ХРАМ (TEMPLE) Словарь библейских образов

Неудивительно, что с образом храма, игравшего в иудейском обществе центральную роль, в Библии связано особенно много различных образов. Храм представляет нам потрясающий символический ряд и, в свете библейского запрета на изображения, здесь ставится акцент на зримой природе откровения, передаваемого через пребывание незримого Бога в Израиле (напр., Псалтирь 47:5-10,1315). Без сомнения, песнопения, благовония, молитвы и обряды, связанные с посещением храма, крупнейшего строения подобного рода на Ближнем Востоке в древности, производили неизгладимое впечатление, воздействуя на органы чувств человека, что служило источником религиозной образности. В конце концов, в еврейской культуре храм был не только центром поклонения, но и картинной галереей, концертным залом и библиотекой поэзии.

Место пребывания Бога. Прежде всего храм символизирует место жительства Бога. На это указывают многочисленные упоминания о храме как «доме Божьем» или «доме Господнем». Среди других его названий – «святилище», а иногда просто «Сион». В псалме подчеркивается: «Ибо избрал Господь Сион; возжелал его в жилище Себе» (Псалтирь 131:13; ср. Псалтирь 9:12; 73:2; 75:3; Иоиль 3:17). Вместо вырезанного изображения божества, символизировавшего присутствие бога в языческом храме, о присутствии Бога говорили архитектура и множество драгоценных металлов, количество которых возрастало по мере приближения ко Святому-святых. В момент освящения храма присутствие Бога могущественно проявилось: «Облако наполнило дом Господень. И не могли священники стоять на служении, по причине облака; ибо слава Господня наполнила храм Господень» (3-я Царств 8:10-11; ср. 2-я Паралипоменон 5:14; 7:1–2; Иезекииль 43:5; 44:4). Две массивные колонны на входе также символизировали вступление Бога в Его жилище (3-я Царств 7:15-22; ср. Иезекииль 43:4).

Образ Бога, проживающего в здании, построенном руками людей, может показаться проблематичным или, в лучшем случае, парадоксальным. С одной стороны, храм был местом поклонения и зримым напоминанием о Божьем присутствии, благословении и защите; с другой, присутствие могло привести к мнению, что Бог может быть обрезан. Критика последней точки зрения отражена в Исаия 66:1: «Так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?» (ср. Вт. 4:7; Псалтирь 144:18; Деяния 7:48; 17:24). Даже при освящении храма Соломон признает, что храм «не вмещает» Бога. «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил» (3-я Царств 8:27). В других отрывках оба представления сочетаются без очевидного противоречия: «Господь во святом храме Своем, Господь, – престол Его на небесах» (Псалтирь 10:4).

Разрешение этого парадокса заключается в факте, что храм – земное соответствие небесной реальности, как и скиния, которую Моисей построил по небесному образцу, явленному ему на горе Синай (Исход 25:9,40). Это противопоставление небесного земному также присутствует в нескольких отрывках Евреям: «Служат образу и тени небесного» (К Евреям 8:5; ср. К Евреям 9:1,24). Конкретные особенности небесного жилища Бога воспроизведены в храме. Например, пребывание Бога за завесой дыма и тьмы отражено во Святом-святых (2-я Царств 22:12; Псалтирь 17:12; 96:2; Откровение 15:8).

Символ Божьей победы. Храм был не только местом пребывания Бога на земле. Это был также мощный символ победы Бога над Его врагами. Мы можем видеть это во 2-я Царств 7, где рассказывается о неудовлетворенном желании Давида построить храм. Давид чувствовал себя виноватым, что сам он живет в постоянном доме, а Бог – все еще в шатре (2-я Царств 7:2). Давид выразил желание построить постоянное здание для Бога пророку Нафану, который сначала одобрил идею. Но потом Нафану явился Бог, сообщивший, что Давиду не надо строить храм.

Суть 2-я Царств 7 основана на игре еврейским словом bayit, которое в разных случаях переводится по-разному. Давид живет в надежном bayit (дом; см. 2-я Царств 7:1) и хочет построить Богу bayit (храм; см. 2-я Царств 7:5). Бог отказывается от плана Давида, но сообщает, что Он создаст для Давида bayit (династию; 2-я Царств 7:11). Преемник Давида на престоле построит «дом Божий». Это, конечно, Соломон, имя которого значит «мир». Дело здесь в том, что храм символизирует победу над врагами Бога и мирную жизнь в земле. Давид был великим завоевателем, но он был воином (1-я Паралипоменон 28:3); поэтому время для храма еще не наступило. Сын Давида Соломон построил его.

Таким образом, храм – символ спокойствия и победы. Как таковой, он соответствует образу древней мифологии Ближнего Востока (в особенности эпоса о Ваале из древнего Угарита), где после войны бог провозглашается царем и в память о победе строится новая божественная резиденция.

