ВЫСКОЧКА (UPSTART) Словарь библейских образов

Архитипический выскочка – это человек, узурпирующий положение, которое он не имеет права занимать. Его высокомерие сродни гордости, жадности, амбициям и жажде власти. Его мотивацией может быть недовольство своей судьбой.

Первый пример выскочки в Библии – Ева, которая пытается стать «как бог, знающей добро и зло» (Бытие 3:5). Человечество, строя Вавилонскую башню, страдает от таких же иллюзий и, уверенное в своей божественности, хочет воздвигнуть башню до небес (Бытие 11:4). Иаков, младший в семье, тоже в какой-то мере проявляет качества выскочки, когда успешно манипулирует старшим братом, чтобы вытеснить его. Семья юного Иосифа незаслуженно обвиняет его в желании занять высокое положение, когда он рассказывает свои сны о славной судьбе. Когда Давид появляется на поле битвы в качестве мальчика на побегушках для своей семьи, старшие братья относятся к нему неуважительно, как к выскочке (1-я Царств 17:26-30).

Этот мотив может быть и менее очевиден. Саул не может дождаться прибытия Самуила и сам начинает выполнять обязанности священника (1-я Царств 13), а позже не выполняет Божье повеление уничтожить амаликитян (1-я Царств 15). Все герои, считающие, что могут благополучно игнорировать приказы Бога, также относятся к этому типу: так поступает отряд израильтян, которые решают идти прямо в землю обетованную после того, как Бог обрек их на блуждания в пустыне (Числа 14:39-45); так поступают Ахав, который не обращает внимания на совет пророка Михея (2-я Паралипоменон 18:1-27), и Иона, тщетно пытающийся убежать от Бога (Иона 1).

Еще одна категория выскочек – люди, которые стараются незаконно занять руководящее положение. Пример этого – поведение Аарона в ситуации с золотым тельцом (Исход 32:1-24). Сюда относятся попытки Аарона и Мариами, а также Корея, Дафана и Авирона захватить власть (Числа 12;16). Адония пытается стать царем, в то время как Бог избрал Соломона (3-я Царств 1:5-9). Авессалом становится сыном-узурпатором и временно смещает Давида с престола. «Народы» устраивают заговор против Бога и Его помазанников, и Бог смеется над ними (Псалтирь 2). Царь Ассирии выступает против Бога и ведет себя надменно, как секира, считающая себя выше человека, который рубит ею (Исаия 10:15).

В других случаях выскочками становятся по молодости и нескромности. Ровоам, например, неразумно прислушивается к совету молодых князей и начинает вести себя как угнетатель (3-я Царств 12:25-33; 2-я Паралипоменон 10:1-16). Самсон ведет себя заносчиво, как незрелый юнец, – не слушается родителей, устраивает стычки, думает, что может безнаказанно нарушить обет, данный Богу (Книга Судей 1416). Блудный сын из притчи Иисуса, который необдуманно просит у отца свою долю наследства до смерти последнего, также относится к данному архетипу (От Луки 15:11-12). Другие выскочки – жертвы собственной гордости и высокомерия. Сюда относятся такие примеры, как история Иудеи в Иезекииль 16:8-34, где рассказывается, как народ, украшенный Богом, решил полагаться на себя, а не на Бога; царь Тира, который начинает слишком верить в свое могущество (Иезекииль 28); а также Навуходоносор (Даниил 4:25-30) и Дарий (Даниил 5:17-29). Вероятно, мы можем еще отнести сюда разных грешников, которые думают, что Бог не видит их злодеяний, поэтому угнетают бедных и возносятся сами (Псалтирь 9:24-27; 72:8–11). Мы относим сюда и Петра, который под действием порыва пытался ходить по воде, отрубил ухо стражнику и утверждал, что никогда не отречется от Спасителя.

См. также: ХАРАКТЕРНЫЕ ПЕРСОНАЖИ.