ЖЕНЩИНА (WOMAN, IMAGES OF) Словарь библейских образов

С первых глав Бытия и до последних глав Откровения в Библии много образов женщин. В момент сотворения женщина создана по образу и подобию Бога. В момент второго пришествия она – невеста Духа, которая присоединяется к призыву: «Прииди!» От альфы до омеги, женская природа была в иудейско-христианской традиции святым и высоким понятием, хоть и не более, чем мужская. В некоторых случаях Библия говорит о разных ролях женщины, которые здесь рассматриваются в отдельных статьях о жене, матери, дочери, сестре и вдове.

Библейские образы женщины нам следует рассматривать на следующем фоне: в Библии, особенно в Ветхом Завете, женщины не обладают одинаковыми общественными правами и преимуществами с мужчинами. Собственность наследовали сыновья, а не дочери. Женщины обладали незначительными правами перед законом, им не разрешалось разводиться с мужьями. Женщины лишь изредка упоминаются в родословных, да и то как сестры уже упомянутых сыновей. Женщин выдавали замуж по воле их отцов. Например, Самсон, вернувшись после отсутствия, обнаруживает, что его филистимская невеста отдана в жены одному из его друзей; в качестве компенсации ее отец предлагает Самсону ее младшую сестру (Книга Судей 15:2).

Однако Бог относится к женщинам с уважением. Действительно, когда у отца нет сыновей, его собственность наследуют дочери, как велит Бог Моисею поступить в случае с пятью дочерьми Салпаада, у которых не было братьев (Числа 27:1-11).

Женщина в истории сотворения и грехопадения. В Бытие 1 Бог по Своему подобию сотворяет человека – мужчину и женщину. Поэтому женщина по самой сути своего существа обладает той же духовной природой, что и мужчина, тем же потенциалом добра или зла и равным достоинством. Сотворение женщины по образу Бога отражено в том факте, что далее в Библии Бог иногда описывается как обладающий качествами не только мужчины, но и женщины. Бог носит Израиль на руках, «как нянька носит ребенка» (Числа 11:12). В других местах Бог метафорически описывается как повитуха, швея, домохозяйка, нянька и мать (Псалтирь 21:10-11; 70:6; 138:13; Исаия 49:15; 66:9, 13).

В Бытие 2 представлен более подробный рассказ о сотворении Евы, «матери всех живущих». Ева была сотворена как подруга мужчины, чтобы вместе с ним работать в саду. Эта женщина, жившая до грехопадения, была помощницей Адама, существом со свободной волей и ответственностью, которая имела те же обязательства, что и мужчина. Сотворенная из ребра Адама, Ева «соответствовала ему» (Бытие 2:18) и, как жена, была «одной плотью» со своим мужем (Бытие 2:24). Это подтверждает один из основных фактов о мужчине и женщине – они дополняют друг друга и в какой-то мере неполны порознь. Двойственность человечества – его деление на два пола – отражена практически во всем, что может быть сказано о женщинах и мужчинах.

Так как первая женщина поддалась искушению змея, часто в постбиблейской традиции женщина описывается как более уязвимая, чем мужчина. Ее готовность съесть плод – потому что он красив на вид, вкусен и дает знание, подобное знанию Бога, – превратила ее в человеческом представлении в средство грехопадения человека и его изгнания из сада. Отсюда участь, которая на протяжении веков досталась женщине – подчинение в браке и боль при деторождении (Бытие 3:16; 1-е Петра 3:1-6; 1-е Коринфянам 11:3; 14:34; К Ефесянам 5:22-23; К Колоссянам 3:18; 1-е Тимофею 2:11-14). В Библии, однако, образ женщины нельзя считать невыразительным: после грехопадения она вовсе не утратила своей любви к красоте, вкусной пище и знанию. Эти достоинства, хоть и замутненные грехом, продолжают проявляться в человечестве.

