ЖЕНА (WIFE) Словарь библейских образов

В библейском мире основная роль жены заключалась в поддержке и помощи мужу, как и основная роль мужа определялась его отношениями с женой. В рассказе о сотворении в Бытие 2 представлены взаимоотношения мужчины и женщины как мужа и жены, и понятно, что в дальнейшем тексте Библии этот рассказ фигурирует как история происхождения брака, а Адам и Ева – это прототипы мужа и жены.

Жены в Библии. Первая жена, Ева, была образована из тела своего мужа. Она была создана из его бока, или ребра. Само слово женщина – игра с двойным значением слова ребро, которое может означать «сторону» и даже «второе я» (Бытие 2:21-25). Основная роль жены в Библии определена с самого начала. Ева была сотворена как «помощник, подобный» Адаму (Бытие 2:20). Адам не полон, пока не появляется его жена. Поэтому он выражает свои чувства лирическим заявлением о том, что она – «кость от костей его и плоть от плоти его» (Бытие 2:23), указывая на основополагающее единство и тождество мужа и жены. По причине этого единства «оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей» (Бытие 2:24). Образ сексуальной связи дополняет картину: муж и жена становятся «одной плотью» (Бытие 2:24; см. также 1-е Коринфянам 6:16, где подтверждается, что эта фраза указывает на сексуальный союз).

В то время как жена и муж по сути идентичны и обладают одинаковым потенциалом духовного добра или зла, в истории Сотворения и грехопадения в начале Книги Бытие возникает дифференциация ролей. И мужчина, и женщина, сотворенные по образу Бога, должны «владычествовать» над творением (Бытие 1:26,28), но в последующей картине совместной жизни Адама и Евы жена предстает как вынашивающая детей (Бытие 3:16), а Адам – как трудящийся для содержания семьи (Бытие 3:17-19; см. также Бытие 18:6-7, где описано примерно такое же распределение обязанностей, когда Авраам и Сарра принимают трех небесных гостей). Соответственно, одна из основных ролей жены в Библии – это рождение детей, и большинство библейских жен – это в то же время матери.

Предполагается также, что жена – сексуальный партнер мужа, о чем говорит Павел в знаменитом отрывке: муж и жена должны удовлетворять сексуальные потребности друг друга (1-е Коринфянам 7:1-7). Следует вскользь заметить, что в данном месте ни жена, ни муж не представлены чем-то иным, кроме источника сексуального удовольствия. В Ветхом Завете этому отрывку соответствует Притчи 5:15-19, где говорится, что муж находит сексуальное удовлетворение в «жене юности своей, любезной лани и прекрасной серне». Однако в Библии сексуальная привлекательность – это не признак хорошей жены (хотя Песнь песней показывает нам, что не стоит пренебрегать естественным влечением мужчины и женщины друг к другу). В описании идеальной жены в Притчах говорится, что не стоит слишком много внимания уделять женской привлекательности (Притчи 31:30). А жены, которые описаны в Библии как идеальные супруги – Сарра, Ревекка, Руфь, Мария, – известны своим благословенным и добродетельным характером, а не физической красотой.

Что же на самом деле обозначает образ «помощника»? Сострадательная жена – это в буквальном (когда возникает такая ситуация) и метафорическом плане попутчик, сопровождающий своего мужа на жизненном пути. Она занимается моральным и религиозным воспитанием детей (Притчи 1:8; 6:20). Хорошая жена поддерживает мужа, «воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей» (Притчи 31:12). Среди добродетелей жены также присутствует покорность мужу (К Ефесянам 5:22; К Колоссянам 3:18; 1-е Петра 3:1,56). То, что жена «немощнее» мужа (1-е Петра 3:7), без сомнения, относится к физической силе и конституции, хотя по физической силе такие жены, как Ревекка (которая доставала из колодца воду для верблюдов слуги Авраама, Бытие 24:17-20), Руфь (которая собирала остатки урожая с раннего утра до полудня, Руфь 2:7) и жена из Притчи 31, вряд ли уступят своим мужьям.

Образ идеальной жены становится яснее при сравнении с ее противоположностью. Вместо того чтобы «воздавать... добром, а не злом», Ревекка вступает в длительное соревнование со своим мужем (а он, без сомнения, с нею), чтобы перехитрить его и устроить судьбу своего любимого сына. Жена прелюбодейка из Притчи 7:10-27 вступает в связь с другими мужчинами, когда ее муж уезжает по делам. Среди пороков жен можно перечислить брюзжание (Притчи 19:13; 27:15) и насмешки над мужем (Мелхола насмехалась над религиозным рвением Давида во 2-я Царств 6:20-23). Худшая жена из всех – Иезавель, которая управляет своим мужем и приводит его к физическому и духовному падению, сопротивляясь Божьему замыслу.

