ВОССТАНОВЛЕНИЕ, ВОЗВРАТ (RESTORE, RESTORATION) Словарь библейских образов

Любой знакомый с библейским учением человек знает, какую роль играет приставка воз-вос в Библии и библейском богословии. Библейская вера основывается, в первую очередь, на постоянном возврате к чему-то или повторении переживаний. Поэтому образ восстановления занимает свое место в ряду таких взаимосвязанных понятий, как возмещение, возвращение, воссоединение, примирение и возрождение. В восстановлении подразумевается возвращение или получение назад взятого или утраченного.

Образ восстановления встречается в Библии свыше сотни раз. Прежде всего следует отметить огромное число возвращаемых объектов или понятий. Вернуть можно жену мужу (Бытие 20:7,14), сына отцу (Бытие 37:22), положение человеку (Бытие 40:13,21; Даниил 4:32-34). У страдающих людей восстанавливаются в целости утраченные владения или здоровье (Исход 4:7; 3-я Царств 20:34; 4-я Царств 5:10,14; От Марка 3:5; 8:25), и даже жизнь возвращается к мертвому (4-я Царств 8:5). Возвращаются одежда (Исход 22:26), украденные вещи (Левит 6:4-5), пленные (Вт. 30:3; Псалтирь 13:7; 52:7), возвращаются и восстанавливаются города (1-я Царств 7:14; Неемия 3:8), храм (2-я Паралипоменон 24:4,12). Самым большим источником прямых ссылок на восстановление служат ветхозаветные пророческие книги, где много внимания уделяется восстановлению народа Израиля (Иудеи) после вавилонского плена, в котором сочетаются политическая и духовная стороны события и которое не теряет значения в Новом Завете, как явствует из вопроса учеников воскресшему Христу перед вознесением: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деяния 1:6; ср. также с аргументацией в К Римлянам 11, где говорится о восстановлении Израиля).

Образ восстановления имеет порой нравственный подтекст. Взятые в залог вещи должны быть возвращены владельцу до захода солнца (Вт. 24:13), также должны возвращаться украденное добро (2-я Царств 12:6), нажитые нечестным путем деньги (От Луки 19:8), а виновный в грехе человек исправляется церковью (К Галатам 6:1). В других местах смысл этого понятия скорее духовный, нежели этический, например, когда говорится, что восстанавливается душа человека (Псалтирь 22:3), что получивший Божье прощение человек возвращается к радости спасения (Псалтирь 50:14) и что искупленные восстанавливаются (Псалтирь 79:4,8,20; 84:5). Как восстановление рассматривается даже переход на небо: «Бог же всякой благодати... Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми» (1-е Петра 5:10).

Тема восстановления присутствует и в библейской эсхатологии. Наиболее ясное выражение она находит в проповеди Петра, предсказавшего, что время возвращения Христа будет временем «до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века» (Деяния 3:21). Эта тема воплощается в самой композиции Библии, рассказ в которой переходит от изображения первоначального совершенства к жалкому положению падшего человечества, а затем к восстановлению совершенства – даже райского совершенства (Откровение 22:1-2; см. САД). Тот же мотив лежит в основе аргументации в К Римлянам 8:18-25, где говорится о совокупном стенании человеческого и природного мира под бременем своего падшего положения и ожидании конечного искупления или восстановления.

В Библии содержатся также рассказы о восстановлении. Иосиф вновь занял видное положение в Египте после заключения в темницу Потифаром и в своей семье после долгих лет разлуки. Состояние Иова восстановилось вдвойне после периода испытаний и страданий. Давид вернул царство после временного успеха бунта Авессалома. Восстановление Израиля, которое предсказывали пророки, описывается в книгах Ездры и Неемии. Отношения Петра с Иисусом восстановились в том же порядке, в каком произошло его тройное отречение от Иисуса (От Иоанна 21:15-17).

См. также: ВОЗВРАЩЕНИЕ, ВОЗРОЖДЕНИЕ, ВОССОЕДИНЕНИЕ, ИЕРУСАЛИМ, ИЗГНАНИЕ, ИЗРАИЛЬ, МИР, OCTATOK, ТВОРЕНИЕ, ЦЕЛОСТНОСТЬ.