ЖЕСТЫ И ПОЗЫ (GESTURES) Словарь библейских образов

Жесты, которыми сопровождаются какие-то дела или выражения чувств, служат яркой характеристикой как самого действия, так и его исполнителя. Для людей, живущих в определенных культурных условиях, простое упоминание о том или ином жесте дает достаточные основания для оценки душевного или эмоционального состояния человека. В Библии есть множество таких примеров, но теперь их смысл покрыт для нас завесой временного и культурного различия.

Поклонение. Самая большая группа образов жестикуляции связана с поклонением и молитвой. Во многих древних культурах и, в частности, в Израиле молитва совершалась с поднятыми и открытыми руками (1-е Тимофею 2:8). Образы молитвы с воздетыми руками мы видим и в поэтических местах (Псалтирь 140:2; Исаия 1:15). Воздетые руки сами по себе служили указанием на молитву, как, например, в случае, когда Моисей «простер руки свои к Господу» (Исход 9:29,33). Простертые вверх ладони рук были, по-видимому, одним из нескольких ритуальных действий, связанных с молитвой (Иов 11:13). Соломон «встал с колен от жертвенника Господня, руки же его были распростерты к небу» (3-я Царств 8:54). Так же делал и Ездра (Ездра 9:5). Иеремия слышал молитву людей о помощи как «голос дочери Сиона», которая «стонет, простирая руки свои» (Иеремия 4:31; Плач Иеремии 1:17). Перевернутые ладони поднятых рук символизировали, вероятно, вознесение молитвы вверх: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» (Псалтирь 140:2). Вполне возможно, что, по народным представлениям, вместе с молитвой к Богу поднимались дух, душа или сердце. В Плаче Иеремии об этом говорится прямо: «Вознесем сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах» (Плач Иеремии 3:41). Истинного молящегося псалмопевец определяет как человека, «у которого руки неповинны... кто не возносил свою душу к неправде» (Псалтирь 23:4 {«кто не клялся душою своею напрасно»}). Поднятые вверх руки напоминали также молящемуся, что его молитва не будет услышана, если его руки «полны крови» (Исаия 1:15) или если в руках есть «хищение» (Иов 16:17). Открытые ладони указывали и на выполнение Божьего требования: «Простирай к Нему руки твои о душе детей твоих» (Плач Иеремии 2:19); «Во имя Твое вознесу руки мои» (Псалтирь 62:5).

В разные исторические периоды руки поднимались в разных направлениях. «Услышь голос молений моих... когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему» (Псалтирь 27:2; ср. 3-я Царств 8:38). Соломон стоял на коленях в храме с простертыми к небу руками (3-я Царств 8:54; ср. Псалтирь 5:8). Даниил молился у окна, открытого в сторону Иерусалима (Даниил 6:10).

В Писании упоминаются и другие позы и телодвижения, связанные с молитвой и поклонением. Можно привести длинный список жестов, выражающих почтение и преданность: люди падали ниц (1-я Царств 24:9; 3-я Царств 1:31), преклонялись (3-я Царств 19:18; 2-я Паралипоменон 29:29; Псалтирь 21:30; Исаия 45:23; Михей 6:6), склоняли голову (Исаия 58:5), кланялись (Даниил 3:5), клали лицо между колен (3-я Царств 18:42); простирались (4-я Царств 4:34), стояли и служили (Даниил 3:3,12), останавливались в молитве (От Матфея 6:5; От Марка 11:25), вставали на колени (Даниил 6:10). Преклонение само по себе подразумевало проявление преданности. Исцеленного сирийца Неемана беспокоила необходимость поклониться в храме бога Риммона, и он заранее попросил прощения (4-я Царств 5:18).

Выражение почтения и уважения. Надлежащее отношение к молитве и поклонению в значительной степени основывалось на жестикуляции, выражающей уважение к человеку. В терминологии, относящейся к служению Божеству и царю, много общего: «Все собрание... пало, и поклонилось Господу и царю» (1-я Паралипоменон 29:20). Приближающиеся к царю должны были кланяться (Бытие 23:7; 2-я Царств 9:6) и падать ниц (Есфирь 3:2), преклоняться до земли (2-я Царств 14:33) или просто падать (Бытие 50:18).