Добродетельная женщина. Молодая девушка, незамужняя женщина или дева изображены в Библии как особо уязвимые существа. Закон Моисея защищал их от изнасилования, но не от продажи в рабство. Так как женщины не были независимыми, каждая молодая женщина рассматривалась как потенциальная жена или служанка. Воспевание женской красоты в Песни песней свидетельствует о любви к физической красоте, но такая красота прославляется в Библии редко (хотя образ женской красоты и присутствует в молитве автора псалма о том, чтобы молодые женщины Израиля были, «как искусно изваянные столпы в чертогах», Псалтирь 143:12). Внешняя привлекательность молодых женщин в Библии не рассматривается с такими подробностями и вниманием, как в романтических сказках, особенно в западной традиции. Как жену и мать, молодую женщину ценили за красоту, добродетель и верность, и наиболее ярким примером этого является, вероятно, Руфь.

Хорошая жена, как Сарра, следует за своим мужем, повинуется ему и почитает его (1-е Петра 3:6), вынашивает ребенка (несмотря на то что иногда это происходит поздно и с ангельской помощью) и доказывает, что может быть мужу хорошей подругой (иногда даже сестрой). Мария, Мать Иисуса, была примером такой женщины: благочестивой, преданной матерью, спутницей Своего мужа в буквальных и метафорических странствиях. Самый развернутый портрет идеальной жены в Библии – это Панегирик, завершающий Книгу Притчей (Притчи 31:10-31). Здесь мы находим описание женщины, которую уважают муж и дети, она поддерживает своего мужа, управляет домашним хозяйством, неустанно трудится, активно участвует в экономических делах, заботится о повседневных нуждах домашних, помогает бедным, мудра в учении и боится Господа.

Библейские образы хороших жен оттеняют образы жен плохих. Нехорошая жена, подобная Ревекке, предает своего мужа, устраивает заговоры против него и обманывает его, поступая против его воли. Такой обман – поступок недовольного подчиненного с духом бунтаря. Худшая из жен в Библии – Иезавель, бессовестная женщина, которая ввергла свою страну и своего мужа в поклонение иноземным богам; она полностью заслужила свою насильственную смерть.

Так как женщина принимает в себя семя и рождает ребенка, который дает иудею надежду на бессмертие, женщину ценят прежде всего за ее чистоту и плодовитость. Выбор патриархом невесты и ее верность мужу – основа ее ценности. Величайшее проклятие для женщины – бесплодное чрево. Действительно, только сыновья могут поддерживать женщину в старости; без потомства ее ждет несчастная старость (Ноеминь, вдова, потерявшая сыновей, по праву могла называть свой удел «горьким»).

Так как женщины в библейские времена подчинялись мужчинам и экономически зависели от них, особенно выделяются образы женщин, обладавших необычайной смелостью и выходивших за рамки общепринятой роли. Среди таких смелых женщин – Иохаведа (мать Моисея), Девора, Иаиль, Руфь, Есфирь, Авигея (1-я Царств 25) и Мария, Мать Иисуса. Та же самая общественная структура, которая сделала женщин менее сильными, чем мужчины, породила архетип женщины как несчастной жертвы мужского шовинизма. Стоит вспомнить о том, как Сарра называла себя сестрой Авраама, чтобы защитить его жизнь в чужой стране, как наложницу левита насиловали до смерти (Книга Судей 19:22-30), что пришлось пережить Анне, беременной жене Елканы (1-я Царств 1) и как дочь Иеффая пострадала из-за поспешного обета отца (Книга Судей 11).

Рассматривая библейские образы женщины и мужчины, мы должны постоянно помнить, что условия духовного роста в конечном счете были одинаковы для обоих полов. Добродетельная женщина, какой бы ни была ее внешность и роль как женщины, добродетельна прежде всего потому, что благочестива. Поэтому библейские авторы предупреждают: внешняя красота может оказаться препятствием на пути к благочестию (Притчи 31:30; 1-е Петра 3:3). Они рекомендуют, чтобы женщина боялась Господа (Притчи 31:30), ибо именно «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» – это то, что «драгоценно пред Богом» (1-е Петра 3:4).

