Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Откровение

6,1 Если дьявол не может разрушить что-либо атаками извне, он попытается уничтожить это с помощью внутренних раздоров, что иллюстрируют следующие стихи.

На заре христианства существовал обычай ежедневно раздавать определенные суммы бедным вдовам из церковной общины, у которых не было других источников дохода. Некоторые верующие, грекоязычные иудеи (еллинисты), стали проявлять недовольство, потому что, как они считали, вдовицы их не получали столько же, сколько вдовы евреев (из Иерусалима и Иудеи).

6,2-3 Двенадцать апостолов понимали, что по мере роста Церкви возникает необходимость принять некоторые меры, которые позволили бы улаживать такого рода дела. Сами они не хотели отвлекаться от служения слова Божьего и заниматься финансовыми вопросами, поэтому посоветовали церкви выбрать семь человек, исполненных Святого Духа, которые бы занимались хозяйственными делами Церкви.

Хотя в Библии эти люди и не называются диаконами, мы не без основания можем считать их таковыми. В выражении "пещисъ о столах" греческое слово, обозначающее "пещись", – глагольная форма слова "служить" (diakoneo), образованная от существительного diakonos – "слуга", которое дало в русском языке слово "диакон". Таким образом, буквально их обязанностью была забота о столах.

Они должны были отвечать трем требованиям:

1. Быть изведанными Уважаемыми

2. Исполненными Духовными Святого Духа

3. Исполненными Практичными мудрости

Более подробная характеристика диаконов дана в 1 Тимофею 3,8-13.

6,4 Апостолы постоянно пребывали в молитве и служении слова. Здесь важен именно такой порядок: сначала молитва, потом служение слова. Прежде чем говорить с людьми о Боге, они говорили с Богом о людях.

6,5-6 Судя по именам семи выбранных человек, большинство из них до обращения были грекоязычными евреями (еллинистами), что можно расценить как жест доброй воли по отношению к недовольным. С этого момента с их стороны не могло прозвучать никаких обвинений в пристрастности. Когда сердца людей наполняет Божья любовь, она торжествует над мелочностью и эгоизмом.

Нам хорошо известны лишь двое из диаконов – Стефан, ставший первым мучеником, и Филипп, миссионер, который позднее принес Благую Весть в Самарию, завоевал для Христа евнуха-ефиоплянина и принимал у себя в Кесарии Павла.

Помолившись, апостолы одобрили выбор Церкви, возложив руки на этих семерых.

6,7 Если стих 7 читать в контексте предыдущих стихов, то напрашивается вывод, что назначение диаконов для ведения хозяйственных дел привело к значительному продвижению вперед Благой Вести. По мере того как слово Божье росло, к общине в Иерусалиме присоединялись новые ученики и очень много иудейских священников стали последователями Господа Иисуса.

6,8 Теперь в центре повествования один из диаконов, Стефан, который ревностно служил Господу, творя чудеса и проповедуя. (Стефан (греч. Stephanos) означает "гирлянда" или "победный венок".) Он первый после апостолов человек в Деяниях, о котором сказано, что он совершал чудеса. Было ли назначение на более высокое служение результатом верной диаконской службы или оба эти служения он осуществлял одновременно? Ответить на этот вопрос, исходя из текста, невозможно.

6,9 Недовольство деятельностью Стефана возникло в синагоге. Синагогами назывались места, где иудеи собирались по субботам, чтобы изучать закон. Название каждой синагоги говорило о людях, которые там собирались. Либертинцы, возможно, были иудеями – римскими вольноотпущенниками. Кирена – город в Африке, выходцы из которого, иудеи, очевидно, обосновались в Иерусалиме. Александрийские иудеи были родом из одноименного египетского города-порта. Киликия – юго-восточная провинция Малой Азии, а Асия – область Малой Азии, образованная тремя округами. Очевидно, сообщества иудеев, выходцев из всех этих мест, имели свои синагоги в Иерусалиме или около него.

6,10-14 Эти ревностные иудеи, как оказалось, не могли победить Стефана в открытой дискуссии. Слова, которые он говорил, и сила, с которой он говорил, были неоспоримы. В отчаянной попытке заставить его замолчать они представили лжесвидетелей, которые обвинили Стефана в хуле на Моисея и на Бога. (Порядок слов может указывать на то, что их больше заботила слава Моисея, чем Бога!) Вскоре он уже стоял перед синедрионом, обвиненный в хульных словах на храм и на закон. Они якобы слышали его слова о том, что Иисус разрушит храм и переменит всю систему обычаев, которые Моисей передал Израилю.

6,15 Синедрион слышал обвинения, но, смотря на Стефана, они видели не личину дьявола, а лицо ангела. Они видели таинственную красоту жизни, которая полностью подчинена Господу и посвящена провозглашению Истины; красоту человека, который больше заботится о том, что подумает Бог, чем о том, что могут сказать люди. Они видели отблеск славы Христа, отраженной в сияющем лице Его преданного ученика.

В главе 7 рассказывается о мастерски построенной защите Стефана. Он начинает свое выступление спокойно, со своего рода обзора истории иудеев. Далее он концентрирует внимание на двух личностях, Иосифе и Моисее, которые были воздвигнуты Богом, отвергнуты Израилем, а затем вознесены как освободители и спасители. Хотя Стефан прямо и не сравнивает их с Христом, аналогия здесь очевидна. И наконец, Стефан переходит к резкой критике израильских вождей, обвиняя их в сопротивлении Святому Духу, убиении Праведного и нарушении законов Божьих.

Стефан, вероятно, знал, что его жизнь в опасности. Чтобы избавиться от этой опасности, ему достаточно было показать готовность к компромиссу, попытаться умиротворить судей своей речью. Но он скорее готов был умереть, чем предать свою священную веру. Его мужество достойно восхищения!