Есть достаточные свидетельства, что в Древнем мире при обращении с просьбой к лицу, занимающему более высокое положение, надо было ухватывать его за ноги (4-я Царств 4:27). Сирофиникиянка, возможно, ухватила Иисуса за ноги (От Марка 7:25). После воскресения Иисуса ученики ухватили Его за ноги и поклонились Ему (От Матфея 28:9). Хотя об этом говорится не всегда, такое действие часто сопровождалось поцелуем ног. Грешница выразила свое поклонение неоднократным целованием ног Иисуса (От Луки 7:45). В словосочетании «лизать прах» тоже, возможно, имеется в виду раболепное целование ног (Псалтирь 71:9-11; Исаия 49:23; ср. Псалтирь 43:26).

Поклонение божествам. Поклонение божествам тоже выражалось в поцелуях. В Ветхом Завете верными изображаются те, кто не преклонялся пред Ваалом и чьи уста не лобызали его (3-я Царств 19:18). Осия пишет о тех, кто целует тельцов (Осия 13:2). Целование было частью и иудейского богослужения: «Служите Господу со страхом и с трепетом целуйте ноги Его» (Псалтирь 2:11-12 RSV, или «целуйте Сына» {«почтите Сына»}, как в более ранних переводах, если поправка на «целуйте ноги Его» кажется необоснованной). Иов отрицал, что какой-либо из его поступков можно считать проявлением верности языческим богам или отречением «от Бога Всевышнего». Среди прочего он заявил: «Целовали ли уста мои руку мою? Это также было бы преступление» (Иов 31:27). Возможно, этот жест символизировал «вознесение души к неправде» (Псалтирь 23:4).

Приветствие (поцелуй). В Писании поцелуй служит почти повсеместным выражением приветствия (1-е Петра 5:14; К Римлянам 16:16; 1-е Коринфянам 16:20; 2-е Коринфянам 13:12; 1-е Фессалоникийцам 5:26) или прощания (Руфь 1:14 {«простилась» = поцеловалась}; 3-я Царств 19:20; Деяния 20:37). Иосиф попрощался с отцом поцелуем после его смерти (Бытие 50:1). В поэтических местах поцелуй сравнивается со встречей (Псалтирь 84:11) и изображается знаком дружбы или доброй воли (Пр. 24:26). Друзья целовались при встрече и расставании (1-я Царств 20:41). Целовались члены семьи, особенно после долгой разлуки (Бытие 29:13; 33:4; 45:15; 48:10; От Луки 15:20). Подчиненные целовали своих хозяев. Цари целовали людей, занимающих более низкое положение (2-я Царств 19:39).

Равные по положению целовали друг друга в лицо, а близкие друзья даже в губы (Пр. 24:26). Общепринятый обычай целоваться не снижает значения страстного поцелуя влюбленных (Песни Песней 1:1) или непристойного поцелуя бесстыдной женщины (Пр. 7:13). Высшему по рангу можно было целовать ноги, как показывает распространенное выражение «поклонился и целовал» (Исход 18:7; обратите также внимание на 3-я Царств 2:19, где в масоретском тексте стоит «поклонился», но в LXX сказано «поцеловал»). Различие между выражением почтения (с поклоном для поцелуя ног) и поцелуем в лицо проявилось в поведении Авессалома, который «вкрадывался в сердце Израильтян», относясь к ним как к равным, а не как к слугам (2-я Царств 15:6).

