ЗАЩИТА (PROTECTION) Словарь библейских образов

Образ защиты встречается в Библии гораздо чаще, чем можно было бы судить по десятку случаев употребления самого слова в Синодальном переводе. Основным источником этого образа служат псалмы.

Для начала можно отметить слова, связанные по смыслу с защитой. К ним относятся стеречь, сохранять (Неемия 4:9; Псалтирь 11:8; От Иоанна 17:12 NRSV), покровительствовать(Псалтирь 5:12), избавлять (Псалтирь 58:2; 90:15) и укрывать (Псалтирь 15:1; Исаия 30:2 [здесь можно было бы привести и другие примеры]). Каждое из них множество раз соотносится с понятием защиты, хотя само слово «защита» может не употребляться. Другой важный момент, на который следует обратить внимание, заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев защита в Библии связывается с Богом.

Учитывая, что в образе защиты подразумевается нечто, угрожающее человеку, мысль о ней часто выражается в образе покрытия. Мы неоднократно читаем об укрытии в «тени крыл [Бога]» (Псалтирь 16:8; 56:2), в «скинии [Бога] в день бедствия» (Псалтирь 26:5) и «под покровом лица Твоего» (Псалтирь 30:21).

Другая группа образов Божьей защиты связана с военной тематикой. Например, Бог противостоит врагам псалмопевца и избавляет его мечом (Псалтирь 16:13-14). Когда враги псалмопевца клевещут на него, Бог внезапно поражает их стрелой (Псалтирь 63:8). Бог – «крепость» (Псалтирь 26:1), «крепость моя и щит мой» (Псалтирь 27:7). Он – «каменная твердыня» (Псалтирь 30:3) и надежное укрытие (Псалтирь 30:21). Его ангел «ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Псалтирь 33:8).

Псалмы защиты. На мотиве Божьей защиты уповающих на Него построены несколько псалмов. Небольшое классическое произведение на эту тему представляет собой Псалтирь 90. Здесь Божья защита изображается как кров, сень, прибежище и крепость, как защита от сети ловца, как птица, оберегающая птенцов своими крыльями и перьями, как щит и ограждение. Кроме того, мы видим выразительные, гиперболические образы защиты на поле битвы («Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя», Псалтирь 90:7), невосприимчивости к заразным болезням и защиты от больших и малых опасностей в пути. Божья защита подчеркивается такими словами, как «охранять», «избавлять», «услышать... в скорби».

К той же категории принадлежит Псалтирь 120, в котором выражается вера путника в Божью защиту от опасностей, связанных с паломничеством. Здесь защита изображается с помощью почти осязаемых образов. От Бога исходит «помощь», и Он «не даст поколебаться ноге твоей». Бог – «хранитель» и «сень твоя с правой руки твоей», поэтому «днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью». Кроме того, Бог «сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою». Полнота Божьей защиты подчеркивается использованием еврейского меризма (указания на крайние точки, при котором одновременно подразумевается и все пространство между ними): Бог «будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек».

Еще один прием – изображение впечатляющей картины опасности и ужаса как фона для уверенности человека, уповающего на Божью защиту. Псалтирь 45 начинается с краткого перечисления природных катаклизмов – землетрясение, бурные волны, разрушения. Затем на фоне этих разрушений появляется Бог, изображенный как Победитель, способный уничтожить само оружие противников, и как Господь «сил» небесного воинства.

Рассказы о защите. Божья защита описывается также в форме коротких рассказов. В нескольких псалмах, например, используется мотив Божьей чудесной защиты Своего народа от угроз со стороны вражеских сил (Псалтирь 45:5-8; 47:5–9). Есть также истории, в которых невидимый (или видимый) Бог чудесным образом вмешивается в ход событий для защиты человека или народа от казалось бы неминуемой погибели. Упрямая ослица, например, спасла Валаама, отказавшись идти дальше по дороге навстречу ангелу с обнаженным мечом (Числа 22:21-35). Когда Елисея и его слугу окружила сирийская армия в Дофаиме, Бог наполнил гору конями и колесницами огненными, после чего, в ответ на молитву Елисея, поразил врагов слепотой и привел в Самарию (4-я Царств 6:11-23), по аналогии со слепотой, поразившей жителей Содома и Гоморры и спасшей Лота и его ангельских посетителей от рвавшихся в дверь людей (Бытие 19:11). Бог защитил также Самарию от осаждавшей ее ассирийской армии, сделав так, что ассирийцам послышался шум наступающего войска и они покинули свой стан (4-я Царств 7). Ангел Господень для защиты Иерусалима убил ночью 185 000 воинов ассирийского царя Сеннахирима (4-я Царств 19:35-36). К этому можно добавить пережитое Павлом по пути в Рим кораблекрушение, когда Бог спас жизнь всех, кто находился на борту (Деяния 27), с последующим эпизодом избавления Павла от смерти, когда его ужалила змея на острове Мальта (Деяния 28:1-6).

Заключение. В библейских образах и историях защиты подчеркиваются две важнейшие темы Писания: слабость и уязвимость человека и Божье всемогущество и сострадание к человеческим горестям.

См. также: ГОРОД, ДОСПЕХИ, КРЕПОСТЬ, НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ, СЛАБОСТЬ, СТЕНА, УБЕЖИЩЕ.