ВОСТОК (EAST) Словарь библейских образов

В семитских культурах древнего Ближнего Востока проявлялась тенденция ориентироваться (то есть смотреть) на восток (евр. qedem – «вперед», «восток»). На древних картах вплоть до средних веков сверху обычно располагался не север, а восток. Израильская скиния и храм Соломона были обращены на восток. Такая ориентация находит выражение в библейской литературе, в которой именно восток воспринимается источником благословений и облегчений (Бытие 2:8; Откровение 7:2-3). Возможно, это связывалось с движением солнца с востока на запад. Сторона, в которую смотрит человек, указывала на начало, а не на конечный пункт, что подтверждается словами, обозначающими прошлое и будущее, однокоренными со словами «восток» и «запад». Прошлое – это «древние дни» (qedem, «впереди»; 4-я Царств 19:25; Псалтирь 43:2), а будущее – «последствие [aharit] времени» (Бытие 49:1 {«грядущие дни»}; Числа 24:14). В таком представлении выражается мысль о движении в неизвестное будущее (на запад) как бы задом наперед, глядя на прошлое (на восток). Также, пространственная ориентация на восток, например, восточных ворот храма, подразумевается и выражается в некоторых рассказах, в которых движение начинается с востока.

В Бытии движение на восток последовательно изображается как следствие неповиновения и греха. Адам и Ева изгоняются из Едемского сада на восток (Бытие 3:24), в том же направлении отправляется убийца Каин (Бытие 4:16). С востоком связываются и отказавшиеся повиноваться Богу строители Вавилонской башни (Бытие 11:2-4). Эту ведущую к катастрофе силу в конце концов преодолел Авраам, отправившийся с востока на запад и даже запретивший своей семье возвращаться на восток (Бытие 24:5-8). Но бедствия продолжали поражать тех, кто, подобно Лоту, предпочитали двигаться в восточном направлении (Бытие 13:11-13). Возвращение Иакова на восток сопровождалось годами мошенничества, обмана и раздора (Бытие 29:1). Наименьшую долю наследства Авраама получили его дети, отправившиеся на восток (Бытие 25:6).

Тот же принцип мы видим и в других книгах Библии. Первыми из двенадцати колен исчезли как раз те (Рувима, Гада и половина Манассии), которые вызвали гнев Моисея тем, что предпочли поселиться к востоку от Иордана и не наследовать обетованную землю на западном берегу (Числа 32:19; Книга Судей 18:7). Когда Божья слава в конце концов отошла от Израиля, предвещая Иерусалиму бедствия, Он удалился в восточном направлении (Иезекииль 10:18-19; 11:22–23). Восстановление в Иезекииль 43:2-5 связывается с изменением направления Его движения. Вавилонское пленение представляло собой трагическое возвращение на восток и, по сути, означало уничтожение всего, что было достигнуто с тех пор, как Авраам задолго до этого впервые покинул землю Вавилонии.

Помимо вселенского аспекта, в случае с Израилем и его ближайшими соседями значение имело и их географическое расположение с пустыней на востоке. Из этих засушливых мест дует жаркий ветер сирокко (от арабского слова sarqi – «восточный ветер»), разрушающий человеческие дела (Иезекииль 27:26; Псалтирь 47:8), иссушающий растительность (Иезекииль 17:10; 19:12) и источники воды (Исход 14:21; Осия 13:15). Горячий восточный ветер стал метафорическим обозначением всего совершенно бесполезного (Иов 15:2-3). Если бесполезно гоняться за обычным ветром (Екклесиаст 6:9 {«бродить душею»}), то тем более абсурдно гоняться за восточным ветром (Осия 12:1). Живущие на востоке изображаются обычно кочевниками с шатрами и верблюдами (Иеремия 49:28-29; Иезекииль 25:4), подобными восточному ветру, опустошающему Израиль (Книга Судей 6:3,33; 7:12).

См. также: ЗАПАД, СЕВЕР, СОЛНЦЕ, ЮГ.

ВОСХВАЛЕНИЕ. См. ПОХВАЛЬБА.