Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Откровение
1 2 3 4

2:1-4 Поэтика этих стихов придает словам Павла особую убедительность. Призыв (ст. 1) с четырехкратным "если" является основанием для увещаний ст. 2-4.

2:1 во Христе. Единение со Христом побуждает верующих быть едиными между собой, а чтобы следовать примеру Христа, быть подобными Ему, верующим необходимо быть во Христе (ср. ст. 5).

отрада любви. Букв.: "отрада от любви". Верующие могут черпать воодушевление в любви Христа к ним (Гал. 2,20), в своей ответной любви ко Христу и во взаимной любви верующих (ст. 2).

общение духа. Это выражение можно перевести и так: "общение, производимо Духом".

2:2 одни мысли... ту же любовь... единодушны и единомысленны. Этот стих настойчиво подчеркивает идею единства (1,27).

2:3 по любопрению. Гордость побуждает к соперничеству, питает амбиции и тем самым ведет к конфликтам, а не к гармонии в личных взаимоотношениях (1,27; 2,2.14). Смирение же предполагает заботу о потребностях и интересах других людей (ст. 4). Любовь (ст. 2) – предпосылка смирения (1,9; 1 Кор. 13,4.5).

2:5 Этот стих служит связкой между увещаниями ст. 1-4 и 6-11. Упоминая о гордыне, вызвавшей разделение среди филиппийцев (1,27 – 2,4), Павел говорит о Христе как высшем проявлении смирения. Для Павла Христос не просто образец, Он – Господь и Спаситель (2,11; 3,20), являющийся примером (Рим. 15,1-3; 2 Кор. 10,1;).

2:6 Он, будучи образом Божиим. "Будучи" подразумевает не просто бытие, но и обладание. Христос обладает полнотой Божественного достоинства; вочеловечившись (ст. 7), Он не лишился Своего Божества.

равным Богу. Быть "образом Божиим" означает быть равным Богу.

2:7 уничижил Себя. Букв.: "опорожнил Себя". Этим не сказано, что Христос лишился свойств Своего Божества. Выражение это означает, что, став человеком, Он отдал Себя полностью, до конца. Природа Его самоуничижения определена такой последовательностью: "приняв"... "сделавшись"... "став". Павел говорит о том, что Христос расстался со Своими вышними привилегиями и состоянием, а не о том, будто Он отказался от Своего Божества и Его силы. Христос принял вид раба, не расставшись со Своим Божеством в Своем воплощении. Оно проявляется явно.

приняв образ раба. Это выражение подчеркивает добровольный отказ Христа от Своего превознесенного положения (ком. к 2,6).

сделавшись подобным человекам. Христос – подлинный человек. Слово "подобным" не отрицает реальности Его человеческой сути. Более того, чтобы умереть (ст. 8), Христос должен был стать подлинно человеком. В то же время Павел проводит различие между Христом и прочими людьми. В отличие от них, Христос безгрешен (2 Кор. 5,21) и по существу (в том, что касается Его Божества) принадлежит трансцендентному миру; даже в Своем умалении и уничижении Он остается Богом.

по виду став как человек. Эти слова подтверждают и усиливают вышесказанное.

2:8 смирил Себя. Эти слова перекликаются с выражением "уничижил Себя" (ст. 7). И то, и другое действие Христос совершает свободно, по собственной воле.

быв послушным даже до смерти. Покорность воле Отца (Евр. 10,5-9) более примечательна со стороны Того, Кто равен Отцу (ст. 6), чем того, кто не имеет такого равенства. Слова Павла охватывают земную жизнь Христа, проведенную в полном послушании, и подчеркивают, что наиболее совершенным проявлением этого послушания стала Его смерть.

смерти крестной. Здесь подчеркивается, скорее, готовность Христа принять самую постыдную и мучительную смерть, чем искупительное значение этого события (ср. Рим. 3,21-26).

2:9 Посему и Бог. Действие Отца является непосредственным ответом на послушание Сына.

превознес Его. Глагол "превознес" здесь не означает, что Бог даровал Христу положение более высокое, чем Он имел прежде, – Бог даровал Ему положение, выше которого нет. Христос восстановлен в той славе, которую Он имел изначально и которую добровольно оставил ради того, чтобы стать человеком.

имя выше всякого имени. См. ком. к 2,11.

2:10 пред именем Иисуса. Это может означать "имя, принадлежащее Иисусу" (т.е. "Господь", ст. 11). Однако, вероятнее, Павел имел в виду, что при имени Иисус "преклонится всякое колено", дабы почтить Его и провозгласить Его Господом. Иисус – производное от греческой формы еврейского имени Иешуа, что означает "Яхве спасает".

небесных, земных и преисподних. Выражение это всеобъемлющее, но, возможно, в первую очередь имеется в виду покорение враждебных демонических сил (ср. Еф. 1,19-21; Кол. 2,15).

