиною того, что коринфяне уверовали (сравните 1-Кор. 2:4-5). Первопричина же и полученный результат были в Боге, Который произвел в них веру. Взращивает «семя» Бог (3:6). А поэтому славу следует воздавать лишь Ему (стих 7). Как слуги Божий, Павел и Аполлос не конкурировали между собою, но дополняли служение друг друга (стих 8). Оба они преследовали одну и ту же цель – привести Коринфскую церковь к духовной зрелости, к истинному христоподобию (Еф. 4:12-13).

И каждого из них ожидала награда – в зависимости от их верности и ревностности в исполнении порученного им Богом дела (сравните 1-Кор. 4:2-5). Потому что, хоть пастырь и служит церкви, ответственность он несет перед Богом. По отношению друг ко другу Аполлос и Павел были соработниками у Бога и трудились для Него на Его «ниве», в Церкви (3:9).

1-Кор. 3:10-17. Сравнив Церковь с нивой, апостол сравнивает ее и со строением. Эту метафору Павел по-разному прилагает к христианам по отдельности и в целом, называя их зданием, храмом, в котором обитает Бог. Сам Иисус Христос называл Свое физическое тело храмом (Иоан. 2:19-22). В одном из своих посланий Павел применяет тот же образ по отношению к духовному телу Христа, т. е. ко вселенской Церкви (Еф. 2:21). И тело каждого христианина в отдельности называет Павел храмом (1-Кор. 6:19). А тут речь идет о поместной церкви, уподобляемой строению Божию, храму, в котором обитает Дух Господень (3:16).

Павел продолжает развивать мысль об ответственности духовного пастыря за работу, исполняемую им в церкви (стих 8). Хотя все члены Коринфской церкви имели, по крайней мере, какой-то один духовный дар или способность, которыми они могли служить другим в этой церкви (12:11), более всего был озабочен Павел служением старших братьев в их среде, которым, подобно Аполлосу или ему самому, были даны большие возможности (3:5,21-22).

1-Кор. 3:10. Но, созидая храм, не все служители трудятся с одинаковой отдачей. Придя в Коринф со «словом о кресте», Павел положил там основание «храму». Аполлос тоже успешно потрудился в этом городе (Деян. 18:27-28). По-видимому, трудился в Коринфе и Петр, которого Павел называет здесь «Кифой» (1-Кор. 1:12; 3:22). Однако из контекста 10 стиха следует, что и другие трудились и трудятся в Коринфе; их-то и предостерегает апостол: …каждый смотри, как строит.

1-Кор. 3:11. Ибо не может быть другого основания у церкви, другого основания для спасения, кроме Иисуса Христа (Деян. 4:12). Между тем, в Коринф пришли люди, проповедовавшие «иное благовестие» (2-Кор. 11:4). Возможно, один из этих людей как раз и находился там, когда Павел писал это послание.

1-Кор. 3:12. В стихах 12-17 Павел описывает три рода служителей или «строителей»: «мудр» (стих 14, сравните стих 10), немудрых (стих 15) и тех, которые не строители в сущности, а разрушители (стих 17).

Материал, употребляемый ими для строительства, – это метафора, которую можно истолковать по крайней мере в четырех смыслах: а) Золото, серебро и драгоценные камни – подразумевают отменное качество работы строителей, а дерево, сено или солома символизируют труд, результаты которого – временны, а, значит, и труд этот бесполезен.

В пользу этой точки зрения говорит слово «дело» в 13 стих и фраза из 14 стих – «дело, которое он строил… «, б) Три дорогих материала символизируют верную доктрину, которую строитель внедряет в сознание и жизнь людей, а три непрочных материала – лжедоктрины, в) Первые три материала подразумевают достойные побуждения и намерения строителя, а три других – недостойность мотивов, которыми он руководствуется (сравните 4:5). г) Золото, серебро и драгоценные камни – это верующие, составляющие Церковь (в пользу такого мнения говорит употребление схожей метафоры в Еф. 2:22; 2-Тим. 2:20 и 1-Пет. 2:5), а дерево, сено, солома – невозрожденные люди в церкви (греческое слово «хортой», переведенное как «сено» в 1-Кор. 3:12, употреблено по отношению к неверующим в Иак. 1:10, где оно переведено как «цвет на траве»).

1-Кор. 3:13. Речь тут идет о дне, когда Христос будет рассматривать качество работы своих служителей (2-Кор. 5:10). В тот день не вопрос спасения будет решаться, которое является Божиим даром (Рим. 6:23), и не о поведении и поступках верующих пойдет речь (Еф. 2:8-9), а именно о служении их Господу, о котором Он станет судить по качеству его, а не по «количеству». Человеческими усилиями и мудростью может быть достигнут известный и как будто бы видимый успех (1-Кор. 2:4), однако, если духовный труд не направляется силою Божией и не совершается в соответствии с Его планом, результаты его не будут прочными и продолжительными (Пс. 126:1).

1-Кор. 3:14-15. Образ огня, ассоциирующийся с пришествием Христа на землю, встречается и на других страницах Нового Завета (2-Фес. 1:7 и Откр. 18:8). Какой именно награды будет удостоен «мудрый» строитель, не уточняется, хотя о похвале, которую он получит (1-Кор. 4:5), апостол говорит с уверенностью. А вот неумелый «строитель» потерпит урон, впрочем сам спасется, но так, как-бы из огня (подобно головне, выхваченной из огня; Ам. 4:11; Иуд. 1:23). А до дня упомянутого суда «различные строительные материалы» могут сосуществовать и даже казаться неразличимыми на взгляд (сравните Матф. 13:30).

1-Кор. 3:16-17. Однако поместная церковь (здесь под «вы» подразумевается именно она) может настолько ослабеть духовно, что распадется вовсе или будет существовать лишь номинально, что равносильно разрушению. Павел не желал, чтобы подобное случилось в Коринфе (2-Кор. 11:3,13). Но коль скоро это случилось бы, повинных в этом неверных служителей покарал бы Бог (сравните 2-Кор. 11:15). Печальная участь ожидает разрушающих церковь (Матф. 13:41-42).

Выражение: Разве не знаете (1-Кор. 3:16) – первое из десяти аналогичных оборотов в этом послании (5:6; 6:2-3,9,15-16,19; 9:13,24); каждый раз им вводится какое-то неоспоримое заявление.

1-Кор. 3:18-23. Исходя из высказанного им, Павел предостерегает служителей (стихи 18-20) и всю церковь в Коринфе (стихи 21-23). Служители избегнут самообольщения, если трезво оценят собственное служение и осознают, что в мудрости мира сего отражается сатанинский ум (Еф. 2:2), и что она есть безумие перед Богом (1-Кор. 3:19).

В подтверждение этого апостол цитирует из книги Иова (5:13) и из Пс. 93:11. Членам церкви следовало понять, что «хвалиться человеком» (1-Кор. 3:21), т. е. теми или иными служителями Божиими (Павлом, Аполлосом и т. д.), было схоже с самовосхвалением. А потому хвалиться нужно только Господом (сравните 1:31), Которому они принадлежат (3:23; сравните 1:2; 15:28) и Который есть источник каждого их благословения (1:30).