Грешницы. Чаще всего в Ветхом Завете упоминаются женщины, которые каким-либо способом нарушают правила, в положительном или отрицательном плане. С отрицательной стороны, это женщины, искушающие своих мужей или возлюбленных и подбивающие их на греховные действия. Иезавель, имя которой стало синонимом зла, – впечатляющий образ бессовестной женщины, прототип блудницы вавилонской из Откровения. Обычно заблудшая женщина является иноземкой, которая пытается развратить еврея. Например, жена Потифара пытается соблазнить праведника Иосифа. Далида, искусительница-филистимлянка, становится символом развращающей похоти. В пророчестве Осии грешная женщина, которая блудит с иноземными богами и чужестранцами, становится символом сбившегося с пути Израиля. Автор Екклесиаста жалуется на женщину, «потому что она – сеть, и сердце ее – силки, руки ее – оковы», и утверждает, что среди тысячи женщин не нашел ни одной безвинной (Екклесиаст 7:26-28; согласно Екклесиаст 7:28, мужчины только на одну десятую процента лучше в этом отношении). В Книге Притчей безумие тоже иногда персонифицировано в образе распущенной женщины, искушающей мужчин.

Главный библейский архетип грешной женщины – прелюбодейка, наиболее живо описанная в первых главах Притчей (Притчи 2:16-19; 6:24–26; 7:5–27; 9:13–18). Но и здесь в Библии встречаются сюрпризы. Жена Осии Гомерь менее известна своей изменой мужу, чем своим искуплением. Хотя закон Моисея предписывал побить прелюбодейку камнями, Иисус простил женщину, уличенную в прелюбодеянии (От Иоанна 8:1-10). В Ветхом Завете иногда даже встречаются положительные образы прелюбодеек. Например, Фамарь, обманувшая своего родственника и вынудившая его жениться на себе, притворившись блудницей (Бытие 38); или блудница Раав, которая помогла израильтянам взять Иерихон (Иисус Навин 2). Оттенки этого образа присутствуют в историях Есфири (которая принимает ванну и одевается, чтобы заставить царя передумать) и Руфи (которая встречает Вооза на гумне в ситуации, полной сексуального подтекста, хотя Руфь и Вооз ведут себя с романтической сдержанностью). Даже Вирсавия, само воплощение красоты и искушения, не осуждается. Она стала причиной, по которой Давид лгал, убил человека и печалился. Давид представлен как виновный в этой истории, Вирсавия же – несчастная жертва в трагической мужской игре с похотью и властью. Она вместе с Давидом оплакала смерть их ребенка и побудила Давида сделать наследником следующего ее сына, Соломона. По закону Моисея прелюбодеек следовало побивать камнями, но здесь одна из них коронована как царица.

Последняя категория грешных женщин – это властолюбивая мать и придирчивая жена (см. ВЛАСТОЛЮБИВАЯ МАТЬ, ЖЕНА). В список таких женщин можно включить Сарру, Ревекку, ворчливую жену из Притчей, жену Иова, Иезавель и Иродиаду (От Марка 6:14-29).

Воительницы и вожди. Война в Древнем мире была в основном мужским делом, но и здесь имеются исключения. В классической литературе упоминаются амазонки – женщины-воительницы, известные своей физической силой и военной доблестью. В Ветхом Завете также есть вариации на эту тему. Девора ведет армию (и мужчину) на битву, самый важный подвиг в которой совершает другая женщина, Иаиль, пробивающая череп вражеского военачальника колом от шатра (Книга Судей 45). Иаиль выигрывает не за счет физического превосходства (как делают мужчины), но за счет обмана (Книга Судей 5:24-27), как Далида обманом подчиняет сильного мужчину, пока он спит.

В книге 1 «Энеиды» Вергилия описывается, как царица Дидона мастерски правила Карфагеном. В Библии нет развернутых портретов женщин-правителей, но иногда библейские женщины играют эту роль. Самый яркий пример этого – Девора, «пророчица», которая «жила под Пальмою Девориною... и приходили к ней сыны Израилевы на суд» (Книга Судей 4:4-5). Ей можно противопоставить грешницу Иезавель, царицу, жену царя Ахава, которая обладала неограниченной властью при дворе (3-я Царств 1621). Мариамь, сестра Моисея, тоже была сильной женщиной; она играет роль, которую обычно играли мужчины, и вместе с Моисеем поет победную песнь после битвы (Исход 15:20-21). Позже Мариами надоела роль последовательницы Моисея и вождя женщин, и она, вместе с братом Аароном, восстала против власти Моисея, за что была поражена временной проказой (Числа 12).

Хотя в Ветхом Завете отражен патриархальный строй – больше говорится о деяниях мужчин, чем женщин, – женщины могли занимать, пусть это были единичные случаи, практически любое положение в ветхозаветном обществе: пророка (4-я Царств 22:14; Неемия 6:14), судьи (Книга Судей 4:4), правителя (4-я Царств 11:3), военного спасителя (Книга Судей 45), мудреца и учителя (неоднократно в Притчи 19).

