Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Откровение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

4:1-42 Иудеи относились к самарянам с величайшим презрением (ст. 9). Неудивительно, что и самаряне отвечали иудеям закоренелой неприязнью. Путешествуя между Галилеей и Иудеей, иудеи предпочитали дважды переправляться через Иордан, чтобы только не проходить через Самарию. Иисус, однако, не следовал этому обычаю (Лк. 9,52). Примечательно, что в притчах, рассказанных Им, самаряне – не в пример иудеям – охарактеризованы с самой лучшей стороны (Лк. 10,25; 17,16).

4:6 утрудившись от пути. Обладая человеческим естеством, Иисус мог испытывать усталость и даже полное изнеможение (Мф. 8,24).

около шестого часа. В полдень.

4:9 Иудеи с Самарянами не сообщаются. Это предложение можно перевести также как "Иудеи не пользовались ничем общим с самарянами". Его смысл в том, что законы запрещали иудеям пользоваться посудой, использованной ранее самарянами, которые были не столь строги в своем понимании обрядовой чистоты. Необычным было не только то, что Иисус заговорил с самарянкой, но и то, что Он пил из "самарянского" сосуда.

4:10 дар Божий. Этим выражением подчеркивается тот факт, что спасение не зарабатывается людьми, но дается им (Еф. 2,8). Иисус Сам является Божиим даром (3,16; Гал. 2,20; Еф. 5,25).

воду живую. Иисус имеет в виду жизнь вечную.

4:11 Как прежде иудеи и Никодим, самарянка буквально понимает используемые Иисусом образные выражения (ст. 15; 2,19-21; 3,3-10).

4:13 возжаждет опять. Иисус противопоставляет временное вечному.

4:14 Иисус постепенно проясняет значение слов "вода живая" (ст. 10).

4:18 у тебя было пять мужей. Осведомленность Иисуса о прежней жизни самарянки напоминает Его знание о Нафанаиле (1,48). В этом месте не говорится точно, живет ли она теперь с мужчиной вне брака, или же Иисус рассматривает ее пятый брак как не имеющий силы.

4:20 Отцы наши поклонялись на этой горе. После взятия Самарии ассирийцами (721 г. до Р.Х.), между евреями, жившими в той области, и иерусалимскими евреями произошел раскол. Самаряне построили храм на горе Гаризим, который был разрушен около 130 г. до Р.Х. Несмотря на разрушение их храма, самаряне продолжали поклоняться Богу на вершине этой горы.

4:23 настанет время и настало уже. См. также 5,25. Через все земное служение Иисуса проходит разграничение между "уже", относящемуся к приходу Царства Божия и его благословений, и "еще не", относящемуся к его полному проявлению. Вплоть до смерти и воскресения Иисуса и даже вплоть до Его Второго пришествия, некоторые из аспектов Царства Божия еще не получают реального осуществления. С другой стороны, в противоположность всем "еще не" Ветхого Завета, Тот, Кто приносит Царство Божие, "уже" присутствует на земле.

4:24 должны поклоняться в духе и истине. Поскольку Бог есть Дух, то поклонение Ему не связано с материальными началами мира, ибо "Всевышний не в рукотворенных храмах живет" (Деян. 7,48). Тем самым вопрос о месте поклонения снимается сам собой. А так как "Господь Бог есть истина" (Иер. 10,10), то, следовательно, необходимо знать ту Истину, которой поклоняешься, а "о сем надобно судить духовно" (1 Кор. 2,14), т.е. быть духовным. Именно поэтому Иисус сказал самарянке: "Вы не знаете, чему кланяетесь" (ст. 22). См. 1 Кор. 2,10-14.

4:26 это Я. Это единственный записанный случай, когда Иисус, до суда над Ним, говорит о Себе как о Мессии.

4:27 удивились. В отношении учеников к происходящему отражаются как обычное презрение иудеев к самарянам, так и характерный для того времени "мужской шовинизм", ибо, по мнению мужчин, давать наставления женщине означало зря тратить время.

4:29-30 В этих двух стихах описано чудо, куда более поразительное, чем то, когда Господь "отверз уста ослице" (Чис. 22,28). Ибо женщина (и какая!) сказала и ее слова услышали!

4:37 один сеет, а другой жнет. Смысл этих слов хорошо объясняется апостолом Павлом (1 Кор. 3,6-9).

4:42 Спаситель мира. Это выражение показывает, что самаряне признавали Иисуса более чем пророком (ст. 19,29,39), Он – Спаситель (1 Ин. 4,14). Добавляя слово "мира", они подтверждают, что Иисус разрушает шаблоны еврейского этнического партикуляризма.

4:43-54 Второе из совершенных Иисусом чудес.

4:44 не имеет чести в своем отечестве. Не ясно, относится ли выражение "в своем отечестве" к Иудее, которую Иисус оставил, чтобы идти в Галилею (4,3), или же к Галилее.

4:46 некоторый царедворец. Человек, находившийся на службе у Ирода Антипы, тетрарха Галилеи (ср. Мф. 14,1-12; Лк. 23,7).

4:48 вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес. См. Введение: Трудности истолкования.

4:50 сын твой здоров. Это не просто констатация факта, а слово могущества, которым и было произведено исцеление.

4:52 в седьмом часу. В час дня.

4:54 второе чудо. Хотя Иисус совершил много чудес (2,23), это второе записанное чудо, имевшее место в Кане Галилейской (ср. 2,11), показывает, что силой Иисусова слова дается жизнь, и подготавливает читателя к восприятию последующей речи о жизни через Сына (5,19-30).