Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Откровение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Г. Первое чудо: вода, превращенная в вино (2,1-11)

2,1 "Третий день", несомненно, относится к третьему дню пребывания Господа в Галилее. В 1,43 мы читали, что Спаситель пришел в ту область. Мы не знаем точно, где была расположена Кана, но из стиха 12 этой главы мы знаем, что она находилась недалеко от Капернаума и располагалась на возвышенности. В этот день в Кане был брак, и мать Иисуса была там. Интересно обратить внимание на следующее: о Марии говорят как о матери Иисуса. Спаситель был знаменит не потому, что Он Сын девы Марии, но она известна потому, что была матерью нашего Господа. Священное Писание всегда отводит особое место Христу, а не Марии.

2,2 Иисус и Его ученики также были приглашены на брак. Как мудро со стороны устроителей свадьбы пригласить Христа. Это безусловно мудрое решение действительно и сейчас, когда люди приглашают Господа на свою свадьбу. Чтобы сделать это, невеста и жених, естественно, должны быть истинными верующими в Господа Иисуса. Они также должны отдать свою жизнь Спасителю и прийти к решению, что в их доме Он всегда желанен.

2,3 На браке не хватило вина. Когда мать Иисуса поняла, что случилось, она рассказала об этом своему Сыну. Она знала, что Он может сотворить чудо и обеспечить вином, и, возможно, хотела, чтобы Иисус явил Себя собравшимся гостям как Сын Божий. Вино в Священном Писании часто символизирует радость. Когда Мария сказала: "Вина нет у них", она дала очень точное описание неспасенных мужчин и женщин. Неверующий лишен подлинной, длительной радости.

2,4 Ответ Господа Своей матери кажется холодным и отчужденным. Но это не такое уж сильное возражение, как может показаться нам. Слово "жено", использованное здесь, является уважительным и соответствует нашим словам "дама", "госпожа". Задав вопрос: "Что Мне и Тебе, Жено?", Господь тем самым дал понять, что в момент выполнения Своего Божественного задания Он подчиняется не советам Своей матери, а действует, полностью повинуясь воле Своего Небесного Отца. Мария хотела видеть Иисуса в славе, но Он вынужден был напомнить ей, что время для этого еще не пришло. Прежде чем Он явится миру как всепобеждающий Христос, Он должен сначала взойти на жертвенник, что и сделал на Голгофском кресте. Вильямс подчеркивает следующее:

"Выражение "что мне и тебе" повторяется в Библии несколько раз. Оно означает: "Что между нами общего?" Ответ: "Ничего". Давид использует эти слова дважды, обращаясь к своим двоюродным братьям, сыновьям Саруи. В духовной жизни между ними не было совершенно ничего общего! Елисей использует это выражение (4 Царств 3,13), чтобы выразить, насколько глубоким был разрыв между ним и Иорамом, сыном Ахава. И, наконец, Господь использовал эти слова, обращаясь к Марии, чтобы показать, какая непроходимая пропасть лежит между Его безгрешным Божеством и ее греховной человеческой сущностью и что только один Голос имеет для Него авторитет". (George Williams, The Student's Commentary on the Holy Scriptures, p. 194.)

2,5 Мария поняла значение Его слов и потому распорядилась, чтобы слуги делали то, что Он повелит. Ее слова важны для каждого из нас. Обратите внимание: она не приказала людям выполнять распоряжения ее или кого-либо другого. Она указала слугам на Господа Иисуса и сообщила им, что Он есть Тот, Кому должно повиноваться. Наставления Господа Иисуса даны нам на страницах НЗ. Читая эту бесценную книгу, мы должны помнить последние записанные слова Марии: "Что скажет Он вам, то сделайте".

2,6 В том месте, где проходил брак, стояло шесть больших каменных водоносов – сосудов для воды, вмещавших каждый семьдесят или сто литров воды. Эту воду иудеи использовали для ритуального омовения. Например, если иудей коснулся мертвого тела, он считался нечистым до тех пор, пока не пройдет церемонию очищения.

2,7 Иисус повелел наполнить сосуды водой. Слуги тотчас выполнили повеление. Для совершения чуда Господь использовал доступные средства. Он распорядился, чтобы люди наполнили сосуды водой, а затем сделал то, чего ни один человек не может сделать: превратил воду в вино! Именно слуги, а не ученики, наполнили сосуды водой. Таким образом Господь предотвратил возможность любого обвинения в обмане. Сосуды были наполнены водой доверху, поэтому никто не мог сказать, что в воду добавили вино.

2,8 Чудо свершилось. Господь приказал слугам почерпнуть из сосудов и понести к распорядителю пира. Ясно, что чудо произошло мгновенно. Вода превращалась в вино не постепенно, а за пару секунд или около того. Кто-то выразил это в поэтической форме: "Воды нечаянно увидели своего Бога и покраснели".

