3:1 пришел опять. События, описанные в ст. 1-6, происходят в ту же субботу, о которой говорится в 2,23-28.
3:4 должно ли..? Иисус, предвосхищая упреки фарисеев, продолжает учение о субботе, которое Он начал излагать в 2,25-28, и противопоставляет дух закона его букве.
3:6 составили... совещание. Т.е. замышляли зло ("погубить Его") и делали это именно в субботу.
с иродианами. В отличие от фарисеев, иродиане принадлежали не к религиозному, а к политическому движению, поддерживавшему династию Ирода (идумейского араба, т.е. нееврея по происхождению). Как и Ирод, они выступали за союз с Римом и зависели от этого союза. См. также 8,15; 12,13; Деян. 4,27.
3:11 духи нечистые. Т.е. люди, одержимые нечистыми духами.
3:12 строго запрещал. Иисус не возбранял называть Себя Сыном Божиим, но запрещал делать это достоянием широкой гласности до определенного времени.
3:13 кого Сам хотел. Избрание двенадцати учеников происходило не спонтанно и не произвольно, а исключительно по определению Самого Иисуса Христа. Следует отметить, что избрание не зависело от желания призываемых, но только от воли Призывающего.
которых и назвал апостолами. Эта фраза отсутствует в ряде греческих рукописей и в Синодальном переводе. Кроме этого места, Марк использует слово "апостолы" лишь однажды (6,30). Настоящими апостолами двенадцать учеников стали лишь после воскресения Иисуса, сошествия Святого Духа и их облечения Его силой.
чтобы с Ним были. Основная цель избрания двенадцати. А также – "чтобы посылать их на проповедь".
3:18 Фаддея. Списки апостолов в Евангелиях от Марка и Матфея (Мф. 10,2-4) идентичны. Однако в параллельном списке Евангелия от Луки (Лк. 6,14-16) имя Фаддея не упоминается и вместо него присутствует имя Иуды (не Искариота), сына Иакова. Возможно, Фаддей было вторым именем Иуды.
Кананита. Кананит – то же, что зилот (Лк. 6,15) – член религиозно-политической партии, которая ставила своей целью достижение национальной независимости путем вооруженного восстания.
3:19 Искариотского. Слово семитского происхождения: "иш" означает "человек (из)", Кериот (Кириаф) – город в Израиле, недалеко от Хеврона (Нав. 15,25).
3:21 ближние Его. В ст. 34 определено, кто конкретно имеется в виду, – это мать Иисуса и Его братья.
вышел из себя. Ср.: "если выходим из себя, то для Бога" (2 Кор. 5,13).
3:22 веельзевула. Производное от Ваал (господин) – главное божество финикийского (и хананейского) пантеона и Зебель (муха). Возможно, Зебель – переосмысление (или искажение) слова Бел (от общесемитского "Балу" – "владыка", "господин") – аккадское верховное божество. В еврейской религиозной терминологии слово "веельзевул" ассоциируется с понятием "повелитель бесов". Здесь фарисеи называют этим именем сатану и обвиняют Иисуса в том, что Он изгоняет бесов силой сатаны.
3:23-27 притчами. Иносказаниями. См. ком. к 4,2.
3:27 Этот стих является ответом на обвинения книжников (ст. 22).
дом сильного. Мир, где господствует его "хозяин" – "князь мира сего" (Мф. 4,8; Ин. 12,31; 16,11).
расхитить. Присвоить.
вещей его. Т.е. людей, живущих в мире сем.
свяжет сильного. Т.е. если не окажется более сильным.
3:29 кто будет хулить Духа Святаго. Не имеющее прощения богохульство определено здесь как умышленное связывание силы и дел Иисуса (Ин. 10,21), исполненого Святым Духом, с действием сатаны. Это значит уравнивать высшее духовное добро с высшим духовным злом.
3:31 Матерь и братья. См. ст. 21.
3:34 вот матерь Моя и братья Мои. Этими словами Иисус высказывает мысль, что Его матери и братьям следует находиться с Ним (т.е. прийти к Нему), а не пытаться увести Его к себе ("пришли взять Его"). Сына Божия нельзя взять, можно только отдать себя Ему.
