ВОСХОЖДЕНИЕ, ПОДЪЕМ (ASCENT) Словарь библейских образов

В символике, связанной с направлением по вертикали, верх имеет положительное значение, а низ – отрицательное. Небо наверху, а ад внизу. Радостные чувства ассоциируются с высотой, а состояние депрессии – с долиной. В образе восхождения выражается движение снизу вверх и, соответственно, общее положительное представление о высоком положении.

Символика восхождения в значительной степени определяется изображенной в Библии двухъярусной картиной мироздания. Небо расположено над землей, и существа, перемещающиеся с земли на небо, совершают при этом восхождение. После выполнения земной миссии ангелы поднимаются на небо (Книга Судей 13:20; ср. Бытие 28:12; От Иоанна 1:51), а Илия при восхищении был поднят на небо вихрем (4-я Царств 2:11). Мысль о невозможности для себя избежать присутствия Бога псалмопевец делает еще более яркой с помощью образа, противоположного поиску (см. ИСКАНИЯ) Бога, в котором показывает, как он пытается уйти от Него. Одна из возможностей заключается в восхождении на небо, но и там он находит Его (Псалтирь 138:8). Исаия, насмехаясь над гордым царем Вавилона, пишет о его желании взойти на небо (Исаия 14:13-14).

В другой группе образов, связанных с восхождением, изображается достижение человеком определенного положения. Так, царь может взойти на престол своего предшественника (2-я Паралипоменон 21:4). Иногда заслуга такого восхождения относится к Богу и сыгранной Им роли победителя. В Псалтирь 67:19 нарисована картина Небесного Воителя, с триумфом «восшедшего на высоту». Христос тоже изображается восходящим на небо в Евангелии от Иоанна (От Иоанна 3:13; 6:62; 10:17) и в других местах Нового Завета (Деяния 2:34; К Ефесянам 4:8-10).

Третья группа образов связана с темой богослужения и основывается на физическом расположении храма на высоком месте в Иерусалиме. Соответственно, для поклонения Богу в храме надо «взойти на гору Господню» (Псалтирь 23:3). Пятнадцать псалмов паломников (Псалтирь 119133) называются «псалмами восхождения» – подразумевается, что их пели паломники, «поднимавшиеся» к иерусалимскому храму.

См. также: ВОЗНЕСЕНИЕ, ВЫСОТА.