Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение
2-е Петра
1 2 3

V. Христианская надежда – на возвращенне Христа (3:1-16)

Немногие люди любят ждать – но именно к этому призывает Бог верующих, говоря о возвращении Христа. Слово просдокао – «ожидая» и слова одного с ним корня трижды встречаются в этой главе (стихи 12-14). То же слово встречаем и в Лук. 12:46. Ожидание неотрывно от бодрствования. Христиане первого столетия принимали близко к сердцу ветхозаветные пророчества о Втором пришествии Христа на землю. Тем более, что Сам Христос обещал им это, а апостолы, как Петр, в посланиях, подобных разбираемому нами теперь, постоянно напоминали им об этом. Автор в 2-Пет. 3:1-16 исходит из пяти фактов, говорящих в пользу возвращения Христа, или из пяти перспектив этого возвращения.

А. Напоминание верующим (3:1-2)

2-Пет. 3:1. Апостол Петр обращается к своим читателям: Возлюбленные (это слово повторяется в 3-ей главе 4 раза: стихи 1,8,14,17; сравните Иуд. 1:17). Петр оговаривается, что это уже второе послание (к одним и тем же адресатам), и что цель их обоих – в напоминании. Отсюда принято делать вывод, что «первым» было 1-Петра. Однако, некоторые богословы возражают, что, судя по его содержанию, первое послание напоминанием не являлось. Но важнее этих соображений цель Петра, которая состояла в том, чтобы возбудить чистый смысл верующих.

Стоящая здесь греческая фраза соответствует той, что употреблена и в 2-Пет. 1:13 («возбуждать вас напоминанием»). Выражение «чистый смысл» -ейликрине дианоиан – можно также перевести как «искренний настрой ума» или «чистое расположение духа» (схожее слово – ейликринес – встречается в Новом Завете еще один раз – в Фил. 1:10, где оно переведено как «чисты»). И в этом стихе слово «чистый» употреблено в значении свободного от всякой маскировки. Продавцы гончарных изделий, случается, скрывают трещины в своем товаре, замазывая их воском.

Такой замаскированный дефект можно обнаружить лишь после того, как сосуд постоит на горячем солнце. К сосуду, прошедшему проверку солнцем, можно применить упомянутое греческое слово – ейликрине. Вот и Бог кочет, чтобы верующие имели разум и нрав, «проверенные солнцем», а не такие, в которых сокрыты грешные вожделения.

2-Пет. 3:2. Вновь говорит Петр о необходимости помнить истину (1:12-15). И другие последователи Христа ссылались, подобно Петру, на святых пророков (Лук. 1:70; Деян. 3:21; Еф. 3:5), которые предсказывали день Господень и связанные с этим события. Под заповедью Господа и Спасителя, переданной Апостолами вашими, нужно понимать учение Иисуса Христа, которое было передано апостолами (Иуд. 1:17).

Упоминая апостолов рядом с пророками, Петр ставил их – по части авторитета – в равное положение (Еф. 2:20). Это, кроме того, соответствовало прежнему увещанию его – отличать истинных служителей Божиих от фальшивых. Верующие должны помнить учение и Ветхого и Нового Заветов относительно Второго пришествия Христа.

Б. Ругатели насмехаются… (3:3-7)

2-Пет. 3:3. Апостол сознавал, что он и его читатели живут в последние дни, т. е. в период между первым и вторым пришествиями Господа. Прежде всего знайте означает здесь, как и в 1:20, что «знание», о котором пойдет речь, – первостепенной важности. Ругателями названы лжеучители, которые отвергали Иисуса Христа (2:1) и Его Второе пришествие (3:4).

Сам Иисус предупреждал о появлении таких еретиков (Матф. 24:3-5,11,23-26). И Павел говорил о том же (1-Тим. 4:1-3; 2-Тим. 3:1-9). Петр повторил их предупреждения, добавив, что их злословию сопутствуют похотливость и развращенность: поступают по собственным похотям. Дерзкие снобы, презрительно относившиеся к идее грядущего суда, отличались и половой распущенностью.

