ВРЕМЕНА (SEASONS) Словарь библейских образов

Времена – важнейший образ упорядоченности в Библии. В нем выражается мысль о регулярности, предсказуемости, циклическом чередовании и в некоторых случаях (как совокупного понятия) полноты или цельности. Но «времена» в Библии соотносятся не только с природным годичным циклом. Это понятие носит более общий характер и указывает на назначенное или подходящее для чего-то время.

Природный годичный цикл. Любого, кто обратится к Библии в поисках упоминаний о четырех временах года, постигнет разочарование ввиду их редкости. Прежде всего, для людей в библейском мире существовало только два времени года – лето и зима, и у них было не вполне ясное представление о кратких переходных периодах между ними. Весна понималась как «время, когда выходят цари в походы» (2-я Царств 11:1; 1-я Паралипоменон 20:1), и она подразумевается как время романтических ухаживаний в Песни песней, где яркие описания распускающихся почек и цветения (Песни Песней 2:11-13; 7:12–14) служат подходящим обрамлением любовной истории.

Лето и зима – основные времена года в библейском мире. Лето жаркое и сухое (Псалтирь 31:4), это время жатвы (Притчи 6:8; 30:25; Иеремия 40:10,12; Михей 7:1). Зима дождливая (Песни Песней 2:11; Осия 6:3), это время, когда погода холодная и люди чувствуют себя уязвимыми (От Матфея 24:20; От Марка 13:18; Деяния 27:12; 2-е Тимофею 4:21; К Титу 3:12). Представление о жизни в разные времена года мы получаем прежде всего из упоминаний, относящихся к привилегированным классам: прохладная горница (Книга Судей 3:20), зимний дом (Иеремия 36:22; Амос 3:15), летний дом (Амос 3:15).

Назначенные времена. Перейдем теперь к более общему значению слова временам как распространенному библейскому понятию. Когда мы задумываемся о временах в таком смысле, на память приходит прежде всего Бытие 1, где говорится о создании Богом солнца, луны и звезд «для знамений, и времен, и дней, и годов» (Бытие 1:14). Светила на небе и времена, которые они обозначают, рассматриваются как «знамения» Божьего милостивого, всевластного приведения в порядок всего в жизни. Из ничего возникли не беспорядочность или хаос, а управляемое свыше чередование времен, в которых самих по себе выражается цикл жизни и смерти, а затем опять жизни.

Апостол Павел назвал дождь с неба и времена плодоносные Божьим «свидетельством» людям, что Он существует и любит сотворенных Им людей (Деяния 14:17). Даниил услышал свидетельство, прочитал знамения и вознес хвалу Тому, Кто «изменяет времена и лета» (Даниил 2:21). В Библии подразумевается, что каждый раз, когда одно время сменяется другим, мы можем слышать глас Божий, обещавший Ною, что во все дни земли Он будет поддерживать порядок, при котором «сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Бытие 8:22).

Провиденциальные знамения Бога требуют послушания со стороны всех объектов созданного Им творения. Когда псалмопевец пишет: «Он сотворил луну для указания времен; солнце знает свой запад» (Псалтирь 103:19), он тем самым прославляет факт, что каждый элемент творения в совершенстве играет свою роль в соответствии с Божьим замыслом. Можно представить себе солнце и луну, которые обладают собственной волей и передвигаются по небу в послушании Богу. «И аист под небом знает свои определенные времена», – пишет Иеремия (Иеремия 8:7), проводя параллель между поведением птицы и движением огромных планет, показывая тем самым, что творения на каждом уровне следуют определению Творца. Вместе с тем, Иеремия отмечает, что одна часть творения отказывается подчиняться: человеческие существа, видя знамения и свидетельство, либо сообща дополняют картину, либо отворачиваются и нарушают ее. Отрывок заканчивается обвинением: «А народ Мой не знает определения Господня» (Иеремия 8:7).

Дождливое время приносит дождь, а время жатвы приносит обильный урожай. Таково гармоничное чередование времен. Но гармония или дисгармония времен часто связывается в Писании с послушанием или непослушанием на человеческом уровне. Это становится понятно любому, кто знаком с концепцией эпохи Возрождения о Великой цепи бытия, в которой устанавливается соответствие между порядком и беспорядком на человеческом и космическом уровнях. Именно такая связь выражается в Притчи 20:4: «Ленивец зимою не пашет; поищет летом – и нет ничего». Такая связь действительно существует. В Ветхом Завете Бог раз за разом говорит Своему народу, что если он будет соблюдать Его заповеди, любить Его и служить Ему, «то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой» (Вт. 11:14; см. Вт. 28:12; Левит 26:3-4). Иеремия, говоря о бунте Божьего народа, предъявляет ему обвинение в отсутствии страха пред Господом Богом, «Который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы» (Иеремия 5:24). Далее пророк говорит, что грехи людей нарушили эти устойчивые сезонные благословения и что все части Божьего упорядоченного мира страдают от последствий человеческого беспорядка. Тем не менее в конце, в свое время, Бог наведет порядок во всем этом беспорядке. Когда в Псалтирь 1:3 праведник сравнивается с «деревом, посаженным при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое», мы понимаем, что Бог, Который в начале упорядочил времена земли, может упорядочить и времена человеческой жизни, приведя каждого Своего последователя к зрелости и принесению плода в надлежащее ему время. Когда автор Екклесиаста пишет, что есть «время всякой вещи под небом» (Екклесиаст 3:1), мы понимаем, что Бог, Который в начале упорядочил времена земли, может упорядочить и времена всей человеческой жизни, будь то времена рождения или смерти, войны или мира. Бог управляет свыше всеми временами. Тот, кто игнорирует установленный Им размеренный ритм, не получит дождя и не расцветет. Тот, кто следует за Ним, принесет плод. Таковы образы времен в Писании.

Поэтому Павел имел основания писать Титу, что Бог «в свое время явил Свое слово в проповеди» через Павла (К Титу 1:3). В том же предложении Павел отмечает, что Бог обещал вечную жизнь «прежде вековых времен» (К Титу 1:2). Здесь он приоткрывает картину, в которой Бог Творец установил времена и определил их следование одно за другим в буквальном и переносном смысле, чтобы каждое время было этапом плана, разработанного свыше с самого начала. В образе времен выражается мысль, что Бог сотворил земное время и установил границы его частей, и хотя мы ограничены жизнью только в один момент времени, мы можем представить себе и оценить образец Его всевластного величия.

См. также: ДОЖДЬ, ЖАТВА, ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, ПОГОДА, СЕЯНИЕ, СНЕГ, СУХОСТЬ.