ЖИВОТ, ЧРЕВО, УТРОБА (BELLY) Словарь библейских образов

Помимо своего прямого значения, живот или чрево используется в Библии для выражения образов красоты, жадности, внутреннего «я» человека и утробы, дающей жизнь.

Живот как анатомическое понятие. Проклятие змея, обманувшего Еву, заключалось, в частности, в том, что он был обречен ползать на животе и, следовательно, питаться прахом (Бытие 3:14). Этот образ повторяется псалмопевцем, который подчеркивает падение Божьего народа, жалующегося на невзгоды и угнетение, в результате чего душа его унижена до праха, а «утроба... прильнула к земле» (Псалтирь 43:26).

Среди прочих достоинств хорошо сложенной фигуры своей любимой возлюбленный восхищается ее «животом» (Песни Песней 7:2), {в NIV и NRSV «талия», синод. «бедра»}). Богатые и не знающие нужды люди отличаются обычно большим животом (Книга Судей 3:17; Иеремия 5:28 {«тучный»}), а бедные, наоборот, бывают тощими (Исаия 17:4). В выражении «телицы Васанские» применительно к богатым женщинам подразумевается тучность (Амос 4:1). Большое чрево бегемота указывает на его силу (Иов 40:11). Живот, связанный напрямую с потребностями физической жизни, иногда противопоставляется духовному началу. Псалмопевец, например, под словами «душа и утроба» имеет в виду «душу и тело» (Псалтирь 30:10; 43:26).

Живот как образ жадности. Желания и аппетиты живота служат метафорическим выражением образа нечестивца и его мотиваций, а сам живот делают символом алчности и необузданных страстей (Иов 20:20). Ненасытность живота символизирует жизнь по плоти (то есть эгоизм), в отличие от жизни в Духе. Притчи о безрассудном богаче (От Луки 12:13-21) и о богаче и Лазаре (От Луки 16:19-31) построены на символике удовлетворенного аппетита и подчеркивают безрассудство представления, что целью жизни является сытый желудок (ср. Вт. 32:15; Иов 20; К Римлянам 16:18). Тех, чей «бог – чрево» и кто «мыслят о земном», Павел противопоставляет тем, чье «жительство – на небесах» (К Филиппийцам 3:19-20). Между грехом и желудком существует очевидная и прочная связь, однако Иисус недвусмысленно опровергает, что иудейские законы о питании, устанавливающие категории пищи, которые должны поступать в тело человека, играют какую-то роль в предотвращении греховных желаний и поступков людей (От Матфея 15:17; От Марка 7:19).

Живот как образ души или внутренней сущности человека. В Библии упоминается о смертельных ранах, нанесенных в живот нескольким персонажам (Еглону, Книга Судей 3:21; Амессаю, 2-я Царств 20:10; Иуде, Деяния 1:18). Будучи уязвимым местом в теле человека, живот тем самым служит выражением его внутренней сущности. Еврейские и греческие слова, обозначающие «живот» и по-разному переводимые, постоянно используются как образ «внутренности чрева» (Пр. 18:8 – 26:22; 20:27, 30; 22:18; Иов 15:2,35; 32:18; От Иоанна 7:38). Чрево человека испытывает определенные эмоции, выражает такие чувства, как скорбь (Иеремия 4:19), жалость (От Луки 10:33; ср. с «милосердием и сострадательностью» в К Филиппийцам 2:1) и привязанность (2-е Коринфянам 6:12 {в NIV этот стих звучит так: «Мы не отказываем вам в своей любви, но вы отказываете в ней нам»}).

Живот как чрево или утроба. В поэтических стихах живот называется «чревом» или «утробой» (Иов 10:18; Исаия 48:8; 49:1, 5). Разбухание брюшной полости неизбежно связывается с нормальной беременностью, хотя в некоторых случаях оно указывало на прелюбодейство (Числа 5:11-31). Живот женщины сам по себе служил символом рождения человека (Осия 9:11), но вместе с тем это слово часто встречается в идиоматических выражениях, выражающих мысль о собственном чреве: «дети чрева моего» (Иов 19:17); «плод чрева моего» (Михей 6:7), «от самого чрева», то есть с самого рождения (Книга Судей 13:5). Чрево, из которого не исходит жизнь, равнозначно могиле. Иона, отчаявшись самостоятельно выбраться из тела кита, «помолился Господу Богу своему из чрева кита» (Иона 2:2).

См. также: АППЕТИТ, ГРУДЬ, ЖЕЛУДОК, ЛОНО АВРААМОВО.