ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ (EARTHQUAKE) Словарь библейских образов

В восточном Средиземноморье землетрясения случаются нередко. Это природное явление, приводящее к разрушениям и человеческим жертвам, происходит в результате периодических смещений земной коры в районе сложной системы разломов, когда афроаравийский тектонический слой постепенно сжимает евразийский. В Палестине наиболее опасная в этом отношении зона проходит по руслу реки Иордан, где аравийский тектонический слой соприкасается с африканским, на котором расположена Палестина. В данном случае мы имеем дело с упрощенным вариантом того положения, в котором находится прибрежная Калифорния. Другими опасными в сейсмическом отношении районами являются Изреельская долина и южная Турция. Важной отличительной чертой Писания можно считать неприятие мифологического объяснения землетрясений.

В некоторых рассказах о землетрясениях излагаются просто исторические факты, которым придается очень мало или вообще не придается символического значения (Амос 1:1; ср. Захария 14:5; Деяния 16:26). Но в большинстве случаев, особенно в поэтических частях Библии, в землетрясения вкладывается большой символический смысл. Землетрясение в Библии часто рассматривается как прямое проявление Божьей силы. Самый яркий пример тому мы видим, пожалуй, в случае, когда Бог дал Свой закон на горе Синай (Исход 19:18). В своих поэтических описаниях исхода позднейшие авторы подчеркивают именно это событие (Псалтирь 67:9; 76:19; 113:4–7) и его значение ставят на первое место в рассказе об исходе в целом. У Матфея взаимосвязь между землетрясением при распятии Иисуса и разрывом завесы в храме (От Матфея 27:51) имеет не просто физический причинно следственный характер: в ней выражается глубокий символический смысл. 3авет, заключенный у горы Синай, закончился. В Откровении по крайней мере некоторые образы землетрясений соотносятся с синайским.

Образы землетрясений всегда связываются с Божьими делами, но конкретный смысл бывает разным. В некоторых случаях они служат для показа образа Бога, отправляющегося на битву (Книга Судей 5:4; Псалтирь 67:8-9; Иоиль 2:10-11; Михей 1:4; см. НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ). Другие землетрясения связываются с богоявлением, явлением Бога миру (Псалтирь 96:4-5; 98:1; Исаия 64:2-3). Если и есть какая-то символика в землетрясении при воскресении Христа, когда от входа в гроб отвалился камень (От Матфея 28:2), то она принадлежит к этому ряду. Множество раз сотрясения земли (часто сопровождающиеся ветром и огнем) происходят во время Божьего суда над народами или нечестивыми (Исаия 13:13; 24:18–20; 29:6; Иеремия 10:10; Иезекииль 26:18; 38:19–20; Иоиль 3:16; Наум 1:5-6). В связи с этим слова в 3-я Царств 19:11 могут иметь символическое значение: это время Божьего суда.

Связью землетрясений с самораскрытием Бога объясняется заметное присутствие этого образа в апокалиптической литературе. Автор Послания к евреям, ссылаясь на Аггей 2:6, пишет о конечном потрясении неба и земли (К Евреям 12:26-27). В Откровении тоже есть ряд упоминаний о землетрясениях, перекликающихся с другими местами Писания (Откровение 8:5; 11:13,19; 16:18–20). Тот факт, что семь церквей в восточной Турции располагались в сейсмоопасной зоне (Jlaoдикия, Сардис и Филадельфия пострадали от сильного землетрясения в 17 г. по P. X., а в Лаодикии большие разрушения повторились в 60 г.), несомненно, способствовал восприятию этой символики первыми читателями.

Землетрясения напоминали людям тогда и продолжают напоминать сейчас, что единственным надежным основанием служит Сам Бог. Неустойчива даже земля. Они указывают на то, что однажды явлением Христа во славе Бог потрясет все человеческие царства (Захария 14:4).

См. также: КОСМОЛОГИЯ, ТЕОФАНИЯ.

Библиография: R.J. Bauckham, «The Eschatological Earthquake in the Apocalypse of John», Nov T 19 (1977) 224–233.