ВОССОЕДИНЕНИЕ, ПРИМИРЕНИЕ (REUNION, RECONCILIATION) Словарь библейских образов

Рассказы о воссоединении и примирении любят все, отчасти из-за их эмоциональной насыщенности, отчасти потому, что они отвечают внутренне присущему желанию человека жить в согласии с другими людьми и с Богом. Две самые известные библейские сцены семейного примирения придают дополнительную яркость Книге Бытие. В одной из них после двадцати лет разобщенности воссоединяются Иаков и Исав (Бытие 33:1-14). В этом рассказе Иаков выступает в роли преследуемого чувством вины просителя, с комической сверхосторожностью подготовившегося к встрече, а Исав проявляет великодушие и импульсивность в своем прощении. Еще более выразительный характер носит подробно изложенная сцена воссоединения, когда Иосиф раскрывается перед своими братьями и с блеском празднует примирение с ними (Бытие 46:1-47).

Тема примирения лежит в основе Книги Осии, в которой пророк повинуется повелению Бога воссоединиться со своей неверной женой Гомерью. В Песни песней моменты разлуки двух влюбленных заканчиваются сценами воссоединения. Тот же мотив подспудно присутствует в явлениях Иисуса после воскресения, и он проходит красной нитью через повествование о восстановлении Петра после его отречения (От Иоанна 21:15-19).

Примирение между людьми – одно из положений этического учения Иисуса, которое Он выразил в установке на примирение с собратьями верующими (От Матфея 5:23-26; ср. К Галатам 6:1) и на прощение брата или сестры, согрешивших против человека (От Матфея 18:21-22).

Тема воссоединения получает в Библии ясно выраженную духовную трактовку, основанную на Божьем прощении грешников. Воссоединение происходит на национальном уровне в Ветхом Завете, где повторяющийся цикл греха – покаяния – воссоединения показан как преобладающий фактор израильской истории. Пророческие книги призывают вновь послушаться Бога и найти Его благоволение, и обычно они заканчиваются видениями такого воссоединения. В псалмах пожелание воссоединения иногда выражается в форме ходатайственных молитв (Псалтирь 13:7; 52:7; 59:3; 84:2; 125:4).

Примирение с Богом через прощение происходит и на личном уровне. Классический пример – Псалтирь 50, построенный на теме раскаяния автора и его желания, чтобы Бог «возвратил мне радость спасения» (Псалтирь 50:14). Эта тема лежит в основе всех «покаянных псалмов» (Псалтирь 6; 31; 37; 50; 101; 129; 142). В Новом Завете этот мотив становится полноценным богословским принципом, ключевым словом в котором служит примирение (К Римлянам 5:10-11; 2-е Коринфянам 5:18-20; К Ефесянам 2:16; К Колоссянам 1:20,22).

См. также: ВОССТАНОВЛЕНИЕ, ИСКУПЛЕНИЕ КАК ВОССОЕДИНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ, МИР, ПОКАЯНИЕ, ПРОЩЕНИЕ, ЦЕЛОСТНОСТЬ.