ВСТРЕЧА ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ (ENCOUNTER, DIVINE-HUMAN) Словарь библейских образов

Тема встречи человека с Божеством, часто встречающаяся в эпической и мифологической литературе древности, служит основанием для одной из самых распространенных «типовых сцен» в Библии, основная мысль которой вращается вокруг встречи Бога с людьми для примирения или суда. В некоторых случаях инициатива исходит со стороны человека (исходя из предпосылки: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» [Иакова 4:8]), но обычно инициатива принадлежит Богу. Происходящую в результате встречу окружает сияние Святости. Основной характеристикой встречи служит вторжение слова или явления из сверхъестественной сферы в земную. Иногда Божьим посредником выступает ангел, в других случаях божественное явление бывает прямым. В любом случае явление из трансцендентной сферы сопровождается огромным проявлением силы. Человека переполняет непреодолимое чувство необычайной важности происходящего, и он отвечает словами или делами, либо тем и другим.

Самые яркие рассказы о непосредственных встречах содержатся в первых книгах Библии, где часто ведутся диалоги лицом к лицу. Тон задан в Бытие 3, где Бог, представший как строгий родитель и судья, добился от Своих непокладистых детей правды, объявил о наказании и обещал искупление (Бытие 3:8-23). Затем Бог явился Каину, чтобы урезонить его и объявить приговор (Бытие 4:6-15) и Ною во время событий, связанных с потопом (Бытие 69). Начиная с призвания Авраама, встречи Бога с патриархами Авраамом, Исааком и Иаковом (но не Иосифом) служат вехами развития действия в Бытии (Бытие 13:14-17; 15:1–16; 17:1–22; 18; 22; 26:24–25; 28:10–22; 32; 35). В ходе этих встреч в основном подтверждался завет, и хотя обычно они проходили в форме беседы, в них фактически выражалось Божье пророчество.

Аналогичную схему мы видим в эпическом повествовании Книги Исход. Здесь тоже серия встреч начинается с призвания героя (Моисея) в эпизоде у горящего куста (Исход 3:1-4). Когда Моисей выразил сомнение, сможет ли он быть пророком Божьего слова о суде, Бог выступил в роли наставника и инструктора (Исход 6:1-13; 7:8, 14, 19; 8:1–5). Когда народ выступил в поход, Бог неоднократно являлся Моисею (обычно в кризисных ситуациях) и давал указания относительно дальнейших действий, а также в некоторых случаях для его защиты (Числа 12; 16) или наказания (Числа 20:10-13). Самая впечатляющая встреча Бога с народом во время исхода произошла у горы Синай, где был дан закон (Исход 19:9-25; 33:1 – 34:35). Наиболее яркое выражение тема встречи человека с Богом получила в словах: «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исход 33:11). Для понимания сути этих встреч большое значение имеет также деталь, что лицо Моисея сияло лучами и он был вынужден носить Покрывало, которое снимал, когда «входил пред лицо Господа, чтобы говорить с Ним» (Исход 34:29-35). Жизнь Моисея оборвалась после встречи с Богом «на горе Нево, на вершине Фасги» (Вт. 34:1).

Иисус Навин, преемник Моисея, тоже встречался с Богом. Формулировка «сказал Господь Иисусу» повторяется свыше десятка раз. В ходе этих встреч Бог, в основном, давал указания относительно ведения дел по завоеванию обетованной земли. Тема продолжается и в Книге Судей, где особое внимание привлекают призвание и подготовка Гедеона (Книга Судей 6:11-7) и явление ангела, объявившего о предстоящем рождении Самсона (Книга Судей 13). В 1 и 2Царств тоже рассказывается о таких встречах, начиная с призвания Богом молодого Самуила (1-я Царств 3) и затем по ходу описания жизни Давида, в которой посредником встреч с Богом выступает Нафан (2-я Царств 7; 12:1–15). С царями Израиля и Иудеи Бог встречался через Своих представителей, пророков.

Встречи Бога со Своими Пророками – основная тема пророческой литературы. Формулировка «было слово от Господа» пророку (или ее варианты, например «Господь сказал») употребляется так часто, что делать ссылки на нее представляется излишним. Вместе с тем, особого упоминания заслуживают сцены Призвания пророков (Исаия 6:1-8; Иеремия 1; Иезекииль 13; Амос 7:15; Иона 1:1-2; 3:1–4). Рассказ о жизни Илии отмечен не только постоянными повелениями Бога Своему пророку выполнить те или иные поручения, но и сценой явления Бога в пустыне, когда Илия сидел под можжевеловым кустом и Бог дал ему еду и воду. За этим последовала полноценная сцена встречи, когда голос Бога явился Илии в пещере как веяние тихого ветра (3-я Царств 19:4-18). В последнем эпизоде подчеркивается мысль, что Бог укрепляет пророков Своими встречами с ними.

Среди всех встреч человека с Богом наиболее сильное и яркое впечатление производит голос из бури, ставший кульминационным моментом Книги Иова (Иов 38:1-40). Обрушив лавину риторических вопросов, Бог поменялся ролями с Иовом (который пытался обвинять Бога) и задал ему ряд вопросов, демонстрирующих высшее знание Бога и Его силу. Эти две речи, в которых упор как будто бы делался на трансцендентности Бога, вместе с тем, парадоксальным образом показывают Его имманентность – Его близость к творению и чудо провиденциального управления природой. В соответствии с двусторонним характером встреч Бога с человеком, Иов ответил со смирением, покаянием и поклонением (Иов 39:33-35; 42:1–6).

В Новом Завете воплощение Иисуса само по себе представляет собой продолжительную встречу Бога с родом человеческим, как на это указывает Иоанн в христологическом гимне, с которого начинается его Евангелие (От Иоанна 1:1-18). Помимо этого общего принципа, следует отметить, что важное место в евангелиях занимают рассказы о конкретных встречах. Рассказы о встречах Иисуса с Закхеем (От Луки 19:1-10) и самарянкой у колодца (От Иоанна 4:1-42) можно, пожалуй, считать характерными образцами многих других историй, записанных в евангелиях. Особого упоминания заслуживает рассказ об обращении Павла (Деяния 9:1-9).

Каков смысл библейской темы встречи человека с Богом? Прежде всего, в ней выражается парадигма библейского представления о реальности, суть которого сводится к тому, что Бог общается с народом и входит в жизнь людей для исполнения Своего Промысла и искупления, а также для суда. Люди не остаются сиротами во вселенной. На них направлены Божье слово и Божья забота для обеспечения их нужд на земле и в вечности. Помимо содержащихся в Библии рассказов о конкретных встречах с Богом, эта книга сама по себе служит местом встречи. Ее призыв, обращенный к читателям, обладает побудительной силой, которой нет в обычной литературе. Само чтение Библии предполагает отклик на нее.

См. также: ВИХРЬ, ГОРЯЩИЙ КУСТ, МОИСЕЙ, ПРОРОК.