2-Пет. 3:4. Где обетование пришествия Его? – насмешливо вопрошали они. Об этом обетовании многократно говорится в Новом Завете (Иоан. 14:1-3; Деян. 1:11; 1-Кор. 15:23; 2-Кор. 1:14; Фил. 1:6; 1-Фес. 3:13; 4:14-18; 2-Фес. 1:10; 2:1; 1-Тим. 6:14; 2-Тим. 4:8; Тит. 2:13; Евр. 9:28; Иак. 5:7). Отрицали Второе пришествие Христа сторонники примитивного деизма, исходившие из того, что Бог, создав однажды вселенную, не вмешивается более в то, что происходит в ней. Деисты считали, что мир управляется естественными законами, и чудесам в нем места нет.

На этом «основании» и утверждали лжеучители, что Иисус Христос на землю не вернется. Аргументы в поддержку своей точки зрения «ругатели» стремились отыскать в глубинах истории. Так они ссылались на «отцов»; из греческого текста видно, что речь шла о Ветхозаветных патриархах (также Иоан. 7:22; Деян. 3:13; 13:32; Рим. 9:5; 11:28; Евр. 1:1) и даже на «начало творения»; со времен седой древности ничего, мол, в мире не меняется, так почему же теперь надо ожидать пришествия Господа? – глумились они.

2-Пет. 3:5-6. Твердая позиция Петра по отношению к тем, кто выдвигал аргументы такого рода, основывалась на фактах, происшедших в древности. Поскольку вода по слову Божиему, говорил он, играла при начале сотворения земли особо важную роль, вода же, по слову Его, дослужила и средством уничтожения на земле всего живого: В начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою – речь идет о появлении суши из-под воды на третий день творения (Быт. 1:9-10). Бог – Творец, но Он также и Судья.

По высшей воле Его в любое время могут произойти любые изменения в «естественных» процессах, протекающих в мире, потому что эти процессы планируются Им и находятся под Его контролем. Еретики умышленно забывали о фактах Творения и потопа, тогда как Петр постоянно призывал своих читателей «не забывать» (2-Пет. 1:12-13,15; 3:1-2,8). Они умышленно отвергали и Слово Божие, а после жаловались, будто Бог от всего устранился.

Между тем, апостол Петр твердо верил и в акт Творения, и в факт всемирного потопа, который он неоднокртно упоминает (1-Пет. 3:20; 2-Пет. 2:5) Под словом «мир» здесь понимается «человечество», поскольку сама земля потом не была уничтожена. В том же значении употребляет слово «мир» и апостол Иоанн (Иоан. 1:9; 3:16-17,19; 6:33; 7:7; 15:18-19; 17:14,21,23,25; 1-Иоан. 2:2; 3:13; 4:14).

2-Пет. 3:7. Помимо стихов 7,10 и 12, нигде больше в Новом Завете не описывается будущее уничтожение мира огнем. В прошлом человеческая цивилизация уже была уничтожена водой, когда, по слову Божию, на землю обрушился потоп. В будущем же нынешняя цивилизация будет уничтожена по слову Его – огнем. Приняв решение судить мир (2:3-4,9,17), Бог просто откладывает до времени исполнение Своего решения: А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются (греческое слово «тефесаурисме» буквально означает «хранить как сокровище») огню на день суда.

Пророки Исая и Малахия (Ис. 65:15-16; Мал. 4:1) отождествляют огонь со Вторым пришествием Христа. Это же следует и из Кумранских свитков (знаменитые свитки, найденные у Мертвого моря), а также из многих других источников, относящихся ко времени как до, так и после рождения Христа. «День Господень» (2-Пет. 3:10) – это «день», на который придутся и время Великой скорби, и Тысячелетнее царство, и суд у Великого белого престола, и уничтожение нынешных неба и земли.

По окончании Тысячелетнего царства у Великого белого престола состоится суд над нечестивыми (над умершими во зле), после чего они будут брошены в озеро огненное (Откр. 20:11-15). Это и будет, по словам Петра, день (их) суда и погибели (сравните 2-Пет. 2:9). Затем небо и земля будут уничтожены огнем. В прошлом вмешательство Бога в человеческие дела уже обернулось катастрофой, поразившей мир (потоп), произойдет это и в будущем.

