ХОДЬБА, ХОЖДЕНИЕ (WALK, WALKING) Словарь библейских образов

В библейские времена ходьба была распространенным способом путешествий, в том числе на большие расстояния. Поэтому неудивительно, что упоминаний о ходьбе в Библии более двухсот (в некоторых переводах – около трехсот). Обзор упоминаний о физическом акте ходьбы показывает, что самым упорным путником в Библии был Иисус. Но хождение обозначает не только буквальное передвижение пешком. В переносном смысле ходьба становится основной метафорой для выражения двух (часто взаимосвязанных) мотивов: взаимодействий с кем-то (метафорическим попутчиком) или образа жизни человека (образ ходьбы предполагает постоянное развитие во времени и движение в определенном направлении).

Хождение путями Бога. Первое упоминание о ходьбе в Библии – это описание Бога, Который «ходил» в Едемском саду во время прохлады дня (Бытие 3:8). После исхода Бог обещает народу Израиля: «Буду ходить среди вас и буду вашим Богом» (Левит 26:12; цитируется во 2-е Коринфянам 6:16). Бог также посещает лагерь израильтян и ходит вокруг него (Вт. 23:14). Эти примеры «хождения» Бога по земле указывают на Его активное присутствие среди народа, сотворенного и призванного Им.

Бог ходит среди Своего народа, а народ ходит с Ним или перед Ним. Енох и Ной «ходили пред Богом» (Бытие 5:22,24; 6:9). В Малахия 2:6 Бог описывает первоначальное священство как ходившее с Ним в мире и праведности, а в Откровение 3:4 Христос обещает, что верные Сардиса, которые останутся чисты, «будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны». Ходить «пред» Богом – то же самое, что ходить «с» Ним: Бог велел Аврааму: «Ходи предо Мною и будь непорочен» (Бытие 17:1), – и обещал Давиду и его преемникам Свою благосклонность, если они будут ходить пред Ним (3-я Царств 8:25; 9:4; 2-я Паралипоменон 6:16; 7:17; см. также 4-я Царств 20:3; Исаия 38:3).

В Новом Завете мотив хождения с Богом реализуется в жизни учеников Иисуса, которые ходили с Ним. Они ходили с Ним в буквальном и духовном отношении. Возможно, самый запоминающийся эпизод – это путь Иисуса с двумя ученикам в Еммаус, где Он открыл им Свою миссию и сущность (От Луки 24:13-35).

Добродетельная жизнь. В Ветхом Завете образ хождения часто употребляется в паре с образом пути или стези для описания образа жизни и выбора, который делают люди, а также поведения, которого им следует избегать. Благословен тот, что «не ходит на совет нечестивых» (Псалтирь 1:1), и мудр тот, кто избегает «пути злых» (Пр. 4:14). Навуходоносор узнал, что Бог смирит «ходящих гордо» (Даниил 4:34). В положительном плане, людям нужно смиренно ходить перед Богом (Михей 6:8). На практике это означает жизнь в соответствии с Божьими путями (Исаия 2:3) или законами (Псалтирь 118:2-3). Повиноваться Божьему закону значит «ходить свободно» (Псалтирь 118:45), и «кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно» (Пр. 10:9). Кроме того, «ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих» (Исаия 57:2). В таких отрывках метафора ходьбы используется для описания поведения человека и проистекающих из него результатов.

Ссылки на хождение составляют картину того, как живут благочестивые люди. Образцовый человек всегда ходит Божьими путями (Вт. 8:6 и множество подобных примеров), в страхе Божьем (Неемия 5:9), в Божьей истине (Псалтирь 85:11) и свете Божьего присутствия (Псалтирь 88:16), путями добрых людей (Пр. 2:20), путями праведности (Пр. 8:20), разума (Пр. 9:6) и мудрости (Пр. 28:26). Идеальный человек – тот, «кто ходит непорочно» (Псалтирь 14:2; 83:12). Такой человек узнается другими по тому, куда и с кем он ходит, – «в дом Божий» (Псалтирь 54:15), «с мудрыми» (Пр. 13:20).

Слова о царях, которые «шли по стопам» предыдущих царей, часто повторяются в книгах Царств и Паралипоменон. Речь здесь идет либо о праведном правлении, либо о греховном, и в обоих случаях поведение царя сопоставляется с поведением его предшественника. Эти образы указывают на преемственность, которую видели в политике царей народы древних стран, где царская власть передавалась по наследству.

Последователи пути. Новый Завет в упоминаниях о хождении следует ветхозаветным мотивам. Теперь хождение становится метафорой христианского образа жизни. Иоанн единственный из евангелистов рассказывает о том, как Иисус призывал людей ходить в свете, а не во тьме (От Иоанна 8:12; 11:9–10). Это выражение встречается также в посланиях Иоанна, классических произведениях об образе жизни христианина. Верующие должны ходить не во тьме (1-е Иоанна 1:6; 2:11), но в свете (1-е Иоанна 1:7); они «должны поступать так, как Он [Иисус] поступал» (1-е Иоанна 2:6), ходя в истине (2-е Иоанна 1:4; 3-е Иоанна 1:3-4), пребывая в повиновении Божьим заповедям и в любви (2-е Иоанна 1:6).

В посланиях Павла переносное значение образа ходьбы прежде всего основано на повседневном знакомстве Павла с этим действием. В соответствии со своей склонностью к резким противопоставлениям, Павел изображает жизнь христианина как выбор одного из противоположных путей: христиане должны ходить в новой жизни, а не в смерти (К Римлянам 6:4), в добрых делах, а не преступлениях и грехах (К Ефесянам 2:1-2,10), как дети света, а не как дети тьмы (К Ефесянам 5:8), управляя своими чувствами, а не в чувственных удовольствиях (К Римлянам 13:13), руководствуясь верой, а не зрением (2-е Коринфянам 5:7).

Заключение. Хождение – одна из наиболее ярких библейских метафор образа жизни благочестивого человека, как в позитивном плане (чему нужно следовать), так и в негативном (чего надо избегать). К сожалению, в некоторых современных переводах этот конкретный образ оригинала заменяют такими словами как жить, вести себя. В результате читатель не замечает, как божественная реальность может проявляться в конкретной повседневной деятельности.

См. также: БЛУЖДАНИЕ, НОГА, ПОСЛУШАНИЕ, ПУТЬ.

Библиография: R. Banks, «“Walking” as a Metaphor of the Christian Life: The Origins of a Significant Pauline Usage» /Perspectives on Language and Text, ed. E. W. Conrad and E. G. Newing (Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 1987), 303–13.

ХОЗЯИН. См. БОГ КАК ХОЗЯИН.