ЗАВИСИМОСТЬ И СВОБОДА (BONDAGE AND FREEDOM) Словарь библейских образов

Взаимосвязанные образы зависимости и свободы широко используются в Библии и несут большую смысловую нагрузку. Исследование значения самих слов не раскроет в полной мере связанную с ними символику, в которой отражаются некоторые важнейшие библейские темы, в том числе греха, искупления, плоти и духа, закона и истины. Что касается зависимости в буквальном смысле, наиболее видное место в Библии занимают два образа: политического положения народа и состояния рабства. Важную роль играет также образ тюремного заключения. Свобода определяется как освобождение от этих типов зависимости. Метафорическое использование этих образов перемещает их в духовную плоскость.

Политическая зависимость и свобода: Египет. Наиболее яркий образ политической зависимости в Библии – четыреста лет рабства народа Израиля в Египте, известном читателям Библии под выразительным определением «дом рабства». Мы видим это в рассказах Исхода о порабощении Израиля в Египте, где «стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу» (Исход 2:23).

Если рабство еврейского народа в Египте – основной образ политической зависимости, то исход из Египта представляет собой, соответственно, основной образ политического освобождения. История исхода показана как политическое освобождение от рабства, а во Второзаконии оно описывается высоким слогом темы искупления: «Вывел вас Господь рукою крепкою, и освободил тебя из дома рабства» (Вт. 7:8; ср. Вт. 9:26; 13:5). В изображении избавления от зависимости как искупления выражается мысль о новой принадлежности. Израиль выкуплен своим Освободителем и теперь принадлежит Ему: «Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе» (Исход 19:4). Эта свобода не означает самостоятельности. Израиль принадлежит теперь не фараону и его богам, а Богу. Таким образом, рассказ об исходе привносит в понятия зависимости и освобождения духовную составляющую: выйдя из зависимости противостоящих Богу сил в Египте, Израиль установил новые отношения с Господом.

Трагедия еврейской истории в Ветхом Завете заключается в том, что свобода, предоставленная Богом во время исхода, была временной. Как показано во Второзаконии, уже Моисей предвидел печальное будущее, когда процесс освобождения повернется вспять из-за того, что Израиль не захочет сохранять заветные отношения со своим Освободителем. Перечисляя проклятия, которые падут на народ, если он не будет следовать Божьим повелениям (Вт. 28), Моисей нарисовал еще более объемную картину зависимости, в том числе политической (Вт. 28:64–68). Моисей предсказал, что народ будет бунтовать против Бога и «делать зло пред очами Господа, раздражая Его делами рук своих» (Вт. 31:29).

Зависимость и свобода в дальнейшей ветхозаветной истории. Возврат к зависимости – ведущая тема в последующей истории. В Книге Судей мы видим повторяющийся цикл, когда в ответ на грехи Израиля Господь неоднократно предавал евреев «в руки врагов, окружавших их» (Книга Судей 2:14; ср. Книга Судей 3:7,12; 4:2; 6:1; 10:7; 13:1). Наивысшей точки процесс достигает в 4-я Царств 17, когда Израиль был в конце концов сослан в политическое рабство в Ассирию. Духовные причины этого нового порабощения объяснялись пророками, для многих из которых оно было политической реальностью. Так, Иеремия словами Господа предупреждал Иудею: «И ты чрез себя лишишься наследия твоего, которое Я дал тебе, и отдам тебя в рабство врагам твоим, в землю, которой ты не знаешь» (Иеремия 17:4). В Ветхом Завете политическая зависимость связывается с духовным состоянием народа, а неисполнение заветных обязательств показывается ее очевидной причиной.

Плен был позднейшим аналогом египетского рабства, а аналогом освобождения стало возвращение Израиля из плена. В некоторых пророческих видениях описывается возвращение остатка в обетованную землю, однако в видениях «тысячелетнего царства» показывается более широкая по охвату картина. В обоих случаях возвращение в землю обетованную изображается как возвращение к Богу, в результате которого обретается свобода. В грядущем золотом веке пленный Иерусалим «снимет цепи с шеи своей» (Исаия 52:2). Сам Бог «сокрушит ярмо его... и узы его разорвет» (Иеремия 30:8; см. также Наум 1:13). Бог выведет «узников из заключения» (Исаия 42:7; см. также Исаия 49:9; 61:1).

