Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Откровение

16:1-17 Глава, в основном, посвящена трем так называемым паломническим праздникам, при совершении которых взрослые лица мужского пола должны предстать перед Господом на святом месте. Эти праздники кратко упоминаются в Исх. 23,14-17, где высказано то же требование, что и в 16,16: каждый израильтянин мужского пола должен принести жертву, нельзя являться "пред лице Господа" с пустыми руками. В Исх. 23,15 и 34,18-23 Пасха называется праздником Опресноков. Наиболее полно все пять основных праздников представлены в Лев. 23, а в Чис, гл. 28; 29 они даются с описанием необходимых жертвоприношений.

16:1 месяц Авив. В книге Исход, где устанавливается Пасха, сказано, что этот праздник должен совершаться "в первый месяц". В гл. 23 и 24 книги Исход этот первый месяц назван авивом. В книгах Левит и Числа он упоминается опять как первый месяц. Очевидно, авив – одно из хананейских обозначений этого месяца. Вавилонское название первого месяца года – нисан, однако вавилонские названия используются только в тех книгах ВЗ, которые были написаны в период плена.

совершай Пасху. Почему предписывается "совершать Пасху" – следует из дальнейшего текста. Ветхозаветная Пасха – прообраз Пасхи новозаветной, точно так же, как пасхальный агнец – прообраз Христа.

Иудейский календарь.

16:3 опресноки. Пресный хлеб из бесквасного теста. В ст. 3 (так же как и в Исх. 12,34) дается обоснование праздника Опресноков – в ту ночь, когда израильтяне "с поспешностью" покидали Египет, им пришлось нести "тесто свое, прежде нежели оно вскисло".

16:6 на том месте, которое изберет Господь. См. 12,5 и ком. По мнению ряда ученых, изначально Пасха совершалась в домашних условиях, но во времена Иосии этот обычай был изменен, и появилось требование приходить в центральное святилище. Однако подобная точка зрения не подтверждается фактами. В Исх. 34,24 сказано, что израильтяне должны были "являться пред лице Господа три раза в году", а в Лев. 23,17 подчеркивается, что им следует приносить жертвы "от своих жилищ". Можно предположить, что первая Пасха, когда израильтяне покидали Египет, была с поспешностью совершена в их собственных домах, а все последующие праздники Пасхи, о которых упоминается позднее, требовалось совершать не дома, а на святом месте.

16:7 на другой день можешь возвратиться... в шатры свои. Данное предписание не противоречит последующему утверждению о том, что на восьмой день должно было состояться торжественное собрание (именно такое значение имеет древнееврейское слово, переведенное в ст. 8 как "отдание"). Дело в том, что ягненка или козленка полагалось на заходе солнца заколоть у святилища, затем там же испечь его и в полночь съесть. Рано утром израильтяне могли возвращаться в свои шатры. В настоящее время самарянская Пасха на горе Гаризим празднуется именно таким

16:9-12 С Пасхой, которая праздновалась на четырнадцатый день первого весеннего месяца, было связано приношение первого снопа жатвы (Лев. 23,10). В первый день после седьмой субботы, отсчитанной со дня приношения первого снопа (Лев. 23,15.16), совершался однодневный "праздник седмиц" (ст. 10). Существовало разногласие относительно того, как проводить подсчет этих дней. Фарисеи утверждали, что его следовало начинать от Пасхи, и отсчитывали пятьдесят дней со дня Пасхи независимо от того, какой это был день недели. Саддукеи говорили, что этот праздник следует отсчитывать от субботы, поэтому он всегда приходился на воскресенье (см. Лев. 23,15.16). В Новом Завете праздник Седмиц называется Пятидесятницей (по числу отсчитанных дней), и именно в этот день Святой Дух с великой силой излился на апостолов. Воскресенье – это христианская "суббота", это – день Христова воскресения и день ниспослания Духа Святого.

16:13-17 Праздник Кущей иудеи называют праздником Суккот (праздником шалашей), поскольку в течение недели они должны были жить в шалашах (кущах). Этот праздник начинался в пятнадцатый день седьмого месяца по лунному календарю (т.е. в конце года) и совпадал с окончанием сельскохозяйственного сезона, когда была обмолочена пшеница и собран виноград. На праздник должна была приноситься десятая часть всего урожая. В Лев. 23,43 Господь говорит, что этот праздник должен служить израильтянам напоминанием об их странствиях, после того как они покинули Египет. В 31,10-13 сказано, что это было время чтения закона, а в Неем., гл. 8 рассказывается о таком чтении закона "от рассвета до полудня", после чего "все общество... сделало себе кущи, и жило в кущах".

16:18 поставь себе судей и надзирателей. У горы Синай Моисей уже говорил о назначении судей – "мужей мудрых, разумных и испытанных".

16:19 дары ослепляют. См. Исх. 23,8; Притч. 17,23.

16:21 рощи из каких-либо дерев. Подобные рощи были бы данью языческим обычаям, ибо язычники поклонялись своим богам в "священных рощах". В зависимости от культа, это могли быть дубовые, кедровые или любые иные рощи. Язычники обычно посвящали "богу" какое-либо дерево, Господь же Израиля не нуждался в таком посвящении, ибо Он сотворил небо и землю – поэтому все принадлежит Ему.