ВЫСОТА (HIGH, HEIGHT, HIGH PLACE) Словарь библейских образов

Высота – один из «оценочных» образов в Библии. В нем имеется в виду, скорее, качественная, а не количественная характеристика. В глазах древних высота, наряду со светом и тьмой, была образом, вызывавшим такой же трепет, как для наших современников представление о пространстве в расширяющейся вселенной. У высоты есть также богословский смысл, неизменно присутствующий в религиозной мысли и терминологии. Выразительной силой образ высоты обладает даже в нерелигиозном контексте. Мы говорим о высокой культуре, высоком искусстве, высокой жизни, высших животных и высшей ступени мозговой деятельности. В самой Библии есть множество упоминаний о «высотах», которые, хотя обычно располагаются на возвышенностях, вместе с тем, имеют более широкое значение, связанное не только с физическими параметрами. Следовательно, образ высоты имеет первостепенное значение для выражения нашего поклонения, восхищения или почитания по отношению к Всевышнему Богу, сотворенному миру или людям, которых мы ценим.

Высота как образ трансцендентности и божественности. Наиболее значительный смысл в Библии высота имеет как образ трансцендентного (неземного) и божественного. В этой символике подразумевается вертикальная иерархия, в которой Бог и Его невидимый духовный мир располагаются качественно «выше» земного опыта. Не следует игнорировать физическое основание такой символики: по словам псалмопевца, «высоко небо над землею» (Псалтирь 102:11), и в человеческом воображении небо всегда представлялось «наверху». Поэтому в Библии Бог изображается «высоким». Это находит выражение в эпитете «Всевышний», встречающемся более пятидесяти раз. Бог «высок и превознесен» (Исаия 6:1; 57:15), Он «высок над всеми народами» (Псалтирь 112:4) и обитает «на высоте небес и во святилище» (Исаия 57:15). Аналогичное значение имеют около двух десятков упоминаний о Боге, пребывающем «на высоте».

В более широком смысле образ высоты связывается с духовным опытом и служением человека. Опять же нельзя недооценивать значение физического основания этого образа. Горы и холмы – это места, где земля соприкасается с небом, и служат также местом, где можно получить видение. В Библии многие религиозные испытания происходят на горах или холмах (напр., встреча Авраама с Богом на горе Мориа, встреча Моисея с Богом на горе Синай, расположение храма на горе Сион, преображение Иисуса). Фактически значительную часть истории спасения в Библии можно проследить на примере темы высот.

Смысл библейского термина, переводимого как «высоты», довольно сложен. По существу он относится к естественной или искусственной возвышенности, где совершались богослужения с принесением жертв. После завоевания Ханаана израильтянами, вернувшимися из Египта, на многих высотах были устроены культовые места, которые связывались с порочными делами. На них устанавливались камни, занимались блудодейством, совершались другие обряды культа плодородия, возводились идолы и столбы Астарты. Эти негативные ассоциации не обесценивали основную идею об использовании некоторых высот для истинного поклонения, равно как использование жертвенников язычниками не делало эти жертвенники непригодными для поклонения. Среди примеров истинного поклонения на высотах можно отметить жертвоприношение Самуила (1-я Царств 9:12-14), группу пророков, «сходящих с высоты» с музыкальными инструментами (1-я Царств 10:5; ср. 1-я Царств 10:13), тысячу всесожжений, принесенных Соломоном в Гаваоне «на главной высоте» (3-я Царств 3:4 NRSV, {главный жертвенник}, ср. 2-я Паралипоменон 1:3) и упоминания о служениях на высотах при правлении благочестивых царей (напр., 3-я Царств 15:11-14; 22:43).

Архетипом высоты в положительном смысле служит Синай, где Бог дал закон при потрясающих обстоятельствах. «Гора», на которой Христос обратился с Нагорной проповедью (От Матфея 57), символически связывает ее с Синаем как место провозглашения Иисусом нового закона, совершенного и выполнимого, заменившего старый. Целая серия псалмов называется «песнями восхождения» (Псалтирь 119133), указывая, что они пелись или декламировались паломниками, идущими поклониться Богу в иерусалимском храме. В первой строке Псалтирь 120 («Возвожу очи мои к горам») выражается повсеместная библейская тенденция использовать образы физической высоты для выражения мысли о духовной трансцендентности.

