ЗАПУСТЕНИЕ, ПУСТОШЬ, ПУСТЫНЯ (WASTELAND) Словарь библейских образов

Пустыня – это пустынное место, обычно жаркое и засушливое. Образ этот ассоциируется со смертью, упадком и гибелью, а также с ужасом и угрозой для жизни. Слова «пустыня», «запустение» и «пустошь» встречаются в Библии около пятисот раз, причем много раз по отношению к опустошенным городам. Подавляющая часть упоминаний приходится на Книги Исаии, Иеремии и Иезекииля, и все случаи упоминания «пустоши» встречаются в Ветхом Завете.

В Библии пустыня – покинутое и заброшенное место, где отсутствуют жизнь, вода, цивилизация и растительность. Это место не для людей, они там погибнут (Иов 6:18), но оно подходит для диких ослов (Иов 24:5; 39:5–6; Исаия 32:14) и пустынных шакалов (Малахия 1:3). Это засушливое место (Иов 38:27; Иеремия 12:11), с соляными почвами и ямами (Иов 39:6; Софония 2:9). Это заброшенные виноградники (Исаия 5:6; Иеремия 12:10-11), где растут только волчцы, тернии и сорняки (Исаия 5:6; Софония 2:9).

Прежде чем мы дойдем до образа апокалиптических пустынь, следует поговорить о пустыне Ветхого Завета, через которую Бог вел израильтян. Она описывается как «пустыня великая и страшная, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды» (Вт. 8:15), и как «степь печальная и дикая» (Вт. 32:10). В поэтических книгах мы читаем о пустыне в более общем плане – о «пустыне, где нет пути», в которой Бог заставляет блуждать вождей народа (Иов 12:24); о том, что Бог посылает дождь, «чтобы насыщать пустыню и степь» (Иов 38:27); о «пеликане в пустыне», с которым сравнивает себя автор псалма (Псалтирь 101:7); и о плодородной земле, которую Бог превратит «в солончатую за нечестие живущих на ней» (Псалтирь 106:34).

Но прежде всего в Библии образ пустыни связан с апокалиптическими видениями Божьего суда над грешным миром и непокорным народом завета. Здесь мы находим видения о городах, которые «останутся без жителей» (Исаия 6:11); о землях, ставших «пустынею», и городах, что «сожжены, без жителей» (Иеремия 2:15; см. также Иеремия 4:7; 7:34). Бог предсказывает: «Опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера» (Исаия 42:15). Мы также видим пастбища, которые «выжжены, так что никто там не проходит, и не слышно блеяния стад: от птиц небесных до скота – все рассеялись, ушли» (Иеремия 9:10; ср. Иеремия 9:12). В Книге Иезекииля двадцать пророчеств о пустыне, и в малых пророках приводятся запоминающиеся образы запущенных виноградников и смоковниц (Осия 2:12; Иоиль 1:7; Амос 4:9).

Идею пустыни в Новом Завете передает греческое слово eremos, «пустое место», и соответствующее ему erimosis. Последнее появляется в пророчестве в От Луки 21:20, которое следовало бы перевести так: «Тогда знайте, что приблизилось его [Иерусалима] превращение в пустыню» (см. пар. От Матфея 24:15 и От Марка 13:14). Кроме того, эта идея может заключаться (в глагольной форме) в некоторых апокалиптических текстах (напр., От Матфея 12:25; От Луки 11:17; Откровение 17:16; 18:17, 19). В Откровении идея развивается в середине книги, хотя само слово там не появляется. В итоге, в Новом Завете идея пустыни присутствует не столько в словесном выражении, сколько в апокалиптических образах.

Пустыня – запоминающийся библейский образ запустения и заброшенности. Этот образ основан на изображении обычного пустынного ландшафта и на военной практике. Основываясь на этих буквальных образах, авторы Библии преобразуют архетип в пророческое видение о грядущем суде и в символический образ духовной пустоты или лишений. В литературе в целом пустыня – либо место испытаний, где герой доказывает свои способности, либо (в современной литературе) – состояние, до которого дошла деградирующая культура. В Библии обычно пустыню создает Бог, в качестве суда над грешным человечеством.

См. также: ОБЕТОВАННАЯ ЗЕМЛЯ, ПУСТЫНЯ, САД.

ЗАРЯ. См. УТРО.

ЗАСУХА. См. СУХОСТЬ.

ЗАТВОРЕНИЕ. См. ЗАКРЫВАНИЕ.