ЗАДНЯЯ СТОРОНА (BACK SIDE) Словарь библейских образов

«Задняя сторона» – это пространственная категория, указывающая на расположение позади кого-то или чего-то. Этот образ связан с широким спектром впечатляющих понятий от Божьей славы до отвержения.

Применительно к Богу образ вида «сзади» ahоr использован в отрывке, в котором Моисей на горе Синай попросил показать ему Божью славу (Исход 33:18-34). Однако Бог ответил законодателю, что никто не может увидеть Его лица (или вида «спереди») и остаться в живых (Исход 33:20). Тем не менее Моисею было позволено увидеть Бога сзади (Исход 33:23), и в этот момент Господь заявил, что Он есть Бог «многомилостивый и истинный» (Исход 34:6). В данном случае демонстрация образа Бога сзади служит как бы прикрытием, отдаляющим полноту Его славы от человеческого взгляда, но в то же время парадоксальным образом раскрывающим истинный и полный смысл Божьей славы, пусть даже частично скрытой.

В прологе Евангелия от Иоанна (От Иоанна 1:1-18) содержится намек на этот ветхозаветный образ. В последнем стихе сказано: «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (От Иоанна 1:18). Четвертый евангелист противопоставляет Моисея, через которого был дан закон, и Иисуса, через Которого произошли благодать и истина (От Иоанна 1:17). Тогда как Моисей не смог увидеть лица Божьего (то есть Его благодати во всей ее полноте), воплощение позволило людям созерцать Божью благодать (От Иоанна 1:14), раскрытую в Том, Кто существует извечно в прямом общении с Богом (От Иоанна 1:18 и От Иоанна 1:1: «И Слово было у [буквально: видело] Бога»). Понимание библейского образа «отбросить назад» основывается на факте, что личное общение происходит лицом к лицу. Следовательно, когда человек смотрит в лицо, это подразумевает внимательное отношение или близкое знакомство, а также часто любящий взгляд или наделение силой. Таким образом, отбросить «назад» ahar значит удалить кого-либо с глаз долой или из своего присутствия. В Библии это иногда служит выражением отрицательного образа отвержения человека или Бога. Так, Ахия провозгласил Божий суд над Иеровоамом на основании того, что тот «отбросил назад» Бога (3-я Царств 14:9). В другом месте Израиль навлек на себя суд из-за того, что народ забыл Бога и отвратился от Него (Иезекииль 23:35). Не менее постыдным образом израильтяне «презрели закон Твой, убивали пророков Твоих» (Неемия 9:26).

Наиболее известный случай такого отвержения показан в Новом Завете. Вслед за первым предсказанием Иисуса о страданиях Петр начал прекословить Иисусу (От Марка 8:32). Иисус, в Свою очередь, строго отчитал Петра: «Отойди [opiso] от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (От Марка 8:33). Образ отвержения выражен словом «отойди». Опровержение Петром возможности страданий Иисуса необходимо было изгнать из мыслей учеников.

Образ отбрасывания назад в смысле удаления может иметь и положительное значение, когда речь идет о Божьем прощении греха. Кающийся Езекия молился: «Ты... бросил все грехи мои за хребет Свой» (Исаия 38:17). В этом образе выражается мысль не о том, что какую-то вещь помещают позади себя, где ее можно увидеть просто обернувшись, а о том, что она отбрасывается туда, где ее нельзя больше увидеть. Тот же образ присутствует в заявлении Павла: «...забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (К Филиппийцам 3:13-14).

См. также: ЛИЦО, СЛАВА.

Библиография: Е. Dinkier, «Peters Confession and the Satan Saying: The Problem of Jesus Messiahship» / The Future of Our Religious Past, ed., J.M. Robinson (London: SCM Press; New York: Harper & Row, 1971) 169–202;

A.T.Hanson, «John 1:14–18 and Exodus 34» /The New Testament Interpretation of Scripture (London: SPCK, 1980)97–109.