ЖЕЗЛ, ПОСОХ (ROD, STAFF) Словарь библейских образов

В современных переводах Библии образы жезла и посоха используются до некоторой степени как взаимозаменяемые. Можно выделить шесть основных категорий: посохи путников; прутья, которые использовал Иаков при разведении скота; средства дисциплинарного воздействия или наказания; орудия труда пастухов; символы власти и чудесные жезлы Моисея и Аарона.

Посох – обычный библейский термин для обозначения трости ходока, по всей видимости, посох использовался повсеместно в Древнем мире. Поэтому он служил образом путника, символизировавшим кочевой образ жизни и опасность, связанную с хождением по дорогам (посох использовался как опора для уставшего человека и как оружие). Для выражения мысли о своем статусе странника Иаков избрал образ посоха: «...ибо я с посохом моим перешел этот Иордан» (Бытие 32:10). Во время первой пасхи готовность народа двинуться в путь выразилась в призыве есть пасхальную трапезу так, чтобы были «чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностию» (Исход 12:11). Желая продемонстрировать революционный характер ученичества, Иисус отправил учеников без обычных принадлежностей, необходимых в пути, – «ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха» (От Матфея 10:10; ср. От Луки 9:3), – подтвердив тем самым, что посох был общераспространенной в библейском мире принадлежностью путника.

При ходьбе в посохе особенно нуждались пожилые люди, и хотя мы вполне обоснованно связываем посох с немощностью, любопытный поворот темы просматривается в изумительной уличной сцене в Захария 8:4, где в описании старцев и стариц, сидящих на улицах Иерусалима, «каждый с посохом в руке», отражается положительная ассоциативная связь и благословение долгой жизни в мирном царстве (см. СТАРОСТЬ). На посох как образ паломничества, в значительной степени постбиблейский, есть всего одно указание в Библии – умирающий Иаков, благословляя своих детей, «поклонился на верх жезла своего» (К Евреям 11:21), что символизировало, по-видимому, его жизнь странника и пришельца, стремившегося «к лучшему, то есть, к небесному» (К Евреям 11:16).

Ветви деревьев в качестве своего рода жезлов связаны с экспериментами Иакова в области животноводства (Бытие 30:37-42). Полагая, что при зачатии перед прутьями у овец и коз будет появляться потомство с крапинами и пятнами, Иаков клал перед спаривавшимися животными ветки с вырезанными полосками. (В Бытие 31:10-12 показан момент, когда Иаков осознал, что истинной причиной успеха была вовсе не его хитрость.)

Жезл использовался также для наказания непослушных детей, рабов, безрассудных или неподобающим образом ведущих себя взрослых. Этот образ около дюжины раз (девять из которых приходятся на Книгу Притчей {«розги», «бич»}) относится к наказанию, налагавшемуся человеческими властями, и четыре раза к угнетению Израиля иноземными народами (Исаия 9:4; 10:24; 14:29; Михей 5:1). Павел спрашивает коринфян, должен ли он прийти к ним «с жезлом» (в духе гнева и осуждения) или «с любовью и духом кротости» (1-е Коринфянам 4:21). Наказание, гнев или власть Бога связываются с жезлом более десяти раз, большинство из которых встречается в Книге Исаии и в Откровении. В этих случаях жезл становится образом крайнего ужаса, когда, например, Бог изображается поражающим непокорных земных царей «жезлом железным» (Псалтирь 2:9; ср. Откровение 2:27; 19:15) или когда Бог Сам говорит о «жезле гнева» и «биче негодования» Своего (Исаия 10:5).

Но посох и жезл могут быть также образами утешения, защиты и безопасности. Это в особенности относится к пастушескому жезлу и посоху. Одним из таких инструментов был посох, который привязывали к шее или к животу овец, чтобы вытаскивать их из оврагов, а также посох использовался, чтобы считать овец, когда они возвращались в загон (Левит 27:32; Иезекииль 20:37). Другим «посохом» или «жезлом» была дубинка, служившая оружием защиты от нападения хищников. Особую выразительность картине придает деталь в Псалтирь 22, когда автор говорит, что в долине смертной тени, месте с глухими оврагами, где подстерегают хищники, «не убоюсь зла... Твой жезл и Твой посох – они успокоивают меня» (Псалтирь 22:4).

Жезл или посох в руках вождя могут также символизировать власть, подобно царскому скипетру. Во время странствий Израиля по пустыне Бог однажды сказал Моисею: «Возьми жезл и собери общество» (Числа 20:8), и Моисей затем ударил по скале, из которой потекла вода (Числа 20:11; ср. Исход 17:5-6). В Книге Откровение Христос показан Тем, Кому «надлежит пасти все народы жезлом железным» (Откровение 12:5).

См. также: ЖЕЗЛ ААРОНА.