В. Божий гарантии (3:8-9)

2-Пет. 3:8-9. Но почему Господь так долго не возвращается на землю? Петр предлагает два ответа на этот вопрос. Во-первых, Бог иначе измеряет время, чем это делают люди. И здесь апостол снова просит своих читателей «не забывать» (по-русски, – «одно то не должно быть сокрыто от вас»). У хулящих Бога память на слово Божие – короткая (стих 5), но христиане не должны забывать его. Пусть они вспомнят Пс. 89:5, откуда и приводит Петр ту истину, что для Бога «тысяча лет, как один день». Люди сравнивают время со временем, для Бога же время протекает на фоне вечности.

Долгим оно только кажется людям – с точки зрения их ограниченной перспективы. У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как одна день. Некоторые думают, что это место ставит под сомнение учение о том, что Христос придет на землю до установления Своего Тысячелетнего царства; они называются «премиллениалистами»). Возражающие им говорят, что 1000 лет следует понимать не буквально, а в плане сравнения.

Однако, о 1000-летнем (буквально!) царствовании Христа на земле недвусмысленно говорится в Откр. 20:1-6 (комментарий на эти стихи Откровения). Петр же, конечно, прибег к сравнению, чтобы показать: то, что людям, в том числе и хулителям Господа, кажется удивительно долгим, для Бога таковым не является. И все-таки история современной Церкви не длится в глазах Божиих каких-нибудь два дня!

Во-вторых, «медление» Христа объясняется тем, что Бог хочет, чтобы как можно больше людей спаслось (2-Пет. 3:9). Не медлит Господь исполнением обетования (слово брадиней – «медлит» встречается в Новом Завете только здесь). Снова сравнивает Петр Божие восприятие с человеческим (сравните стих 8). То, что иные люди «почитают меднением» с точки зрения Его отсчета времени не есть «медление». Ибо Его календарь корректируется «долготерпением», столь свойственным небесному Отцу (стих 15 и Рим. 2:4; 9:22).

Слова не желая, чтобы кто погиб, не выражают непреложного Божиего решения – как если бы Бог вознамерился спасти всех до единого. Библия ничего не говорит о всеобщем спасении. Слова эти лишь отражают то, что Бог хотел бы, Его желание. Он действительно хочет, чтобы все люди спаслись (1-Тим. 2:4), однако, знает, что многие отвергнут Его.

Г. Петр о дне Господнем (3:10-13)

2-Пет. 3:10. Придет же день Господень, как тать ночью. Другими словами, пришествие Его будет столь же неожиданным, сколь и катастрофическим. Уподобляет его внезапному появлению разбойника в ночи Сам Иисус (Матф. 24:42-44), и другие повторяют это сравнение (1-Фес. 5:2; Откр. 3:3; 16:15). «День Господень» – термин, подразумевающий события последнего времени, которые начнутся после восхищения Церкви и достигнут своей кульминации при начале вечности.

В середине семидесятой седьмины Даниила антихрист обратится во всей своей ярости против народа Божия (Дан. 9:24-27; толкование на 1-Фес. 5:2 и 2-Фес. 2:2-12). В катастрофическом мировом пожаре, который вспыхнет при конце Тысячелетнего царства, небеса (атмосфера и звездное небо, а не место обитания Бога) с шумом прейдут (так или иначе это будет связано с действием огня – 2-Пет. 3:7,12), стихии же (греческое слово «стоихея» подразумевает или звезды, или элементы материи, из которых составлена наша вселенная), разгоревшись, разрушатся (и расплавятся, стих 12, где сказано – «стихии растают»), земля и все дела на ней сгорят.

2-Пет. 3:11. Петр убежден, что знание и ожидание будущих событий должно побуждать верующих к святости в жизни. Вопрос какими должно быть вам? – конечно, риторический. И заключает в себе же ответ: …в святой жизни и благочестии… «Святая жизнь» (ен хагиаис анастрофаис буквально – «святое поведение») подразумевает христианское освящение, то есть отделение христиан от мира – для служения Богу. Слово «благочестие» (1:6-7) означает почтительное отношение к Богу, смиренное, добродетельное поведение перед Ним. Тем, кто ставили под вопрос Второе пришествие Христа и суд над нечестивцами, благочестие, естественно, было чуждо (2:7,10,12-15,18-20; 3:3), как чуждо оно и современным нечестивцам. Благочестивы те, кто ожидают пришествия Господня (стих 14; сравните Тит. 2:12-14; 1-Иоан. 3:3).