Сложная и преувеличенная картина идеальной жены содержится в восхвалении добродетельной жены в Притчах (Притчи 31:10-31). Прежде всего следует отметить, что портрет начинается и заканчивается обозначением роли жены как спутника своего мужа (Притчи 31:11-12,28), с упоминанием также о роли матери (Притчи 31:28). Она не только поддерживает мужа в его успехах (Притчи 31:23), но также прядет (Притчи 31:13,19), покупает продукты и готовит для семьи (Притчи 31:14-15), покупает и насаждает виноградник (Притчи 31:16), продает товары (Притчи 31:18), она сильна и энергична (Притчи 31:15,1718), участвует в благотворительной помощи слабым (Притчи 31:20), одевает семью (Притчи 31:21), сама хорошо одевается (Притчи 31:22), шьет и продает одежду (Притчи 31:24), обучает (Притчи 31:26), управляет домашним хозяйством (Притчи 31:27) и усердно трудится (Притчи 31:27, кульминация перечня положительных качеств жены – лаконичное замечание, что она «не ест хлеба праздности»). Такую жену восхваляет вся семья (Притчи 31:28), которая славит не только ее превосходный характер (Притчи 31:29), но и ее благочестие (Притчи 31:30).

В итоге, жены (как и мужья) могут быть либо хорошими, либо плохими. Прискилла вместе со своим мужем несет служение в церкви (Деяния 18:26; К Римлянам 16:3; 1-е Коринфянам 16:19). Руфь и Мария верны своим мужьям на жизненном пути. Авигея берет на себя инициативу и устраняет последствия неразумного поведения своего мужа (1-я Царств 25). Жены некоторых грешников пытаются давать им мудрые советы в переломные моменты жизни, как поступили жены Валтасара (Даниил 5:10-12) и Пилата (От Матфея 27:19), или стараются убедить их не поступать неразумно, как делает Астинь (Есфирь 1:12). Но жены могут и обманывать своих мужей, как Ревекка, жена Потифара и Далида, или быть неверными им, как жена Осии, или давать дурные советы, как жена Иова (Иов 2:9), или оказывать греховное влияние, как жены Соломона (3-я Царств 11:4), или поддерживать мужей в греховных действиях, как Сапфира (Деяния 5:1-11).

Метафорическое значение. В Библии образ жены может иметь и метафорическое значение. Принимая во внимание тесную связь между мужем и женой, библейские авторы неизбежно вспоминают об интимности отношений в браке, говоря об отношениях между Богом и Его народом. Сам Бог тоже говорит обо всех верующих как о Своей жене. Осия описывает близость отношений между Яхве и Его женой-прелюбодейкой, Израилем. Собственная жена Осии, Гомерь, бросила его так же, как Израиль бросил Господа, Своего мужа, ради духовного прелюбодеяния и поклонения идолу Ваалу. Осия ярко описывает последствия неверности Израиля: «Нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания» (Осия 4:1). Очень эмоционально Осия описывает безграничную любовь Яхве к Своему народу. Израильтяне решили отвернуться от Бога, но Он тоскует по ним: «Как поступлю с тобою, Ефрем?» (Осия 11:8). Завершающая часть пророчества напоминает любовную песнь из Песни песней. Яхве, как муж, обещает Своей супруге «уврачевать отпадение их» и «возлюбить их по благоволению» (Осия 14:5).

Иеремия тоже использует метафору Израиля как жены, когда призывает народ помнить о верности своей юности и возобновить завет со своим мужем, Яхве (Иеремия 2:2; 3:14; 31:32). Исаия также говорит о страстной, непрекращающейся любви Бога, о Его привязанности к Своему народу с помощью свадебных образов. Он провозглашает о намерениях Бога в торжественных выражениях: «Твой Творец есть супруг твой... Как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена» (Исаия 54:5-6). Опять же, в искупленном будущем, Сион «не будут уже называть... “оставленным”», но «будут называть тебя: “Мое благоволение к нему”, а землю твою – “замужнею”, ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается» (Исаия 62:4).

Метафора брака развивается и в Новом Завете, где Церковь изображена как Невеста Христова. Обращаясь к ефесской церкви по вопросу христианского брака, апостол Павел велит мужьям «любить своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее... чтобы представить ее Себе славною Церковью» (К Ефесянам 5:25-27). В завершение Павел вторит словам Бытие 2:24 (где говорится, что двое станут «одной плотью»), явно имея в виду Христа и церковь: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (К Ефесянам 5:32). Кульминация библейского образа Божьего народа как Его жены приходится на Книгу Откровения, где невеста Агнца «украшена для мужа своего» (Откровение 21:2,9). Она будет счастливо жить со своим мужем во дворце, сверкающем Драгоценными камнями.

См. также: БРАК, ВДОВА, ВЛАСТОЛЮБИВАЯ МАТЬ, ЖЕНА, ДОМ, ЖЕНЩИНА, МУЖ, ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, РЕБЕНОК, СЕМЬЯ, ТИРАНИЧЕСКИЙ ОТЕЦ ИЛИ МУЖ.