Рабы и узники. Помимо политической зависимости народа, были еще два широко распространенных состояния несвободы – рабство (см. РАБ) и тюремное заключение (см. ТЕМНИЦА). В более чем 250 упоминаниях о рабах и рабстве дается представление об обществе в библейские времена – о мире, в котором домашние рабы или слуги были неотъемлемой частью социально-экономической структуры. Как бы к этому явлению ни относились, рабство было одной из форм зависимости, в которой рабы находились в полном подчинении у своих хозяев. В образе свободы выражалось то состояние, к которому стремились рабы. Одно из положений Моисеева закона предписывало отпускать рабов-евреев на свободу после шести лет работы на хозяина (Исход 21:2). Одной из причин, по которой Бог отправил Иудею в плен, было несоблюдение обещания отпускать рабов (Иеремия 34). Яркой антитезой (особенно в Новом Завете) служит образ «свободного и раба».

Свыше сотни упоминаний в Библии о темницах и узниках показывают, что в раскрытии образа зависимости эта тема тоже играет важную роль. В Библии есть примеры как справедливого (4-я Царств 17:4; Ездра 7:26), так и несправедливого (Бытие 39:20; Иеремия 37:18) заключения в темницу, но в любом случае это однозначно негативный опыт в жизни человека, лишающегося свободы. Соответственно, выход из темницы – один из самых ярких образов свободы в Библии, символизирующий переход от зависимого состояния к свободному. Один из четырех мини-рассказов об освобождении содержится в Псалтирь 106, где показаны узники, которые сидели «во тьме и тени смертной, окованные скорбию и железом», и сердца которых смирились работами. Когда же они воззвали к Господу, «Он спас их от бедствий их; вывел их из тьмы и тени смертной и расторгнул узы их» (Псалтирь 106:10-14).

Иисус и Павел. В Ветхом Завете образы зависимости и свободы эпизодически при-обретают метафорический и духовный смысл, а вот у Иисуса они играют, в первую очередь, духовную роль. Иисус не возглавил движение за освобождение рабов, поэтому Его известное высказывание о том, что Бог послал Его «проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (От Луки 4:18) следует понимать в метафорическом смысле. То же самое относится к стихам От Иоанна 8:31-32: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными». И еще: «Всякий, делающий грех, есть раб греха... итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (От Иоанна 8:34,36).

Тема зависимости и свободы занимает центральное место в учении Павла, в котором первостепенное внимание уделяется двум ее аспектам: зависимости от закона и зависимости от греха и смерти. Прежде всего Павел рассматривает ветхозаветный обрядовый закон – а также любой нравственный закон, если к нему относятся как к способу достижения спасения исключительно человеческими делами, – как зависимость, от которой христианское Евангелие благодати, дар Божий, освобождает человека чрез веру. Классический в этом отношении текст – Послание к галатам, в котором новообращенные христиане призываются не поддаваться уговорам иудействующих вернуться к соблюдению ветхозаветного закона для получения спасения. «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, – пишет Павел, – и не подвергайтесь опять игу рабства» (К Галатам 5:1). Христос «подчинился закону, чтобы искупить подзаконных» (К Галатам 4:4-5). «Все, утверждающиеся на делах закона [для получения спасения], находятся под клятвой» (К Галатам 3:10). Таким образом, подчинение ветхозаветному закону означает рабство, а «вышний Иерусалим свободен» (К Галатам 4:25-26).

В посланиях Павла находит также выражение традиционный мотив зависимости от греха и смерти. Это явствует, например, из следующих его слов: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти», то есть к зависимости (К Галатам 5:13; см. также 1-е Петра 2:16). В Римлянам Павел тоже приравнивает зависимость к греху: «Кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы», а повиновение греху ведет «к смерти» (К Римлянам 6:16; см. также К Римлянам 6:20 и 2-е Петра 2:19, где сказано, что «кто кем побежден, тот тому и раб»). С другой стороны, христианин может возносить «благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха... освободившись... от греха... стали рабами праведности» (К Римлянам 6:17-18). В этом есть и эсхатологическая сторона: грядет день, когда «сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (К Римлянам 8:21).

Пристрастие Павла к парадоксам и метафорам находит выражение и в следующем мотиве – зависимости верующих от Христа и подчинении Ему. «Вы, бывши прежде рабами греха... стали рабами праведности» (К Римлянам 6:17-18). Или: «Когда вы освободились от греха и стали рабами Богу...» (К Римлянам 6:22). В других местах Павел называет себя «узником Иисуса Христа» (К Ефесянам 3:1) и «узником в Господе» (К Ефесянам 4:1). Это напоминает ветхозаветный образ людей, ожидающих избавления в положении «пленников надеющихся» (Захария 9:12).

См. также: ВАВИЛОН, ГРЕХ, ЕГИПЕТ, ИЗГНАНИЕ, ИСКУПЛЕНИЕ КАК ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ЗАВИСИМОСТИ, ИСХОД, ПРОКЛЯТИЕ, РАБ, СМЕРТЬ, ТЕМНИЦА, ФАРАОН.