ЗНАМЯ (BANNER) Словарь библейских образов

Знамя – это стяг или вымпел, прикрепленный к концу древка. В ходе истории знамена выполняли три основные функции: для демонстрации определенной принадлежности какой-то группы людей, для выражения прав на какую-то территорию и для придания какому-либо событию характера праздника. Знамена служат символами сплочения – физического и/или эмоционального.

В Библии содержится менее десятка прямых упоминаний о знаменах, и почти во всех случаях они связаны с военными действиями. Чаще всего знамя победы ассоциируется с Богом. Самый первый пример тому – Исход 17:15-16, когда Моисей, празднуя победу над амаликитянами, устроил жертвенник, назвал его «Иегова Нисси» (Господь знамя мое) и сказал: «Рука на знамени Господа» {«рука на престоле Господа»}. В псалмах тоже именно Бог дарует знамя Своему народу (Псалтирь 59:6), именно Он одерживает победу, и «во имя Бога нашего» поднимается знамя (Псалтирь 19:6). Свое пророчество о разрушении Иерусалима Иеремия предваряет заявлением: «Возвестите и разгласите между народами, и поднимите знамя, объявите, не скрывайте» (Иеремия 50:2), – как воин, смело водружающий знамя в знак овладения вражеской территорией.

Остальные случаи употребления слова знамя встречаются в Песни песней. Рассказ Суламиты о том, как Соломон вводит ее во дворец, приобретает триумфальную тональность в словах: «Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною – любовь» (Песни Песней 2:4). Здесь знамя служит символом одновременно праздника и заявления о праве на собственность. Для придворных и военных один из самых впечатляющих и волнующих образов – зрелище войска, марширующего с развернутыми знаменами. Это придает эмоциональную окраску заявлению возлюбленного, что у его любимой красота «грозная, как полки со знаменами» (Песни Песней 6:4,10).