ЖЕЛЕЗО (IRON) Словарь библейских образов

Пониманию образов металлов в Писании помогает история развития плавильного производства. В тексте содержатся лишь намеки на переход от каменных к медным и бронзовым орудиям труда (Исход 4:25; Иисус Навин 5:2; ср. Бытие 4:22), а вот переход от бронзы к железу служит как бы задним планом борьбы Израиля за независимость от угнетавших его соседей, бдительно следивших за сохранением монополии кузнечного производства посредством заключения договоров с кланами кузнецов (Книга Судей 4:17 {«Кенеян»}; ср. Бытие 4:22).

Надежное железное оружие не теряло остроты, притупляя или даже деформируя бронзовый меч. Превосходство железного оружия неоднократно ставило израильтян в невыгодное в военном отношении положение. Даже их сельскохозяйственные орудия требовали дорогостоящего ухода и ремонта у филистимлян (1-я Царств 13:20-21). Войдя в землю, израильтяне на первом этапе полностью зависели от хананеев в плане приобретения железных изделий (1-я Царств 13:19-22). По экономическим и мистическим причинам находившиеся под контролем филистимлян ремесленники ревниво оберегали свои производственные секреты, и «кузнецов не было во всей земле Израильской, ибо Филистимляне опасались, чтобы Евреи не сделали меча или копья» (1-я Царств 13:19). В песни Деворы колена показаны невооруженными крестьянами (Книга Судей 5:7-8). Недостаток оружия со всей очевидностью препятствовал попыткам Саула добиться независимого положения (1-я Царств 13:22). Военные успехи Давида основывались отчасти на наличии большего количества оружия (2-я Царств 12:31). Неясное происхождение еврейского слова barzel «железо», указывает на его заимствование вместе с технологией производства.

В символическом смысле железо связывалось с несколькими представлениями. Во-первых, будучи самым твердым среди известных в то время металлов, оно символизировало наивысший уровень технологического прогресса. Хотя производство железа в конечном счете стало достаточно распространенным явлением, тем не менее сохранялись определенные ограничения, препятствовавшие более широкому распространению: затруднялся доступ к ревностно охраняемым секретам, залежам руды, технологическим знаниям и овладению достаточно высоким уровнем мастерства. Как уже упоминалось, кузнецы тщательно оберегали свои секреты от посторонних. Тайна и магические действия, окружавшие выплавку железа, особенно высокие температуры и контроль качества, необходимые при производстве железных изделий, делали кузнецов кудесниками и первосвященниками технологического процесса, а также первостепенным фактором при разработке любых планов в борьбе за независимость или военной экспансии.

Мистическое представление о железе сохранялось и в позднем иудаизме; так считалось, что имена жен Иакова обладают магическими лечебными свойствами по связыванию злых духов, так как их начальные буквы составляют слово brzl – «железо» (Валла, Рахиль, Зелфа, Лия). Укрытие железа в земле Иов приводит в качестве примера непостижимой божественной мудрости (Иов 28:2). Используя мистическую символику железа, Иеремия отмечает, что «грех Иуды» написан железным резцом (Иеремия 17:1), имея тем самым в виду, что твердость материала (пророк сравнивает его с алмазным острием) способствует неизменности написанного (ср. Иов 19:24). Страх перед железными колесницами (Иисус Навин 11:6; 17:18; Книга Судей 1:19; 4:3, 13) основывался отчасти на их действительной эффективности в бою и отчасти на символическом технологическом преимуществе их неуязвимых составных частей, то есть на преимуществе, которое Израиль одно время отрицал. Тайна производства изделий из железа, тот парадоксальный факт, что ударами тупого железного молотка можно сделать другой железный предмет острым, послужили основанием для поговорки: «Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего» (Притчи 27:17) – в которой подразумевается, что взаимодействие равных по силе мыслительных способностей производит острый, как бритва, ум и проницательность.

Во-вторых, железо символизировало силу и прочность. Сила бегемота выражается среди прочего в том, что «кости у него, как железные прутья» (Иов 40:13), а левиафана – в том, что «железо он считает за солому» (Иов 41:19). Закованному в железо убежать невозможно (Псалтирь 106:10). «Железный столб» (Иеремия 1:18) символизирует непреодолимую силу, а «жилы железные» обозначают упорное нежелание покаяться (Исаия 48:4). Железный жезл служит символом твердого и сурового правления (Псалтирь 2:9; Откровение 2:27; 12:5; 19:15). В том же духе жестокая засуха сравнивается с небом, как медь, и с землей, как железо (Вт. 28:23; см. также Левит 26:19).

Наконец, сравнительная ценность металлов играет важную роль в описании Даниилом четырех мировых империй при истолковании сна Навуходоносора (Даниил 2:41). Хотя в этом ряду железо обладает наименьшей ценностью, оно превосходит другие металлы по прочности, в которой подразумевается управление без религиозных ценностей и культурных достижений, основанное на силе и непреклонной воле. Равным образом, «железные зубы» в видении Даниила символизируют безжалостность и жестокость (Даниил 7:19). Ужасы войны Амос изображает с помощью образа «железных молотил» (Амос 1:3).

См. также: БРОНЗА, КОЛЕСНИЦА, МЕЧ, ОРУЖИЕ.