ВЫПЕЧКА ХЛЕБА (BAKING) Словарь библейских образов

Выпечка хлеба показана в Библии как одно из основных занятий в домашнем хозяйстве, наблюдая за которыми мы погружаемся в мир повседневной жизни. Будучи одним из выражений Гостеприимства и частью обрядов богослужения, она также приобретает символический смысл и играет роль полновесной метафоры.

Выпечка хорошего хлеба – неизменный атрибут гостеприимства. «Поскорее, – сказал Авраам Сарре, – замеси три саты лучшей муки, и сделай пресные хлебы» (Бытие 18:6). Изготовление выпечки служило свидетельством радушия при встрече со служителями Господа. Авигея привезла Давиду двести хлебов (1-я Царств 25:18). Илию и Елисея кормили женщины, независимо от имевшихся у них возможностей (3-я Царств 17:13-14; 4-я Царств 4:8). Готовностью послужить другим работой своих рук эти женщины свидетельствовали, что домашнее хозяйство имеет не только мирское, но и духовное значение. Возможности для такого служения предоставляет Сам Господь – вдова из Сарепты видела, что «мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало», пока Господь снова не послал дождь (3-я Царств 17:16). С другой стороны, одним из проклятий за неповиновение закону было лишение возможностей для нормальной выпечки хлеба: «... десять женщин будут печь хлеб ваш в одной печи» (Левит 26:26).

Хлеб не только служил символом гостеприимства, но и использовался для достижения эгоистических целей. Два показанных в Библии обмана выглядят еще более предосудительными из-за того, что для их осуществления использовался испеченный хлеб. Иаков предложил своему брату Исаву хлеб и чечевичную похлебку, чтобы побудить его отказаться от права на Первородство (Бытие 25:34). Фамарь испекла лепешки для своего больного брата, но Амнон надругался над ее милосердием и изнасиловал ее (2-я Царств 13:1-22).

В обрядах богослужения особенности выпечки хлеба приобретают религиозное значение. Торопясь покинуть Египет, «понес народ тесто свое, прежде нежели оно вскисло» (Исход 12:34). В воспоминание об этом израильтяне получили указание готовить для праздника пасхи пресный хлеб (Исход 12:8; см. ДРОЖЖИ). В данных им наставлениях относительно принесения жертв Господу в храме часто фигурируют также пресные хлебы и пресные лепешки (напр., Левит 2:4: «Если же приносишь жертву приношения хлебного из печеного в печи, то приноси пшеничные хлебы пресные, смешанные с елеем, и лепешки пресные, помазанные елеем»). В данном случае запрет использования дрожжей служит как бы указанием на путь освобождения от греха, – путь следования которому Бог требует от Своего народа.

В то же время на праздник седмиц надо было готовить два кислых хлеба на дрожжах «как первый плод Господу» (Левит 23:17). Полнота дрожжевых хлебов символизировала, возможно, полноту жатвы. Выпечке хлеба для богослужения в храме придавалось такое значение, что одному левиту «вверено было приготовляемое на сковородах» (1-я Паралипоменон 9:31).

В Новом Завете о выпечке хлеба говорится меньше, зато много говорится о закваске. В одном случае Иисус представил закваску в положительном свете, заявив, что «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (От Матфея 13:33). В этой притче выражена идея о постепенном и обильном поднятии заквашенного теста – столь же медленно и уверенно развивается Царство Божье.

В других случаях образ закваски используется для придания абсолютно отрицательного смысла: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (От Матфея 16:5-12). Имеется в виду свойство дрожжей проникать во все поры теста. Своей способностью разносить заразу в сообществе веры лжеучения походят на закваску. Здесь мы видим, по крайней мере, отзвук требования святости, выражавшегося в ветхозаветных предписаниях против использования дрожжей. В Новом Завете Павел призывает нас «праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1-е Коринфянам 5:8).

См. также: ГОСТЕПРИИМСТВО, ДРОЖЖИ, ЗЕРНО, ПИЩА, ХЛЕБ.

ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА. См. ЛИЦО.