Женщины как возлюбленные. Один из основных образов женщин в мировой литературе – это образ романтической возлюбленной: иногда она любит мужчину, но чаще является объектом мужской любви. Самый яркий пример в Библии – Суламита из Песни песней. Она страстно любит своего мужчину, и сама – прекраснейшая из женщин. В другом восхвалении придворный поэт говорит о невесте: «Возжелает Царь красоты твоей». Ее ведут к царю в свадебной процессии «в испещренной одежде» (Псалтирь 44:12-15).

У нас есть краткие описание и других прекрасных женщин. Есфирь была красавицей-царицей, и ее ввели в царский гарем как претендентку на пост царицы, потому что она была «молодой красивой девицей» (Есфирь 2:2). После того как ее целый год готовили, чтобы сделать еще более привлекательной (Есфирь 2:12), «полюбил царь Есфирь более всех жен» (Есфирь 2:17). Предшественница Есфири славилась своей красотой (Есфирь 1:11). Другие женщины также вызывали в мужчинах страсть отчасти по причине своей внешней красоты; примеры этого – Сарра (Бытие 12:14), Ревекка (Бытие 24:16), Рахиль (Бытие 29:17), Авигея (1-я Царств 25:3). Вирсавия, объект сексуального желания Давида, была «очень красива» (2-я Царств 11:2).

Женщины как созерцающие и ученицы. В Библии присутствует также образ женщин как личностей, обладающих особой духовной глубиной и проницательностью. В Книге Притчей мудрость описывается как женщина – мы могли бы назвать ее госпожой Знание, и иногда она предстает перед нами как необыкновенно привлекательная и вызывающая романтический пыл. В других местах Притчей заповедь прислушиваться к наставлениям отца дополняется повелением прислушиваться к материнским наставлениям (Притчи 1:8; 6:20).

С образом мудрой женщины связан образ женщины вдумчивой и созерцательной. Анна названа пророчицей, она «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (От Луки 2:36-38). Мария, Мать Иисуса, «сохраняла все слова сии в сердце Своем», когда увидела Своего юного Сына в храме и услышала Его мудрые речи (От Луки 2:51). Мария, сестра Марфы, «села у ног Иисуса и слушала слово Его» (От Луки 10:39).

В Новом Завете возникает новый образ женщин как учениц Иисуса. Следует отметить, что в дни Иисуса и ранней церкви роль и образ женщины изменились в сравнении с Ветхим Заветом. Мария, Мать Иисуса, изображена как Мать и Ученица, потому что Иисус не признавал чисто кровные связи, которые позволяли бы Его Матери все время поддерживать отношения с Ним. Так, когда Мария продолжает следовать за Христом до подножия креста, потом – до гробницы, и наконец – до горницы после вознесения (где Ее сопровождают другие женщины, Деяния 1:14), Она уже не просто Мать: Она – Ученица.

Мария и Марфа, которые, по-видимому, были одинокими или вдовыми, обе стали ученицами и подругами Иисуса. Они были готовы принять Его в своем доме в Вифании, охотно говорили с Ним о жизни после смерти и немедленно попросили Его о помощи, когда умер их брат. Здесь женщины ценятся уже не за красоту и многодетность. Они – сестры Христа. Иисус, Который никогда не искал ни возлюбленной, ни жены, позволял женщинам быть Своими последователями и помощниками. Женское тело не пугает Христа (как это было в некоторых формах иудаизма); Он не боится прикасаться к женщине с кровотечением и исцелить ее, не боится и защищать женщину, уличенную в прелюбодеянии. Иисус знает историю женщины у колодца (см. ВСТРЕЧА У КОЛОДЦА), но, не колеблясь, обучает ее вере (нарушая в процессе этого табу не только на общение иудеев с самарянами, но и на прилюдное общение мужчины с женщиной). Иисус описывает женщин как благородных и сострадательных, как в случае с лептой вдовы (От Марка 12:41-44); в притче о женщине, потерявшей монету (От Луки 15:8-10); в истории мудрых дев, попавших на мессианский пир (От Матфея 25:1-13) и вдовы, чье упорство вознаграждено (От Луки 18:1-8). Иисус без колебаний уподобляется женщине, оплакивая Иерусалим (От Матфея 23:37), и не считает образ невесты слишком приземленным, говоря о Своем союзе с Церковью.