2-Пет. 3:12. Святость и благочестие (стих 11) побуждают Божий народ не только ожидать пришествия Господня (стихи 13-14), но и желать его (по другим переводам – желать, чтобы Господь пришел поскорее). Каким образом могут верующие способствовать приближению дня Господня? Очевидно, благочестивым поведением, молитвами, свидетельствованием, помогающим другим людям прийти к покаянию. В этом стихе Петр вновь подчеркивает, что перед тем, как начаться вечности (здесь это названо «пришествием дня Божия»), воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают (толкование на стих 10). Этим событием завершится день Господень (стих 10) и начнется день Божий.

2-Пет. 3:13. И тогда старая космическая система будет заменена новым небом и новой землей, и именно этого верующие ожидают (смотрите стихи 12,14), а не просто уничтожения старой земли. Новое небо и новая земля, обещанные Богом, станут вечным домом или местом, где будет обитать правда (в оригинале здесь буквально: «где правда будет существовать постоянно»). Домом праведности это место станет потому, что праведный Бог будет пребывать там (Иер. 23:5-7; 33:16; Дан. 9:24; Откр. 21:1,8,27). Каким контрастом явится оно по отношению к нашему неправедному миру!

Д. Воздействие надежды на поведение верующих (3:14-16)

2-Пет. 3:14. Словом «итак», которым начинается этот стих, выражена связь между поведением христиан и их ожиданием пришествия Господа. Какими же должны быть верующие люди? Святыми и благочестивыми (стих 11); всеми силами должны они. стараться, чтобы предстать пред Ним неоскверненными и непорочными (амометои – «без морального дефекта», подобно тому, как жертвенное животное должно было быть без порока физического, смотри Еф. 1:4; 5:27; Фил. 2:15; Кол. 1:22; Евр. 9:14; 1-Пет. 1:19; Иуд. 1:24; Откр. 14:5); примиренными с Ним (из греческого оригинала следует, что именно в таком смысле надо понимать здесь – «в мире»; сравните Рим. 5:1). Тогда как лжеучители, по словам Петра, «срамники и осквернители» (2-Пет. 2:13), верующие должны быть морально чисты (1:4), как и Христос непорочен (1-Пет. 1:19). В этом должен сказываться практический результат причастности членов Божией семьи к Божескому естеству (2-Пет. 1:4).

2-Пет. 3:15. Долготерпение Господа вызвано Его желанием дать большему числу людей прийти ко спасению (стих 9). Кажущееся промедление Его с повторным приходом на землю свидетельствует не о нежелании Бога Отца действовать, а именно о Его долготерпении, благодаря которому мир и сегодня еще имеет время для покаяния. Однако, возможности этой больше не будет, когда наступит «день суда» (2:9; 3:7).

Господне долготерпение отрывает путь к покаянию, зовет к нему, о чем говорит Павел в Рим. 2:4. Нельзя, однако, с уверенностью сказать, что, ссылаясь в данном стихе на Павла, Петр имел в виду именно это место из его посланий (толкование на 2-Пет. 3:16). Интересно отметить, что апостол Петр называет Павла «возлюбленным братом» (также стих 1, 8, 14, 17). Когда-то Павел строго обличил Петра (Гал. 2:11-14), что, однако, не мешало им продолжать любигь и уважать друг друга.

2-Пет. 3:16. Петр пишет: Как он говорит об этом и во всех посланиях. Хотя Павел писал по премудрости, данной ему свыше ем. Стих 15), в его посланиях есть нечто неудобоврязумительное. Греческим слоем дисноета, буквально означающим «трудное для понимания», а здесь переведенным как «неудобовразумительное» встречается в Новом Завете только один раз) называли речи тех ораторов, в которых встречались места двусмысленные не вполне ясные.

Не только «невеждам и неутвержденным», т. е. слабо еще разбиравшимся в учении Нового Завета, но и самому Петру некоторые места в посланиях Павла были не вполне понятны. Петр не уточняет, какие именно места. Так или иначе, «неутвержденные», астериктои, 2:14) находили в них повод к «превращению» или извращению (стреплоузин – еще одно слово, встречающееся в Новом Завете только здесь) их истинного смысла. Оно и не удивительно, поскольку эти люди так же поступали и с «прочими Писаниями».