2,9 Распорядитель пира отвечал за то, чтобы на столах всего было вдоволь. Попробовав вино, он понял, что случилось нечто необычное. Он не знал, откуда взялось вино, но понял, что оно очень высокого качества, поэтому немедленно позвал жениха.

Как христиане должны относиться к вину сегодня? Иногда вино рекомендуется в лечебных целях, и это полностью соответствует учению НЗ (1 Тим. 5,23). Однако, учитывая ужасные злоупотребления и несдержанность в питье, которые наблюдаются в наше время, большинство христиан вообще избегает пить вино. Любой человек может получить болезненное пристрастие к спиртным напиткам. Предотвратить эту опасность можно, вообще не прикасаясь к спиртному. Нужно также всегда рассматривать воздействие наших поступков на других. В нашей культуре было бы плохим свидетельством со стороны христианина, если бы неспасенный человек увидел его пьющим вино, и по этой причине ему следует воздерживаться от этого.

2,10 Распорядитель пира привлекает внимание к отличительной особенности действий Господа Иисуса, не схожей с тем, как обычно действуют люди. На свадьбе обычно принято подавать самое лучшее вино вначале, когда люди лучше всего могут оценить его вкус и насладиться его разновидностями. Позже, поев и выпив, они не могут так хорошо оценить качество напитка. На этой особой свадьбе самое лучшее вино было подано в конце. Для нас здесь сокрыт духовный смысл. Обычно мир предлагает людям самое лучшее вначале. Наиболее заманчивые предложения делают молодым людям. Затем, когда в праздных удовольствиях жизнь потрачена впустую, мир может предложить пожилому человеку лишь отбросы. Христианская жизнь совершенно противоположна. Она постоянно совершенствуется. Христос приберегает самое лучшее вино к концу. Радость длится до конца.

Этот текст Священного Писания непосредственно относится к израильскому народу. В то время иудеи были лишены истинной радости. Люди соблюдали однообразные ритуалы и церемонии, и жизнь их текла скучно и бесцветно. Они были посторонними на пиру Божественной радости. Господь Иисус искал их, чтобы научить веровать в Него. Он преобразил бы их унылое существование в обилие радости. Вода иудейских ритуалов и церемоний может превратиться в вино радостной жизни во Христе.

2,11 Утверждение, что так было положено начало чудесам, исключает приписываемые нашему Господу глупые чудеса, которые Он совершил в детстве. Их можно найти в таких псевдоевангелиях, как "Евангелие от Петра". Оно приписывает нашему Господу чудеса, имевшие якобы место, когда Тот был ребенком. Они, по сути, ничем не отличаются от богохульства.

Предвидя подобное, Дух Святой сохранил в тайне этот период жизни нашего Господа и Его характер этим небольшим примечанием.

Превращение воды в вино было знамением, то есть чудом, в котором заложен определенный урок. Это было сверхчеловеческое действие с духовным значением. Иисус творил чудеса для того, чтобы показать, что Он действительно Мессия, посланный Богом.

Представляя эти знамения, Он являл Свою славу. Он засвидетельствовал людям, что Он действительно Бог, явившийся во плоти. Его ученики уверовали в Него. Конечно, они поверили в Него раньше, но теперь их вера укрепилась, и они стали доверять Ему полностью.

Синдилан Джонс подчеркивает:

"Первым чудом Моисея было превращение воды в кровь; в этом заключен серьезный разрушительный элемент. Но первым чудом Христа стало превращение воды в вино; в этом заложен успокаивающий, утешающий элемент". (Jones, Studies, p. 148.)

Д. Божий Сын очищает дом Своего Отца (2,12-17)

2,12 Теперь Спаситель оставил Кану и пришел в Капернаум со Своей матерью, братьями и учениками Своими. Они пробыли в Капернауме лишь несколько дней. Вскоре Господь направился в Иерусалим.

2,13 В этих стихах нам дано первое свидетельство Господа о городе Иерусалиме. Эта фаза Его служения продолжается до главы 3, стиха 21. Он начал и закончил Свое служение очищением храма в канун Пасхи иудейской (ср. Мф. 21,12-13; Мк. 11,15-18; Лк. 19,45-46). Пасха иудейская праздновалась ежегодно как напоминание о том, что сыны Израилевы были освобождены из рабства в Египте и, перейдя Красное море, пришли в пустыню, а затем – в землю обетованную. Первое празднование Пасхи иудейской записано в главе 12 книги Исход. Как набожный иудей, Господь Иисус пришел в Иерусалим для празднования этого важного в иудейском календаре дня.

2,14 Придя в храм, Он увидел, что тот превратился в рынок. Там продавали волов, овец и голубей, и меновщики сидели за столами, занимаясь своим делом. Животных и птиц для жертвоприношения продавали приходящим на поклонение. Меновщики обменивали деньги приходивших из других стран на иерусалимские, которыми паломники давали пожертвования на храм.