Стоит обратить внимание на героизм женщин в рассказе о страстях. Женщины последовали за Иисусом к распятию и страдали, глядя на Него. Они сопровождали Его тело до гробницы и готовили благовония для бальзамирования. Они были Его ученицами (последовательницами) и свидетельницами распятия. Женщины стали также первыми свидетелями воскресения.

Образы женщин в ранней церкви. Павел рассматривает женщин как личностей, помогают или мешают ему в служении Господу, которые дают ему кров и советы. Он использует образ женщин и в своих посланиях, когда пользуется традиционными образами брака, описывая верующих как своеобразную семью, со Христом во главе, а церковь – как Его невесту. Павел также пересматривает женские образы Ветхого Завета, замечая, что большая часть старого Писания указывает на новое откровение истины во Христе. Отмечая, что одна женщина – Ева – привела человечество к грехопадению, он показывает также, что искупление человечества также стало возможным через женщину – Марию (К Галатам 4:4). Он провозглашает также, что все едины во Христе, в Котором «нет мужеского пола, ни женского» (К Галатам 3:28). В Послании к евреям Сарра, Раав и еще одна не названная по имени женщина включены в список героев веры (К Евреям 11).

Хотя Павел и критикует женщин нескольких церквей (особенно Коринфа) за их поведение и одежду, рекомендуя быть поскромнее, в целом его соратницы предстают в посланиях как служительницы Господа, уважаемые за служение, а не как матери и бабушки. Он называет их «помощницами». В К Римлянам 16 упоминаются Фива, Прискилла и Мариамь – как «помощницы» и «сотрудники во Христе». Прискилла упоминается и как принимающая в доме верующих, и как миссионерка (Деяния 18:1-3,17), а также как человек, взявший на себя инициативу (вместе с мужем) исправить богословские заблуждения Аполлоса (Деяния 18:26). Фива – диакониса (К Римлянам 16:1), а Лидия – женщина, торговавшая багряницей, обратившая свой дом в христианство (Деяния 16:14-15). Павел следует по стопам Иисуса, говоря о полном равенстве во Христе (К Галатам 3:28), хотя его упоминания о главенстве мужей и подчинении жен (К Ефесянам 5:22-23; К Колоссянам 3:18) указывают, что духовное равенство не упраздняет вообще половых отличий и разного положения мужчин и женщин в обществе.

Заключение. В Книге Откровение подводятся итоги двойственного образа женщины в Библии. С одной стороны, у нас есть женщина – Мать Мессии (Откровение 12:1-5) и Церковь (Откровение 12:17), непорочная Церковь, Невеста Христа (Откровение 19:7-8; 21:2), Царица небесная. Но если этот женский образ символизирует человечество в его лучших проявлениях, то символ зла – тоже женщина, ужасная блудница вавилонская, пьяная от крови святых и мучеников, не верящая во Христа (Откровение 1718). Тут же упоминается Иезавель, называющая себя пророчицей и призывающая слуг Христовых к блуду (Откровение 2:20-23). Здесь сливается много библейских образов женщины: женщина как мать, невеста, искусительница, отступница – лучшее и худшее, что есть в людях. Хотя некоторые библейские образы женщин довольно конкретны, духовный потенциал женщины к добру или злу таков же, как и у мужчины.

См. также: БЕСПЛОДИЕ, БЛУДНИЦА, ВДОВА, ВИРСАВИЯ, ВЛАСТОЛЮБИВАЯ МАТЬ, ЖЕНА, ДЕВА, ДЕВИЦА, ДОЧЬ, ЕВА, ИЗНАСИЛОВАНИЕ, КНИГА ЕСФИРЬ, КНИГА РУФЬ, МАРИЯ, МАТЬ, НЯНЬКА, ОБОЛЫЦЕНИЕ, ПРАРОДИТЕЛЬНИЦЫ В ОПАСНОСТИ, РОЖДЕНИЕ, ИСТОРИИ О РОЖДЕНИИ, СЕСТРА, ЦАРИЦА, ЧРЕВО.