Помимо выражения почтения, поцелуй служил знаком открытости и доступности. В качестве аналогии с современным обществом можно привести пример протянутой при встрече открытой руки, показывающей, что человек не вооружен. Поцелуй как приветствие выходил за рамки проявления семейной близости и демонстрировал добрую волю и благосклонное отношение приветствующего. Выражение приветствия психологически обезоруживает человека. Для нарушителей этих строгих правил межличностных отношений приветственный жест предоставлял большие возможности для злоупотреблений и обмана. Такие злоупотребления, по всей видимости, не были редкостью: «Лживы поцелуи ненавидящего» (Пр. 27:6). Потенциальная опасность притворной дружбы порой становилась конкретной реальностью. Иоав во время приветствия предательски вспорол живот Амессаю (2-я Царств 20:9-10). Иуда повторил этот вероломный прием, надеясь, что его вполне обычный жест, который был условным знаком, останется незамеченным.

Иисус обратил внимание учеников на его коварство, но не стал препятствовать вы-полнению плана (От Матфея 26:46-49; От Луки 22:48). Такая обязательная общественная условность, как приветствие, могла также служить более тонким оружием. Когда им пренебрегали, это выглядело оскорблением или провокацией. Своим упреком «ты целования Мне не дал» Иисус указал на проявленное невнимание или, возможно, умышленную непочтительность (От Луки 7:45).

Радость и счастье. Многие характерные жесты и выражения лица, ассоциирующиеся с радостью, одинаковы в совершенно разных культурах, что, возможно, объясняется их прямой связью с общими для всех физиологическими реакциями. Среди прочего можно назвать «свет лица» (Иов 29:24; Псалтирь 88:16), «светлый взор царя» (Пр. 16:15), «светлое лицо» Бога (Числа 6:25; Исаия 60:1-5), использование существительного свет (евр. or) и глагола сиять (евр. nahar) в значении «радоваться» (Исаия 60:5; Иеремия 31:12; Псалтирь 33:6), а также еврейских слов sahal и shr в значении «блистать» (Псалтирь 103:15).

Радость выражают, в частности, глаза (1-я Царств 14:27,29; Ездра 9:8). Жизненная энергия заключена в глазах (Псалтирь 12:4; 37:11). Жизнь по Божьим заповедям «просвещает очи» (Псалтирь 18:9). «Бедный и лихоимец встречаются друг с другом; но свет глазам того и другого дает Господь» (Пр. 29:13).

Счастливый держит голову высоко (Псалтирь 109:7). Врата города радостно раскрываются, как бы победно поднимая голову (Псалтирь 23:7,9). Радостный молящийся вскидывает голову (рог), как дикий бык. «Вознесся рог мой в Боге моем» (1-я Царств 2:1). Псалмопевец пишет, что его голову возносит Бог (Псалтирь 3:4). Возгласы радостной хвалы сопровождаются рукоплесканиями – самым портативным и легким в обращении музыкальным инструментом (Псалтирь 46:2; Наум 3:19).

Скорбь и печаль. В противоположность радости выражением тяжелого эмоционального переживания служит поникшее лицо (Бытие 4:5), и человек кладет голову в прах (Иов 16:15). Сокрушенный горем ходит «с поникшею головою» (Псалтирь 34:14). Скорбящие обычно сидят на прахе (Исаия 47:1) или даже покрывают себя пеплом (Михей 1:10). Скорбящие говорят: «Душа наша унижена до праха, утроба наша прильнула к земле» (Псалтирь 43:26). Скорбящая душа «повержена в прах», как бы разделяя печальную судьбу умершего в прахе мира иного (Иов 40:8 {«зарой в землю»}; Псалтирь 7:6).

Помимо таких проявлений скорби, как плач, человек ходил с растрепанными волосами, в разодранной одежде и бросал в воздух прах или пепел, чтобы он оседал на голове (2-я Царств 1:2; Неемия 9:1; Есфирь 4:1; Иов 2:12; Исаия 58:5; Иеремия 6:26; Откровение 18:19). Кроме того, в древности скорбящие наносили себе увечья. Пророки Ваала демонстрировали свое рвение нанесением себе глубоких ран (3-я Царств 18:28). Такое поведение было, возможно, связано с периодическим оплакиванием смерти Ваала, выразившейся, в частности, в отсутствии дождя (3-я Царств 18:1). Молящиеся, приходившие с приношениями в храм Господа, брили бороды, рвали одежды (см. ОДЕЖДА) и ранили себя (Иеремия 41:5). На греческом языке Нового Завета «скорбеть» происходит от слова «резаться» (koptomai), что свидетельствует об исторической взаимосвязи между этими понятиями, независимо от того, наносили себе раны новозаветные скорбящие или нет (напр., От Луки 8:52).