То обстоятельство, что Петр ссылался на написанное Павлом и вслед затем – на «прочие Писания», говорит о том, что послания Павла уже тогда рассматривались как авторитетная часть Богодухновенных Писаний. Извращая же в каких-то своих целях смысл Священного Писания, «невежды и неутвержденные» навлекали на себя Божие осуждение и как следствие его – погибель (аполеиан, 2:1,3). Верующие могут не вполне понимать те или иные места в Священном Писании, но уж, конечно, не должны сознательно менять на свой лад их смысл.

VI. Заключение (3:17-18)

2-Пет. 3:17. Свое адресованное многим, но как бы и личное – по сердечности тона, в котором оно написано, – послание (четыре раза повторяет апостол в этой главе слово возлюбленные, сравните стихи 1,8,14), Петр заканчивает предостережением (стих 17) и увещанием (стих 18). Оба основаны на одной предпосылке: вы знаете это («будучи предварены о сем»). В греческом тексте это передано одним словом – прогиносконтес, от которого происходит всем известное слово «прогноз». Пациенту, получившему медицинский «прогноз», легче подготовить себя к тому, что его ждет впереди, и исправить то, что можно исправить.

Будучи «предварен» врачом: «Если вы и впредь будете есть так же много, то в ближайшие годы не миновать вам серьезного сердечного заболевания», – пациент, зная о грозящей ему опасности, может изменить свой образ жизни себе во благо. Апостол предупреждает: Берегитесь… Если бы Петр жил в наше время, он мог бы сказать: «Не говорите, что я не предупреждал вас» Берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконннков.

Греческое слово, переведенное на русский язык как «увлечься», скорее имеет смысл «быть увлеченным в сторону с правильного пути». Оно предполагает наличие какой-то организованной группы, заинтересованной в действиях по увлечению, отвлечению других. В самом деле, лжеучителям мало было совратить некоторых – тут и там; они хотели увести от Христа как можно больше людей.

И те, кто решались водить компанию с совратителями, рисковали отпасть от христианской доктрины (сравните Гал. 5:4), разделив «заблуждения беззаконников». Но те, кто вняли бы предостережению, памятуя о том, что «знают», удержались бы на своей твердой позиции по отношению к истине (не отпали бы «от своего утверждения»).

2-Пет. 3:18. Но возрастайте в благодати – этот призыв не относится к чему-то, основанному на личных переживаниях и эмоциональном опыте, – он связан со «знанием» – ключевым словом Петра в этом послании; по-русски оно передано и как «познание» и как «рассудительность», и как «познать» (1:2-3,5-6,8,20; 2:20-21). Конечно, апостол имел в виду не любое познание вообще, но познание Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (1:1-2,11; 2:20).

Призыв «возрастайте» подразумевает постоянный, непрекращающийся рост Возрастание в благодати – это преимущество верующего; с одной стороны, оно состоит в том, что верующий все более ощущает на себе действие незаслуженной им Божией милости, с другой – в том, что он все более совершенствуется в духовных добродетелях, о которых апостол говорит в 1:5-7. Духовный рост начинается с начального познания Христа, когда человек получает новое рождение (Иоан. 17:3), и затем продолжается по мере общения верующего со Христом (Еф. 4:15; Фил. 3:10; 1-Пет. 2:2). И то, и другое очень важно. Без первоначального познания невозможно начаться возрастанию. Но если верующий на нем и остановился, то это, выражаясь словами Петра, означает, что новообращенный «забыл об очищении прежних грехов своих» (2-Пет. 1:9).

В последней части последнего стиха апостол, который когда-то увереннее чувствовал себя в рыбацкой лодке, чем среди свитков Библейских текстов, торжественно провозглашает единство Отца и Сына: Тот, Кто является нашим Господом, в то же время и наш Спаситель. Слава, которая принадлежит только Богу (Ис. 42:8) принадлежит и Сыну Его (2-Пет. 1:17). «Ему слава» – это и благодарение и молитва Петра (сравните 2-Тим. 4:18).

Слава за искупление, слава за духовный рост слава за Весть о благодати, слава за избавление от лжеучителей, и слава за Его предстоящее возвращение – вся слава Иисусу Христу. Ему слава и ныне и в день вечный. Это значит – слава Ему от дня, когда Он принял крест и во все дни новозаветного времени и истории Церкви Его, до настоящего часа и в вечности!

2-е Петра
1 2 3