2:11 всякий язык исповедал. Преклонение должно сопровождаться исповеданием.

что Господь Иисус Христос. Точнее: "что Иисус Христос – Господь". Христос превознесен за Свое смирение; Он прославлен Своим смирением (ср. Мф. 23,12). "Имя превыше всякого имени" (ст. 9) – Господь. В Септуагинте, греческом перевод еврейского ВЗ, Бог именуется Господом (греч. – кириос). Христос провозглашен Тем, Кем Он всегда был – Богом истинным. Исповедуя, что "Иисус Христос – Господь", тварный мир признает Его Божество со всеми присущими Ему свойствами. Воздаваемая хвала охватывает и Его человечество (Иисус), и Божество (Господь) Христа; поклонение воздается Христу как Богочеловеку.

в славу Бога Отца. Следовательно, Иисус Христос есть Сын Отчий. Поклонение подобает и Христу, и Отцу. Единство Лиц Троицы таково, что поклонение Сыну воздает славу и Отцу. В Послании к Филиппийцам Павел не называет Иисуса Сыном Божиим, как в других местах (напр., Рим. 8,3; Гал. 4,4).

2:12 Итак. Павел завершает свой призыв, опираясь на наивысший пример – Христа. Присутствие апостола побуждает филиппийцев к послушанию, но главный импульс – "Бог производит в вас" (ст. 13), так что их послушание может совершенствоваться и в отсутствие Павла (1,27).

со страхом и трепетом. Имеются в виду благоговение и почитание, а не панический ужас. Такие чувства пробуждаются не заботой о "вечном благополучии", а присутствием Самого Бога в жизни человека (ст. 13).

совершайте свое спасение. Как и в 1,28, под спасением понимается здесь полно искупление; особенно подчеркивается освящение верующих. Дело освящения требует исполнения увещаний ст. 1-5.

2:13 Бог производит в вас и хотение и действие. Посильные старания человека (ст. 12) отнюдь не являются нарушением державной воли Божией, они предписаны Самим Богом во исполнение Его спасительных целей (ср. Еф. 2,8-10). Приведя в пример Христа, Павел утверждает, что воля и действия филиппийцев не самодеятельны: именно в них проявляется собственно Божия воля (4,13; 1 Фес. 2,13).

2:14 без ропота и сомнения. Филиппийцам следует избегать примера древних израильтян (Исх. 15,24; 16,7-9; 1 Кор. 10,10). Вполне возможно, что филиппийцы роптали на руководителей общины подобно тому, как израильтяне роптали на Моисея (ст. 29; 1 Фес. 5,12.13).

2:15 неукоризненными и чистыми... непорочными. Эти определения в значительной мере совпадают. Павел описывает, какие качества требуются от "чад Божиих" в жизни. Они должны сиять "как светила в мире", резко выделяясь на фоне своих "строптивых и развращенных" современников, но, вместе с тем, должны быть для них источником надежды (Мф. 5,14-16; Деян. 2,40).

2:16 содержа. Павел заботится о том, чтобы филиппийцы хранили верность благовестию Иисуса Христа (1,27; 2,1-5), поэтому возможен и перевод "крепко держась".

слово жизни. Это определение относится как с самому благовестию, так и к основанному на нем этическому учению (1,27; 4,8.9).

к похвале моей. К похвале Павла в "день Христов" (1,6.10) больше послужит духовное возрастание филиппийцев, чем его собственное (1,9-11).

2:17 соделываюсь жертвою. Точнее: "Но если я и становлюсь жертвенным возлиянием" за жертву. Павел имеет в виду не свои теперешние страдания, а возможность, пусть и не неизбежную, своей мученической кончины. Жертвенное возлияние, сопровождавшее жертву, обычно было вином, не кровью.

2:21 все ищут своего. Этот стих перекликается со ст. 4, где есть выражение "заботиться только о себе". Жизнь Тимофея являет пример того смирения, к которому Павел призывает филиппийцев, и отражает смирение Самого Христа (ст. 5-11).

2:22 как сын отцу. Тимофей тесно сотрудничал с Павлом в проповеди Христа Господа; оба они рабы Христовы (1,1). Как верному слуге Христову, Тимофею естественно "искренно заботиться" о других (ст. 20).

2:23 как скоро узнаю, что будет со мной. В трудных обстоятельствах (1,29.30), в ожидании, возможно, и суда, Павел нуждается в таком человеке, как Тимофей. В ст. 23,24 Павел повторяет свои надежды, уже высказанные в 1,19-26.

2:24 в Господе. Планы относительно Тимофея и самого Павла зависят от воли Божией (ст. 19).

2:25 Епафродит. Этот сотрудник Павла, как и Тимофей, достоин уважения. Повинуясь Христу, он посвятил себя служению собратьям по вере – и филиппийцам (4,18), и Павлу, ради которого он рисковал жизнью (ст. 26,27,30).