3:1 пришел опять. События, описанные в ст. 1-6, происходят в ту же субботу, о которой говорится в 2,23-28.
3:4 должно ли..? Иисус, предвосхищая упреки фарисеев, продолжает учение о субботе, которое Он начал излагать в 2,25-28, и противопоставляет дух закона его букве.
3:6 составили... совещание. Т.е. замышляли зло ("погубить Его") и делали это именно в субботу.
с иродианами. В отличие от фарисеев, иродиане принадлежали не к религиозному, а к политическому движению, поддерживавшему династию Ирода (идумейского араба, т.е. нееврея по происхождению). Как и Ирод, они выступали за союз с Римом и зависели от этого союза. См. также 8,15; 12,13; Деян. 4,27.
3:11 духи нечистые. Т.е. люди, одержимые нечистыми духами.
3:12 строго запрещал. Иисус не возбранял называть Себя Сыном Божиим, но запрещал делать это достоянием широкой гласности до определенного времени.
3:13 кого Сам хотел. Избрание двенадцати учеников происходило не спонтанно и не произвольно, а исключительно по определению Самого Иисуса Христа. Следует отметить, что избрание не зависело от желания призываемых, но только от воли Призывающего.
3:14 поставил... двенадцать. Двенадцать апостолов (Мф. 19,28).
которых и назвал апостолами. Эта фраза отсутствует в ряде греческих рукописей и в Синодальном переводе. Кроме этого места, Марк использует слово "апостолы" лишь однажды (6,30). Настоящими апостолами двенадцать учеников стали лишь после воскресения Иисуса, сошествия Святого Духа и их облечения Его силой.
чтобы с Ним были. Основная цель избрания двенадцати. А также – "чтобы посылать их на проповедь".
3:18 Фаддея. Списки апостолов в Евангелиях от Марка и Матфея (Мф. 10,2-4) идентичны. Однако в параллельном списке Евангелия от Луки (Лк. 6,14-16) имя Фаддея не упоминается и вместо него присутствует имя Иуды (не Искариота), сына Иакова. Возможно, Фаддей было вторым именем Иуды.
Кананита. Кананит – то же, что зилот (Лк. 6,15) – член религиозно-политической партии, которая ставила своей целью достижение национальной независимости путем вооруженного восстания.
3:19 Искариотского. Слово семитского происхождения: "иш" означает "человек (из)", Кериот (Кириаф) – город в Израиле, недалеко от Хеврона (Нав. 15,25).
3:21 ближние Его. В ст. 34 определено, кто конкретно имеется в виду, – это мать Иисуса и Его братья.
вышел из себя. Ср.: "если выходим из себя, то для Бога" (2 Кор. 5,13).
3:22 веельзевула. Производное от Ваал (господин) – главное божество финикийского (и хананейского) пантеона и Зебель (муха). Возможно, Зебель – переосмысление (или искажение) слова Бел (от общесемитского "Балу" – "владыка", "господин") – аккадское верховное божество. В еврейской религиозной терминологии слово "веельзевул" ассоциируется с понятием "повелитель бесов". Здесь фарисеи называют этим именем сатану и обвиняют Иисуса в том, что Он изгоняет бесов силой сатаны.
3:23-27 притчами. Иносказаниями. См. ком. к 4,2.
3:27 Этот стих является ответом на обвинения книжников (ст. 22).
дом сильного. Мир, где господствует его "хозяин" – "князь мира сего" (Мф. 4,8; Ин. 12,31; 16,11).
расхитить. Присвоить.
вещей его. Т.е. людей, живущих в мире сем.
свяжет сильного. Т.е. если не окажется более сильным.
3:29 кто будет хулить Духа Святаго. Не имеющее прощения богохульство определено здесь как умышленное связывание силы и дел Иисуса (Ин. 10,21), исполненого Святым Духом, с действием сатаны. Это значит уравнивать высшее духовное добро с высшим духовным злом.
3:31 Матерь и братья. См. ст. 21.
3:34 вот матерь Моя и братья Мои. Этими словами Иисус высказывает мысль, что Его матери и братьям следует находиться с Ним (т.е. прийти к Нему), а не пытаться увести Его к себе ("пришли взять Его"). Сына Божия нельзя взять, можно только отдать себя Ему.