Таким образом, становится ясно, что поклонение на высотах не всегда выглядит дурным, и, тем не менее, примерно в семидесяти библейских упоминаний о высотах они связываются не с истинным богослужением и даже не обязательно с возвышенным местом, а с языческими капищами для поклонения идолам. Архетипом высоты в отрицательном смысле и, что показательно, созданной человеческими руками, служит Вавилон, где люди попытались установить власть над небом. В Ветхом Завете постоянно проводится мысль о том, что Божьему народу следует избегать языческих высот как мест, препятствующих истинному служению, которое, в конечном счете, связывалось с Иерусалимом. В ходе борьбы за власть между Северным и Южным Царствами Иеровоам строил «капища на высотах» в противовес притягательной силе Иерусалима (3-я Царств 12:31), побуждая тем самым Израиль грешить, так как в них не было обрядовой чистоты и они несли в себе черты языческого поклонения.

Борьба за служение на надлежащих высотах служила показателем более широких нравственных и религиозных испытаний народа, ведущих либо к Божьему благословению, либо к Его суду (Вт. 27 – 28). Именно поэтому в Библии уделяется такое серьезное внимание разрушению недостойных высот. Гедеон стал героем, разрушив жертвенник и рощу Ваала и символически вернув тем самым Божий народ к чистоте (Книга Судей 6). Аналогичную символическую победу одержал Илия на горе Кармил (3-я Царств 18).

Высота как образ власти и превознесения. В образе высот присутствует также мысль о власти, управлении и господстве, как это видно на примере Вавилона или искушения Христа «на весьма высокой горе» (От Матфея 4:8-9). На ханаанских печатях Ваал изображается верхом на горах, а в некоторых текстах он называется «всадником на облаках». В Библии истинный и единственный Бог показан шествующим на высотах земли (Амос 4:13; Михей 1:3). Битвы в библейских местах часто происходят на склонах холмов или гор. Занять высоты значит добиться преимущества (Числа 21:28; 2-я Царств 1:19,25). По сути использование возвышенных мест как святилищ может объясняться в том числе их ассоциативной связью с властью.

Образ высоты присутствует и в богатой библейской символике превознесения, вос-хождения и возвышения. В Библии часто говорится о возвышении Богом людей (напр., Числа 24:7; Вт. 28:1, 43). Иисус тоже прошел через несколько этапов превознесения. Он был жестоко вознесен на крест, и это действие Иисус сравнил с вознесением Моисеем спасительного изображения змея в пустыне (От Иоанна 3:14-15). Затем Он воскрес из мертвых. Наконец, Христос вознесся на небо и «воссел одесную (престола) величия на высоте» (К Евреям 1:3). Когда Христос вернется, оставшиеся в живых будут вознесены навстречу Ему в воздухе вслед за воскресшими из мертвых (1-е Фессалоникийцам 4:13-18).

Метафорические образы. Образ высоты встречается в Библии и как метафора. В Новом Завете, например, есть ряд выразительных образов, основанных на понятии «свыше». Чтобы войти в Царство Божье, надо «родиться свыше» (От Иоанна 3:7). По свидетельству Иоанна Крестителя, Христос есть Пришедший «свыше» и, следовательно, «выше всех» (От Иоанна 3:31; ср. От Иоанна 8:23). По словам Иакова, «всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иакова 1:17), и божественно даруемая мудрость тоже сходит «свыше» (Иакова 3:15,17).

Милость Бога так же высока, как небо над землей (Псалтирь 102:11). Пути Божьи выше путей человеческих, как небо выше самых высоких гор на земле (Исаия 55:9). От Божьей любви нас не может отлучить никакая высота (К Римлянам 8:39). Носитель Благой Вести красочно сравнивается со светом города на верху горы – свет невозможно скрыть от взгляда, так он исходит с большой высоты (От Матфея 5:14).

См. также: ВОЗНЕСЕНИЕ, ВОСХОЖДЕНИЕ, ГЛУБИНА, ГОРА, ЖЕРТВЕННИК, НЕБО, СИНАЙ, СИОН, СПУСК, УЗОСТЬ, ШИРОТА.

ВЫЯ. См. ШЕЯ.