Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Откровение

7. Бегство Илии к Хориву (19:1-18)

19:1-4 Когда Ахав пересказал Иезавели, что пророки Ваала потерпели поражение и были убиты на горе Кармил, она поклялась, что убьет Илию. И тогда пророк, чья вера позволила ему одержать в тот день такую великую победу, утратил смелость. Он бежал от Иезавели, чтобы спасти жизнь свою. Бежал он на юг, к Вирсавии, на расстояние примерно 160 км, на южную границу Иудеи. Оставив своего слугу в Вирсавии, Илия отошел в пустыню на день пути. Там он сел под можжевеловым кустом, уставший, поникший, в отчаянии.

19:5-8 Интересно обратить внимание на то, какими средствами Бог исцелил его от этой сильной депрессии: отдых; пища и питье; еще отдых; еще пища и питье. Подкрепленный этой пищей, пророк шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива (Синая), на которой Бог дал Моисею закон.

19:9-14 Там, в пещере, с ним говорил Господь. Илия, в духе самоправедности, уверял в своей верности и осуждал сынов Израилевых. Он сказал, что единственный остался верен Господу. Тогда Бог велел ему стать на горе закона, но Илия не послушался. Мы узнаем об этом, потому что позже (ст. 13) он вышел и стал у входа в пещеру. Тогда, одно за другим, на горы обрушился большой и сильный ветер, потом землетрясение, потом огонь. Эти силы напоминали Илии о его собственном, суровом и критическом отношении. Ничто из вышеперечисленного не побудило его выйти из пещеры. Наконец, после огня пророк почувствовал веяние тихого ветра. Это было дуновение Господней благодати, и пророк вышел. Потом он снова начал хвалить себя, как единственного оставшегося свидетеля Бога. Джордж Уильямс так комментирует это: "Если бы он не думал так много о себе, то понял бы: бури, землетрясения и огонь не совершат того, что способно совершить тихое дуновение любви. Он признал бы, что между его сердцем и сердцем народа нет никакой разницы; и что, как принуждение силой не способно заставить его выйти из пещеры, так и он не может заставить народ силой отказаться от греха".

19:15-18 По-видимому, из-за высокого самомнения Илии, его полезность как служителя Божьего уменьшилась. Бог велел ему вернуться на север, через пустыню в Дамаск, и совершить там три помазания: 1) Он должен был помазать Азаила в царя над Сириею. Этот царь должен был наказать непокорный народ Израиля. 2) Он должен был помазать Ииуя в царя над Израилем. Ииуй должен был осуществить Божий суд над домом Ахава. 3) Он должен был помазать Елисея как своего собственного преемника. Это должно было научить его тому, что он не должен считать себя незаменимым. Эти три человека должны были осуществить Божий суд над идолопоклонниками Израиля (ст. 17), но Господь собирался пощадить семь тысяч мужей, которые колени не преклоняли пред Ваалом и не лобызали его.

8. Помазание Елисея Илией (19:19-21)

19:19 Илия отправился на север, к Авел-Мехоле, расположенной в долине реки Иордан недалеко от Вефсана. Там он встретил Елисея, который пахал поле. То, что у Елисея было двенадцать пар волов, означает, что он не был беден. Вероятно, сам он пахал на одной упряжке, а его слуги – на остальных. Илия бросил на Елисея свой плащ, что означало: Елисей будет его преемником.

19:20, 21 Елисей попросил разрешения вернуться домой и попрощаться с семьей. Илия согласился, но предупредил, чтобы Елисей не забыл о случившемся – то есть о том, как Илия помазал его. После пышного прощального пира Елисей встал, пошел за Илиею и стал служить ему.

Просьба Елисея о прощании с родителями похожа на слова не сложившегося ученика, которого Иисус объявил неподходящим для царства (Лк. 9:61, 62). Разница заключается лишь в том, что в случае с Елисеем это было искреннее желание попрощаться, а в другом случае – оправдание нерешительности.