Храм и творение. Небесное и земное обиталища Бога не всегда противопоставляются друг другу, часто они изображаются как дополняющие друг друга. Храм также символизирует весь космос; это микрокосм всего творения. «И устроил, как небо, святилище Свое, и как землю, утвердил его навек» (Псалтирь 77:69). Так как храм обозначает все творение, Аввакум объявляет: «А Господь – во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицом Его!» (Аввакум 2:20). Подобным образом, видение Исаии о том, как слава Божья наполняет храм, сопровождается ангельскими хорами: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Исаия 6:3).

И храм, и скиния воплощают богословие сотворения и присутствие Бога в нем. Следовательно, существуют параллели между рассказом о сотворении в Книге Бытие и рассказами о строительстве скинии и храма. Значение света при сотворении и света в скинии (Исход 25:31-40; 37:17–24) сохраняется в храме (2-я Паралипоменон 13:11). Строительство храма продолжалось семь лет, как сотворение – семь дней, что показывает: строитель храма – скорее Бог, чем Соломон или Давид. Все предметы в храме связаны с символикой творения. Например, спокойные воды в медном водоеме во дворе Священников представляют победу Бога над водами хаоса, которая прославляется в Псалтирь 92, что связано с сотворением мира, упорядочиванием хаотических вод и Святостью Божьего дома. И творение Бога, и акт сотворения образно переданы в храме.

Как символ первозданного творения, храм напоминает Едемский сад, или рай. Иезекииль описывает первозданные реки (Бытие 2:10-14), вытекающие из-под порога храма (Иезекииль 47:1). Он также предполагает, что совершенство Едема достигается в храме посредством его близости к древу жизни. «Листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища» (Иезекииль 47:12). Автор псалма жаждет увидеть чудеса такого рая: «Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего» (Псалтирь 64:5; ср. Псалтирь 35).

Место общения. Храм является также местом общения с Богом и размышлений о Боге. Его священники имеют доступ к Божьим помыслам (Вт. 33:8) и наставляют народ закону. Это наставление Торы, относящееся к храму, касается и грядущего века, когда народы потекут в Сион (Михей 4:2), место молитв всех народов (Исаия 56:7; Иеремия 7:11; От Марка 11:17). Это было место для принесения обетов и исполнения обещаний. Даже во времена изгнания, когда храм лежал в руинах, народ Израиля направлял свои молитвы к храму, зная, что Бог услышит их (3-я Царств 8:28-29; Псалтирь 137:2; Даниил 6:10-11; Иона 2:8). В рассказе Луки о детстве Иисуса храм – место, где благочестивые получают откровение о грядущем Божьем спасении, и где Иисус, будучи еще ребенком, объясняет Слово Божье. В Книге Деяний ранняя церковь не оставляет храм, но проповедует в его пределах.

Космический центр. Вокруг Иерусалимского храма была сосредоточена не только повседневная экономическая, политическая и религиозная жизнь, он символизировал центр космоса, место встречи неба и земли, центр, куда посылали для Поклонения представителей из дальних общин. Иезекииль описывает его как расположенный «среди народов» и как «вершину земли» (Иезекииль 5:5; 38:12). Следовательно, все, что происходит в пределах храма, имеет особое значение, как пророческое действие Иисуса по очищению храма (От Марка 11:15; От Луки 19:45; От Иоанна 2:15) и открытие храмовой Завесы в момент смерти Иисуса (От Матфея 27:51; От Марка 15:38; От Луки 23:45; ср. К Евреям 6:19; 9:3; 10:20).

Храм и святость. Так как храм был жилищем Бога на земле, он был символом святости. Чем дальше человек продвигался по территории храма, тем с большей святостью он сталкивался. В отличие от синагоги или церкви, сама внутренность храма не была местом публичного поклонения. Распростертые крылья херувимов на ковчеге завета во Святом-святых указывают на божественную святость и защиту (3-я Царств 8:6-7; ср. Бытие 3:24; Исаия 6:2-3).

Так как храм символизирует все творение, законы чистоты, связанные с ним, определяли все, в том числе людей, как чистых и нечистых. Например, первая градация святости не разрешала язычникам входить во внутренние пределы. Иезекиилю было велено «хорошо отметить тех, кто может быть допущен в храм, и всех, кто исключен из святилища» (Иезекииль 44:5 NRSV). Во времена Ирода существовала стена или вывеска, предупреждавшая язычников, что дальше им идти нельзя, под страхом смерти. Павел был ложно обвинен в осквернении храма – в том, что провел язычников за эти границы (Деяния 21:28). Этот образ подхватывается в К Ефесянам 2:14, где утверждается, что смерть Христа «разрушила стоявшую посреди преграду» – то есть преграду между иудеями и язычниками.

