ЗЛОДЕЙ (VILLAIN) Словарь библейских образов

Архетипический злодей прежде всего отличается тем, что творит зло. Так как формы зла в этом греховном мире весьма разнообразны, перечень конкретных видов злодеев увеличивается. Это могут быть забияки, блудники, прелюбодеи, соблазнители и насильники. Это могут быть искусители, предатели, воры, убийцы, мучители и обманщики. Или же это могут быть богохульники, трусы, лентяи, лицемеры, пьяницы, жадины, хвастуны, заблудшие грешники и насмешники. Возникает впечатление, что не нужно особо стараться, чтобы стать злодеем. Для того чтобы быть таковым, достаточно поддаться злу; но моральных ошибок добродетельных в основном людей недостаточно, чтобы считать их злодеями. Термин злодей указывает также на функции данного персонажа в истории: он противостоит положительным героям и совершает большую часть злодеяний.

Большинство злодеев относится к определенным типам характеров, но в Библии есть и персонажи, которых можно назвать «злодеями вообще». Среди них: Каин, братья Иосифа, жители Содома и фараон исхода, а также Аман, Голиаф, Ахав и Иезавель, Иуда Искариот, Ирод, фарисеи и силы зла из Книги Откровение. Помимо этих злодеев в общем плане, мы можем выделить также отдельные группы злодеев подобно тому, как они систематизированы в «Аде» у Данте.

Одна из групп совершает в основном злодейства сексуального характера. Сюда относятся блудницы, например, Раав, Далида и блудницы из Пр. 1 – 9 (см. БЛУДНИЦА), а также соблазнительницы (см. ОБОЛЬЩЕНИЕ), такие как жена Потифара (Бытие 39:7-17) и женщина, соблазняющая наивного молодого человека в Пр. 7, или дочери Лота, которые напоили своего отца, чтобы вступить с ним в кровосмесительную связь (Бытие 19:30-38). Из мужчин сюда можно отнести таких прелюбодеев, как Давид (2-я Царств 11:2-5) и человек, который ждет сумерек и переодевается, прежде чем выйти (Иов 24:15), Иуда (Бытие 38:12-19) и Амнон (2-я Царств 13), охотники за женщинами, извращенцы, вроде мужчин Содома (Бытие 19:4-10), и мужчины вроде Самсона (Книга Судей 16:1), которые пользуются услугами блудниц. Нет сомнений, это люди, совершающие дурные поступки. Предатели во все времена считались злодеями. Самый знаменитый в истории предатель – Иуда Искариот. К числу предателей можно отнести Авессалома, который пытается отнять у отца царство (2-я Царств 15:1-12), и других друзей Давида, предавших его (2-я Царств 15:30-31; 16:5–14). Неудивительно, что в Псалтирь 40:10 Давид особо жалуется на предательство «человека мирного... на которого я полагался, который ел хлеб мой».

Не менее отвратительны в глазах мира убийцы. Мало того, что убийство само по себе – грех; убийцы известны своим жестокосердием. Примеры убийц: Каин (Бытие 4:1-16), Давид (2-я Царств 11:14-25), Иаиль (Книга Судей 5:24-27); жители Гивы, которые насилуют до смерти наложницу левита (Книга Судей 19:22-28); Иезавель и Ахав (3-я Царств 21). Жестокость проявляется еще сильнее в историях о неоднократных убийствах: Самсон убивает тридцать филистимлян, чтобы взять их одежду (Книга Судей 14:19), Авимелех убивает семьдесят братьев (Книга Судей 9:5), а Порам убивает всех своих братьев (2-я Паралипоменон 21:4).

Злодеи, подобные убийцам, – гонители и мучители. Главные мучители в библейской истории – солдаты и иудеи, которые истязают Христа во время суда и распятия. Гонения также играют важную роль в истории ранней христианской церкви, главным врагом которой сначала являлся Павел, как описывается в Книге Деяний, в числе гонителей были многие иудеи. В эсхатологических речах Иисуса упоминается много жестоких преследований. Гонители в Ветхом Завете – это фараон и надсмотрщики времен исхода, а также цари, которые притесняли пророков. Гонения в их крайней форме приводят к убийствам, как в случае с указом фараона об уничтожении всех иудейских новорожденных мужского пола, а также в случаях с избиением младенцев Иродом и побиением Стефана камнями.

К злодеям можно отнести и тех, кто запугивает или угнетает более слабых. Это тиран, тиранический отец/муж и властолюбивая мать/жена. В псалмах жалобы есть яркие картины, которые, отчасти преувеличенно и метафорически, изображают угнетателей, преследующих своих жертв и желающих уничтожить их (напр., Псалтирь 9:24-32; 93:4–7). Архитипический искуситель или искусительница (см. ИСКУСИТЕЛЬ) также пытается осуществить насилие над жертвой.

Еще одна группа злодеев – те, кто ведет себя нечестно. Сюда относятся воры, плуты, разбойники, лицемеры, обманщики (Авраам и Исаак обманывали иноземных царей, выдавая жен за сестер; Иаков обманом получил благословение у Исаака; братья Иосифа сказали отцу, что дикий зверь убил Иосифа) и лжецы (Пр. 6:17; 12:22). Лжесвидетели в особенности подвергаются критике в Библии (Исход 23:1; Вт. 19:18; Пр. 6:19; 12:17; 14:5, 25; 19:5, 9; 21:28; 25:18); повествования, где говорится о лжесвидетельстве, – это неправедный суд над Навуфеем (3-я Царств 21) и Иисусом (От Матфея 26:59-60; От Марка 14:57). Неправедные судьи, в том числе те, которые берут взятки (около дюжины упоминаний), – это тоже злодеи, в особенности в глазах пророков Ветхого Завета (Исаия 5:23; Иезекииль 22:12; Амос 5:12; Михей 7:3). Если основная характеристика таких обманщиков – желание завладеть чем-то для личной выгоды нечестными способами, то мы можем отнести к этой группе и бунтовщиков, пытающихся завладеть тем, что не принадлежит им по праву (см. БУНТ).

