ЗАПАХ, ОБОНЯНИЕ (SMELL, SCENT) Словарь библейских образов

Наиважнейшим чувством в Библии показан слух (см. УХО). В сравнении с ним образы обоняния и запаха встречаются реже. Тем не менее обоняние играет в Библии заметную роль, как это показывает обзор связанных с ним слов, таких как зловоние, благоухание и аромат. Запахи в Библии, как и в жизни, могут быть либо приятными, либо неприятными.

Антропоморфический Бог Ветхого Завета изображается обоняющим приятное благоухание всесожжения (около сорока мест в Ветхом Завете; Бытие 8:21; Исход 29; Левит 13; Числа 15; 28). Смысл этого положительного образа обоняния сводится к удовлетворенности Бога надлежащим поклонением Ему и принятию жертвы как умилостивления за грех. Следует также отметить, что характерный прием осмеяния идолов выражается в демонстрации отсутствия у них обоняния (Вт. 4:28; Псалтирь 113:14).

Образы человеческих запахов представлены в Библии по-разному. Иаков использовал запах своего брата, чтобы обмануть слепого отца (Бытие 27:27). Трубный звук метафорически пахнет предстоящей битвой (Иов 39:25). Спасение трех друзей Даниила из раскаленной печи было столь чудесным, что, когда они вышли, «даже запаха огня не было от них» (Даниил 3:27). В Песни песней возлюбленный восхищается ароматом одежды своей невесты (Песни Песней 4:11) и ее дыхания (Песни Песней 7:9), и вся эта лирическая эпиталама или свадебная песнь пронизана образами благоухания (Песни Песней 1:11; 2:13; 4:10, 16; 5:13; 7:3). В Псалтирь 44, еще одной эпиталаме, одежда царя изображается «как смирна и алой и касия» (Псалтирь 44:9). В двух местах (Екклесиаст 7:1; Песни Песней 1:2) используется игра слов – доброе имя (sem) сравнивается с ароматным елеем помазания (semen).

Наибольшая группа положительных образов связывается с благоуханием в ветхозаветных богослужениях. Ароматный фимиам, использовавшийся при поклонении, (о котором в Пятикнижии упоминается более десяти раз) был «святынею... для Господа», и о человеке, сделавшем подобное для обычного употребления, сказано, что он «истребится из народа своего» (Исход 30:37-38). Благовония при священнических приношениях тоже связывались с богослужением в храме (2-я Паралипоменон 2:4; 13:11). Новозаветным аналогом служит миро, которым Мария помазала ноги Иисуса (От Иоанна 11:2; 12:3–5).

Благоухание метафорически распространяется на познание Христа (2-е Коринфянам 2:14), на тех, кто следует за Христом и провозглашает Его (2-е Коринфянам 2:14-16), на жертву Христа за тех, кто верует в Него (К Ефесянам 5:2), и на дары верующих миссионеру (К Филиппийцам 4:18). В развернутой аналогии Павла, в которой различные дары в церкви сравниваются с различными частями человеческого тела, Павел задается вопросом, в чем смысл обоняния, если все тело слышит (1-е Коринфянам 12:17).

Есть и неприятные запахи. Две из десяти казней сопровождались ужасным зловонием (Исход 7:18,21; 8:14). После битвы трупы неизбежно смердят (Исаия 34:3; Иоиль 2:20; Амос 4:10). В более общем плане смердит тело человека после смерти (От Иоанна 11:39; 2-е Коринфянам 2:16). Согласно известному изречению, «мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть» (Екклесиаст 10:1). Дурными запахами может сопровождаться и Божий суд, как это видно из Его предупреждения, что «будет вместо благовония зловоние» (Исаия 3:23).

См. также: АРОМАТ, ЖЕРТВА, ЖЕРТВЕННИК, НОС, ФИМИАМ.