Выбор комментария
Выбор книги комментария
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге Откровение
К Филиппийцам
1 2 3 4

4:1-23 Наставления, благодарность и приветствия

Заключительная глава послания Павла включает призывы, персональные приветы и его благодарность филиппийцам за материальную поддержку. Признательность Павла за их дары позволила ему вернуться к теме зависимости от Господа и духовного благословения, которое получают щедрые дарители. Он продолжает говорить, что привык довольствоваться малым, хотя ему приходилось жить и в большом достатке, и во всем он полагался на Господа, Который, вне всякого сомнения, может обеспечить и их нужды.

4:1-3 Призыв твердо стоять в Господе

Слово итак, с которого начинается этот отрывок, показывает, что Павел в своих призывах опирается на уже сказанное относительно опасности, которая исходит от тех, кто стремится заставить всех христиан стать иудеями, а также о его разочаровании в людях с плотским мышлением.

Ст. 1 Здесь проявляется глубина чувств, которые Павел испытывал по отношению к своим друзьям в Филиппах. Дважды в этом стихе он использует слово «возлюбленные». Он преисполнен радости в них. Для него они – как венец на голове (ср.: 1Фес 2:19). Он любит их, и чувства его глубоки (ср.: 1:8). Более всего он желает, чтобы они стояли твердо в Господе (ср.: 1:27), не отступали от Него, противостояли врагу, подобно воинам, сдерживающим натиск сильного противника.

Ст. 2,3 Рассмотрев в общих чертах разделение и бездуховность в церкви (2:1-5), Павел почувствовал необходимость особо остановиться на одной ссоре, вносившей смуту в жизнь филиппийцев. Мы ничего другого, кроме сказанного здесь Павлом о Еводии и Синтихии, не знаем, но он отзывается о них очень тепло, представляет их как своих помощников в деле благовествования, которые добросовестно исполняют свое служение. Вместе с тем он умоляет их мыслить то же о Господе и просит одного из своих доверенных лиц, называя его искренним сотрудником (хотя его имя не названо, но использованное греч. слово может означать и имя собственное, как и переводится, напр., в NIV mg – Syzgus), помочь им помириться друг с другом. Критикуя кого-то, Павел по обыкновению старается его также поддержать и похвалить. Он намеренно упоминает о Клименте и других своих сотрудниках, подчеркивая, что их имена – в книге жизни. О такой «книге жизни» можно прочитать в Исх 32:32; Пс 68:29; Дан 12:1 и Отк 21:27; следует также вспомнить слова Иисуса, когда Он призывал Своих учеников не столь радоваться собственным достижениям в служении, но Божьей благодати, которая позволила записать их имена «на небесах» (Лк 10:20).

4:4-7 Призыв к радости и постоянной молитве

Ст. 4 Снова Павел говорит о радости, призывая их: Радуйтесь всегда в Господе. Рефреном звучит фраза в Господе, которая встречается и ранее: «стойте... в Господе» (1); «мыслите... о Господе» (2), а теперь – радуйтесь... в Господе. Смысл всей жизни христианина состоит во взаимоотношениях с живым Господом Иисусом, в атмосфере Его присутствия и Его всеобъемлющей благодати.

Ст. 5 Одно свойство характера христианина, которое проявляется в его образе жизни и взаимоотношениях с ближними, должно быть видно всем. Греч. слово, переведенное здесь как кротость, в других переводах передается как «благородство», «здравый смысл», «терпимость». Возникает мысль, что это свойство характера в верующем укрепляет его близость к Господу, в том числе и уверенность в близости Его пришествия.

Ст. 6 В жизни христианина не должно быть никакого беспокойства, потому что он должен обретать покой через молитву в ее разных формах: мольба, просьба, благодарение. Особенно подчеркивается важность благодарственной молитвы, поскольку Бог всегда достоин хвалы, и вера наша укрепляется и становится более живой, когда мы благодарим Его за то, что Он уже сделал для нас. Это перекликается и с учением Иисуса (Мф 6:25-34; 7:7-11). В 1Пет 5:7 говорится: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас», и, как верно и метко замечает Дж. Бенгель: «Беспокойство и молитва менее совместимы между собой, чем огонь и вода» (Bengel J. A., New Testament World Studies, vol. 2 [Kregel Publications, 1978], p. 447).

Ст. 7 Когда молитва вытесняет заботы, мир Божий, который превыше всякого ума, приносит умиротворение и покой нашему сердцу, оберегая нас от всплеска эмоций в виде внезапных вспышек гнева, от беспокойства и тревоги. Эти умиротворение должно стать состоянием души каждого христианина в его повседневной жизни.

4:8-9 Призыв быть искренними и чистыми

Иногда приходится слышать, что черты характера, о которых здесь говорится, свойственны не только христианам, но почитаются и во многих культурах и социальных обстановках. Это верно, но долг каждого христианина – демонстрировать это окружающему миру и быть способным делать это под водительством Святого Духа.

Ст. 8 Восемь слов избраны для характеристики помыслов христианина. Взятые на вооружение («помышляейте»), они побуждают человека действовать именно так, а не иначе. Это то, что истинно и честно, справедливо и чисто, любезно и достославно, добродетельно и похвально. Добродетель в греч. тексте передается словом «великолепие», наиболее точно раскрывающим этический аспект добродетели, что поистине достойно всяческой хвалы.