Некоторые отрицательные персонажи виновны в том, что грешат языком. Сюда относятся люди со «зловредным» языком или устами (Пр. 10:31–32), льстецы (2-я Царств 15:4-5; Псалтирь 5:10; Пр. 26:28; 27:6; Иезекииль 33:31; К Римлянам 16:18) и те, чьи речи «нежнее елея, но они суть обнаженные мечи» (Псалтирь 54:22). Сюда мы также можем отнести бахвалов или хвастунов (примерно двадцать пять упоминаний о похвальбе в отрицательном смысле, не считая Голиафа), а также богохульников (около сорока упоминаний), злоязычных (Пр. 10:19), сплетников (Пр. 20:19) и ворчливых супругов (Пр. 19:13; 21:9, 19; 25:24; 27:15–16).

К отрицательным персонажам относятся не только те, кто совершает греховные поступки, но и те, кого можно назвать греховно бездействующими. Пример этого – трусы. Трусливо вели себя следующие персонажи Библии: Авраам, когда не стал признаваться в том, что Сарра – его жена; двадцать две тысячи человек, которые покинули армию Гедеона, когда им представился шанс (Книга Судей 7:3); десять лазутчиков, которые испугались жителей Ханаана (Числа 13:27-33); Барак, боявшийся один идти на битву (Книга Судей 4:8-9); Моисей и Гедеон, которые не хотели становиться вождями (Исход 34; Книга Судей 6:11-40); Петр, отрекшийся от Иисуса; Пилат, который был слишком слаб, чтобы сопротивляться обвинившим Иисуса иудеям; нерадивый слуга из притчи Иисуса о талантах (От Матфея 25:24-26). Ленивый или беспечный человек, осуждаемый в Книге Притчей, также виновен в воздержании от определенных действий (Пр. 6:6–11; 13:4; 19:15, 24; 20:4; 24:30–34; 26:13–16). К этой же категории можно отнести невежественных людей или простаков (Пр. 1:24– 32; 14:15; 22:3; 27:12). Сложный библейский образ безумца (см. ГЛУПОСТЬ) обрисован так полно, что мы можем ясно представить себе эту неприятную, по сути пустую личность, охарактеризованную не столько совершением каких-либо злодеяний, сколько тем, что этот человек не совершил. Архетипический неверующий в Библии, подобно сомневающемуся Фоме (От Иоанна 20:24-29), виновен в том, что не откликается на призыв к вере.

Еще одна категория злодеев характеризуется своим безнравственным поведением. Сюда относятся пьяницы: пример злоупотребления вином в Пр. 23:29–35; Ной, лежащий пьяным в своем шатре (Бытие 9:21); пьяный Лот, согласившийся на кровосмесительную связь со своими дочерьми (Бытие 19:30-38); Навал и Артаксеркс, в нетрезвом виде выходящие из себя (1-я Царств 25:36; Есфирь 1:10-13). Хвастуны ведут себя похоже, например, Голиаф и Самсон.

Последняя категория библейских злодеев – это люди, грех которых заключается в неспособности соответствовать своему положению. Например, заблудший ребенок, присутствующий в Книге Притчей и наиболее ярко описанный в запоминающейся притче Иисуса о блудном сыне, не слушается наставлений своих родителей. Лжепастырь покидает своих овец, когда его присутствие особенно необходимо (От Иоанна 10:12-13). Немногие библейские злодеи подвергаются такому суровому осуждению, как ложные или нерадивые религиозные вожди, не выполняющие своих духовных обязанностей; их типичные примеры: лжепастыри из Иезекииль 34 и фарисеи из евангелий (см. особенно От Матфея 23, а также многочисленные упоминания о «лжеучителях» в Новом Завете).

В основе всех этих конкретных типов злодеев лежит одна фигура – архетип грешника. В христианском богословии, а также в литературном и народном воображении его прототипами являются Адам и Ева, люди, не послушавшиеся Бога. Все злодеи Библии – вариации на тему первоначального образа.

Тип злодея играет в Библии важную роль по двум причинам. В истории должен быть антагонист, который противостоял бы главному герою и, так как большинство главных персонажей – это, по сути, герои, Библия неизбежно содержит запоминающуюся галерею злодеев. Во-вторых, Библия – это книга, в которой много говорится о человеческой греховности, а греховность, воплощенная в конкретной форме, принимает облик злодея. Для того чтобы представить себе краткий список возможных злодеяний, достаточно прочесть несколько отрывков из посланий (К Римлянам 1:30-31; К Колоссянам 3:5-9; 2-е Тимофею 3:2-9).

См. также: БЛУДНИЦА, БЛУДНЫЙ СЫН, ВЛАСТОЛЮБИВАЯ МАТЬ, ЖЕНА, ГОНЕНИЯ, ГРАБЕЖ, ИЗНАСИЛОВАНИЕ, ИСКУСИТЕЛЬ, ЛЕНИВЕЦ, ЛИЦЕМЕР, НАСМЕШКА, ОБОЛЬЩЕНИЕ, ОПЬЯНЕНИЕ, ПЛУТ, ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ, ПЬЯНИЦА, ПЫТКА, САТАНА, ВОР, ТИРАН, ТИРАНИЧЕСКИЙ ОТЕЦ ИЛИ МУЖ, УБИЙСТВО, ФАРАОН, ХАРАКТЕРНЫЕ ПЕРСОНАЖИ.

ЗЛЫЕ ДУXI. См. БЕСЫ.