Известно, что эти меновщики часто пользовались незаконными льготами и обменивали деньги тем, кто приезжал из далеких стран, по завышенному курсу.

2,15 Бич, который сделал Господь, вероятно, был небольшой плетью, сплетенной из веревок. Не написано, что Он прошелся им по ком-нибудь из присутствовавших. По-видимому, плеть была просто символом власти, который Он держал в руке. Размахивая ею, Он выгонял торговцев из храма и опрокидывал столы меновщиков.

2,16 Закон разрешал бедным горожанам продавать пару голубей, так как они не могли себе позволить более дорогих животных. Продающим голубей Господь приказал взять это отсюда. Они не имели права делать дом Отца Его домом торговли. Во все века Бог предупреждал Свой народ о том, что нельзя превращать религиозное служение в средство обогащения. В действиях Иисуса не было ничего жестокого или несправедливого. Скорее, они являлись проявлением Его святости и справедливости.

2,17 Ученики Его, увидев случившееся, вспомнили слова, записанные в Псалме 68,10. Там предсказывалось, что когда придет Мессия, Он будет снедаем крайней ревностью по доме Божьем. И когда они увидели Иисуса, настойчиво требующего, чтобы поклонение Богу ничем не осквернялось, они поняли, что перед ними Тот, о Ком писал псалмопевец.

Мы не должны забывать, что тело христианина – храм Святого Духа. Точно так же, как Господь Иисус беспокоился о том, чтобы храм в Иерусалиме сохранялся в чистоте, так и мы должны соблюдать наши тела в чистоте и позволять Господу непрестанно их очищать.

Е. Иисус предсказывает Свою смерть и воскресение (2,18-22)

2,18 Создается впечатление, что иудеи всегда искали каких-либо знамений или чудес. Они говорили: "Если Ты сотворишь перед нами что-нибудь очень значительное и могущественное, тогда мы поверим". Однако Господь Иисус являл одно чудо за другим, и тем не менее сердца их были закрыты для Него. В стихе 18 они высказали сомнение в Его власти изгонять торговцев из храма. Они требовали, чтобы Он явил такое знамение, которое доказало бы, что Он Мессия.

2,19 В ответ на их претензии Господь Иисус произнес удивительные слова о Своей смерти и воскресении. Он сказал им, что они могут разрушить храм Его и Он в три дня воздвигнет его. В этом стихе вновь отмечена Божественность Христа. Только Бог мог сказать: "...и Я в три дня воздвигну его".

2,20 Иудеи не поняли Его. Материальные вещи интересовали их больше, нежели духовная истина. Единственный храм, о котором они могли думать, это был храм Ирода, находившийся в Иерусалиме. Сорок шесть лет ушло на строительство этого храма, и они не могли себе представить, как человек может восстановить его в три дня.

2,21 Господь Иисус, однако, говорил здесь о Своем собственном Теле, которое было святилищем и в котором пребывала вся полнота Божественной Троицы. Так же, как иудеи осквернили храм в Иерусалиме, они через каких-то несколько лет приговорили Его к смерти.

2,22 Позже, когда Господь Иисус был предан смерти и воскрес из мертвых, Его ученики вспомнили, что Он обещал воскреснуть вновь через три дня. Видя такое чудесное исполнение пророчества, они поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.

Мы часто сталкиваемся с истинами, трудными для понимания. Но именно тогда мы осознаем, что должны всем сердцем дорожить Словом Божьим. Когда-нибудь позже Господь даст нам однозначный ответ, даже если мы не понимаем это теперь. Здесь говорится, что они поверили Писанию. Это означает, что они поверили предсказаниям ВЗ о воскресении Мессии.

Ж. Многие уверовали в Христа (2,23-25)

2,23 В результате чудес, явленных Иисусом в Иерусалиме в день Пасхи иудейской, многие уверовали во имя Его. Это не обязательно означает, что они действительно доверили Ему свою жизнь; они только исповедовали, что приняли Его. Они не подтверждали свое решение никакими действиями; и последовали за Иисусом только внешне, на словах. Подобным образом многие из живущих в мире людей утверждают, что являются христианами, но никогда в действительности не были рождены свыше по вере в Господа Иисуса Христа.

2,24 Хотя многие и уверовали в Него, однако Сам Иисус не верил им. То есть Он не вверял Себя им. Он понимал, что они пришли к Нему из любопытства. Они искали что-нибудь сенсационное и захватывающее. Он знал всех людей – их мысли и побуждения. Он знал, почему они действовали так, а не иначе. Он знал, была ли их вера реальной или являлась только имитацией.

2,25 Никто не знал сущности человека лучше, чем Господь. Он не нуждался ни в чьем наставлении или просвещении на этот счет. Он имел полное знание о человеке и видел, почему человек ведет себя именно так.