Ст. 9 Исполняйте – другими словами, живите так, как узнали и чему научились у Павла, который должен служить филиппийцам образцом для подражания (см.: коммент. к 3:17). В подобном случае они обретут не только мир с Богом, но и Его постоянное присутствие (ср.: 2Кор 13:11; 2Фес 3:16).

4:10-20 Отношение Павла к материальной поддержке филипийцев

В данном разделе апостол показывает, что должен разъяснить свою позицию под двум вопросам: выразить признательность филиппийцам за их материальную поддержку и в то же время тактично подчеркнуть духовный принцип зависимости от Господа, а не от человеческой помощи. Он делает это столь тонко и изящно, что эти строки по праву можно считать включенными в «сокровищницу памятных библейских стихов» (Веаге, Philippians).

Ст. 10 Павел выражает свою радость и признательность за их дары. Они снова, как и прежде в своем служении ему, «расцвели, как букет» (NEB), ведь дотоле им не благоприятствовали обстоятельства.

Ст. 11-13 Дары филиппийцев были радостью и ободрением для него, но он не считает возможным рассчитывать на их поддержку, тем самым показывая, что не хочет, чтобы они и дальше оказывали ему материальную помощь. Апостол говорит, что научился довольствоваться малым во всех обстоятельствах, жить и в скудости, и в достатке. Он знает, что Господь обеспечит его всем необходимым, научит переносить любые тяготы жизни. При написании этих строк Павел использовал два слова, которые несли на себе в то время особую религиозную и философскую нагрузку. Слово довольствоваться, «быть довольным» (греч. autarkes) означает «самодостаточность». В словаре стоиков оно выражало высшую степень добродетели – независимость от внешних обстоятельств и обладание внутренними ресурсами, которые позволяют противостоять любым невзгодам. Павел использует это слово именно в смысле независимости от внешних обстоятельств, но все его внутренние ресурсы были сосредоточены, как он говорит, в укрепляющем [его] Иисусе Христе. Другое слово, переведенное фразой я научился (букв. «познал тайну»), использовалось в культах мистерий как начальная фаза посвящения новичка. Тайна Павла открыта и доступна всем, кто идет по пути, предначертанному Христом. Это тайна умения довольствоваться имеющимся в распоряжении, поскольку знать Христа и быть призванным на служение Ему определяется как «неисследимое богатство Христово» (Еф 3:8). Для каждого христианина всегда стоит вопрос, научился ли он довольствоваться имеющимся и полагаться на достаточность Христа во всех своих жизненных потребностях.

Ст. 14-16 Вместе с тем, несмотря на изложение этого фундаментального духовного принципа – во всем полагаться на Бога и зависеть лишь от Него, – Павел стремится подчеркнуть, что он чрезвычайно признателен филиппийцам за их доброе расположение к нему и материальную поддержку. Это помогло ему справиться с трудностями, с которыми он столкнулся в начале своей миссионерской деятельности. Павел вышел тогда из Македонии, провинции, где были расположены Филиппы, и направился в Фессалоники (Деян 17:1). Когда он находился там, филиппийские христиане не раз присылали ему свои приношения. Обращает на себя внимание тот факт, как апостол говорит о сотрудничестве между ними: участие подаянием и принятием. Настоящие братские взаимоотношения – всегда двусторонний процесс.

Ст. 17,18 Христианское даяние также приносит благословение дарующему. Павел ищет плода, умножающегося в пользу филиппийцев. Он использует здесь метафору из области бизнеса – избыточествую. Можно не сомневаться, что, используя такой язык, Павел стремится отвергнуть всякую мысль о том, будто он заработал что-то у Бога своими делами. Все, что мы получаем от Бога, – это дар Божественной благодати. Все, что мы делаем для Господа или для других, должно проистекать из любви или благодарности. Сделанное для других воспринимается как сделанное для Господа (Мф 25:40), и это можно рассматривать как жертву приятную, благоугодную Богу, как благовонное курение (ср.: Исх 29:18; Иез 20:41; Ин 12:3; 2Кор 2:16).

Ст. 19 Господь не должен никому. Мера даяния Бога бесконечно больше любого нашего даяния. Божье обетование – обеспечить все наши нужды, и не только потребности, которые мы сами видим, но все – по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.

Ст. 20 Хвала и слава Богу, Отцу нашему во веки веков.

4:21-23 Заключительные приветствия

Ст. 21-22 Павел начал свое письмо не только в соответствии с принятыми тогда правилами, но и с учетом того, что и автор, и читатели его были христианами, и он заканчивает это послание в том же духе. Снова апостол называет своих читателей святыми (см.: ком мент, к 1:1). Они – во Христе Иисусе, а потому они – истинные братья и сестры. К приветствиям подключаются находящиеся с ним собратья, а также святые... из кесарева дома. О ком конкретно идет речь, в определенной мере зависит от того, где было написано само послание (см.: Введение, где обсуждается вопрос о времени и месте его написания). Однако пришло ли оно из Рима или нет, вероятность того, что это действительно были члены семьи кесаря, невелика, скорее, речь идет «об обсуживающем персонале и служащих административного управления императора» (Веаге, Philippians). Даже если так, то все равно важно подчеркнуть, что в окружении кесаря находились верные христиане.

Ст. 23 Послание завершается так же, как и начиналось, молитвой, которая охватывает и предыдущие прошения, поскольку благодать Господа нашего Иисуса Христа всегда пребывает с нами и вдохновляет нас.

Francis Foulkes

К Филиппийцам
1 2 3 4