Храм и общество. Так как священные границы, святость и присутствие Бога объединяли Божий народ, часто храм символизирует его. Для Исаии возрождение храмовой горы и возрождение народа – синонимы (Исаия 51:16); видение Иезекииля о возрождении храма – это видение надежды Израиля (Иезекииль 40:1-43). Множество авторов библейских книг говорит о храме как символе возвышения и падения Божьего народа, в соответствии с его моральным, этическим и духовным состоянием (Псалтирь 78:1; 113:2; Иеремия 24; Иезекииль 9:6; 43:10; Даниил 8:13; 11:31; Откровение 11:1). Подобным образом, разговоры учеников о храме в евангелиях дают Иисусу повод для пророческой речи о народе Израиля (От Матфея 24:1; От Марка 13:1; От Луки 21:5). Иоанн, в частности, подчеркивает функцию причастия, Тела Иисуса как храма, несущего в себе присутствие Бога (напр., От Иоанна 2:19-21; 4:21–24).

Павел также понимает, что община искупленных, церковь, есть место пребывания Бога: «Разве не знаете, что вы храм Божий?» (1-е Коринфянам 3:16). Соответственно, он призывает к отделению святых от нечестивых (см. 1-е Коринфянам 3:17; 6:19; 2-е Коринфянам 6:16; К Ефесянам 2:21). В 1 Петра говорится о Христе и верующих как «живых камнях», которые «устрояют из себя дом духовный» (1-е Петра 2:4-5). Откровение обращается к верующим как столпам храма (Откровение 3:12), но также подчеркивает, что в храме больше нет нужды, потому что Бог непосредственно присутствует в новом Иерусалиме (Откровение 21:22), который построенный в форме куба (Откровение 21:16) и имеет форму Святого-святых.

Храм и справедливость и мир. Храм изображается как воплощение стремления Божьего народа к Справедливости, миру и благословению. Оно наличествовало, пока храм стоял, и стало только сильнее после его разрушения. Храм связан с отправлением закона и правосудия; здесь учат закону и применяют его. Пророки напоминали народу, что поклонение в храме оскорбительно для Бога, если оно не сопровождается справедливостью (Исаия 1:10-17; Осия 6:6; Амос 5:21). Соответственно, псалмопевец проводит связь между физической и этической подготовкой, необходимой для тех, кто поднимается на гору Господа или «пребывает в доме Господнем» (Псалтирь 22:3-6; ср. Псалтирь 14): физическое восхождение на храмовую гору, в присутствие Бога, должно сопровождаться этическим восхождением.

Это вполне соответствует акценту на внешней красоте храма. Библейская религия запрещает изображать божество, но не препятствует художественным достижениям. В Псалтирь 83 славится красота Сиона, куда, без сомнения, относится само храмовое здание. Автор псалма выражает желание находиться рядом с этим великолепным строением.

Более того, храм символизирует мир и покой. Так как медное море в храме связывается с победой Бога над хаосом при сотворении, храм ассоциируется с Субботним отдыхом, последовавшим после сотворения мира. О храме говорится как о «покое» Бога (Псалтирь 131:14; см. Исаия 66:1), и Соломон, как уже говорилось выше, избран на роль его строителя как «человек мирный» (1-я Паралипоменон 22:9). Завершение храма – символ субботы, которую Бог дарует Израилю после беспокойного прошлого. Следовательно, храм по самому своему происхождению – место отдыха (см. Исход 20:25). В Откровении жертвенник храма описывается как место, где покоятся мученики до конца времен (Откровение 6:9-11).

Образ Христа. Как ранее скиния, образ храма в Новом Завете связан с Иисусом Христом. В итоге, храм символизировал присутствие Бога на земле, а Иисус – воплощение этого присутствия в телесной форме. Первосвященника достиг слух о том, что Иисус предсказал разрушение храма (От Марка 13:1-2), а также сделал заявление, что за три дня Он построит новый храм, «нерукотворный» (От Марка 14:58; см. От Иоанна 2:13-22). Оппоненты Иисуса знали, о чем Он говорит: Он будет выполнять роль храма как места присутствия Бога.

Вывод. Учитывая такое богатство образов, связанных с домом Бога, неудивительно, что Божий народ всегда страстно желал жить внутри его пределов: «Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни» (Псалтирь 22:6).

См. также: АДАМ, ЖЕРТВА, ЖЕРТВЕННИК, ИЕРУСАЛИМ, ПОКЛ0НЕНИЕ, ПРИНОШЕНИЕ, СВЕТИЛЬНИК, СВЯТОЕ МЕСТО, СВЯЩЕННИК, СИОН, СКИНИЯ.

Библиография: D. М. Knipe, «The Temple in Image and Reality» I/Temple in Society, ed. М. V. Fox (Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 1988) 105–138;

J. D. Levenson, Sinai and Zion: An Entry into the Jewish Bible (Minneapolis: Winston, 1985).