Стыд и раскаяние. Обычай нанесения себе увечий мог сохраняться в более мягкой форме бития себя в грудь (От Луки 23:48). Согрешивший опускал глаза и бил себя в грудь в знак раскаяния (От Луки 18:13). Аналогичные действия, символизирующие, по-видимому, самоистязание, выражали чувство стыда и раскаяния Иеремии: «Я... бил себя по бедрам» (Иеремия 31:19; ср. Иезекииль 21:12). Глубоко опечаленный человек ест «хлеб от чужих [то есть хлеб, который приносили в дом траура]» и «закрывает бороду [уста]» (Иезекииль 24:16-17). Осознав свой позор, народы «положат руку на уста» и «будут лизать прах как змея» (Михей 7:16-17).

Гнев и раздражение. Проявление гнева иногда выражалось хлопками рук. В знак недовольства неудачной попыткой Валаама навести проклятие на Израиль Валак всплеснул руками (Числа 24:10). Иов отметил, что Бог посылает против нечестивого восточный ветер. «Всплеснут о нем руками, и посвищут над ним с места его!» (Иов 27:23). Хлопки руками Иезекииль изображает предвестием беды: «Ударяй рукою об руку, – и удвоится меч и утроится» (Иезекииль 21:14).

Для изображения гнева используются и другие образы. Иудеи настолько возмутились проповедью Павла, что в знак протеста начали кричать, метать одежды и бросать пыль в воздух (Деяния 22:23). Господь «грозит рукою своею горе Сиону, холму Иерусалимскому» (Исаия 10:32). Неодобрительный кивок головой выражает критику или осуждение (Иов 16:4). Поэты изображают нечестивых в виде диких плотоядных животных, которые «скрежещут на меня зубами своими» (Псалтирь 34:16).

Словесные поношения дополняются выразительными жестами: «Говорят устами, кивая головою» (Псалтирь 21:8). Окруженный врагами псалмопевец восклицает: «Я стал для них посмешищем; увидев меня, кивают головами» (Псалтирь 108:25; ср. Псалтирь 21:8; 104:25). Проходившие мимо разрушенного города всплескивали руками, свистели и качали головой (Плач Иеремии 2:15). Этими жестами, возможно, отгоняли также злых духов, скрывавшихся в таких заброшенных местах (Софония 2:14-15; Иеремия 19:8).

Для выражения презрения можно отряхнуть прах с ног (Деяния 13:51) или с одежды (Деяния 18:6), как бы показывая, что человеку неприятна сама эта земля. Или же таким жестом можно продемонстрировать желание полностью порвать связи ввиду грядущего суда (От Матфея 10:14).

Взгляд искоса и поджатые губы выдают злые замыслы: «Прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство» (Пр. 16:30). Нечестивый мигает (прищуривается) глазами (Пр. 6:13).

В Новом Завете перед началом публичных выступлений оратор обычно делал знак рукой, призывая аудиторию успокоиться (Деяния 12:17; 13:16; 19:33; 21:40; возможно, Деяния 26:1). Похитители левита принудили его к молчанию словами: «Молчи, положи руку твою на уста твои» (Книга Судей 18:19).

См. также: ГРУДЬ, ГУБЫ, КОЛЕНО, ЛИЦО, МОЛИТВА, НОГА, НОС, ОДЕЖДА, ПОКЛОН, ПОКЛОНЕНИЕ, ПОЦЕЛУЙ, РУКА, ТРАУР.